Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:33, курсовая работа
Проблема правосознания, как одна из самых трудных и загадочных, всегда волновала юристов и философов в различные эпохи. Их многочисленные труды в этой области внесли огромный вклад в сегодняшнее понимание этого явления, поскольку вопросы правосознания не теряют своей актуальности. Они актуализируются вследствие динамического развития государственности, изменения ценностей, востребованности права в качестве регулятивной ценности. В России изменилась парадигма общественно-политического развития, «философия» публичной власти, меняются содержание и способы осуществления юридической деятельности – и все это во многом обусловлено правосознанием.
Введение3
Раздел I. Правосознание: понятие и структура4
Раздел II. Функции и виды правосознания.12
Раздел III. Правовое воспитание и правовое обучение 20
Заключение29
Список литературы31
При этом правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей правовая идеология выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативно-правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.
Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая в последствии может получить идеологическое оправдание и обоснование.
Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии.
Конечно, изложенную точку зрения на структуру правосознания можно сегодня признать за исходную: она больше «преломляется» и учитывает сегодняшние условия бытия, характер рыночных отношений. Однако определение правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждается в уточнениях. И здесь не помешает и традиционный подход. Суть его состоит в том, что правосознание состоит только из двух элементов, частей: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Она характеризуется глубоким усвоением, познанием права, проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (проф. Н. Л. Гранат).
Ведущими в правовой идеологии являются идеи: неотъемлемых прав и свобод человека; закона как акта высшей юридической силы; законности; охраны права государством и связанность самого государства правом.
На протяжении веков правовая идеология развивалась в качестве сугубо классового феномена. Соответствующие идеи и понятия отражали и не могли не отражать интересы и потребности определенных классов и властвующих элит. Однако цивилизованные процессы в обществе и особенно очевидность неблагоприятных последствий классовых битв для государства и граждан все больше побуждают к выработке общечеловеческих ценностей и основанных на них гуманных идей и понятий.
Проф. В. М. Сырых полагает, что правовую идеологию разрабатывают прежде всего политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Однако эта позиция не поддерживается большинством ученых-правоведов, поскольку правовая идеология способна освобождаться от заидеологизированности, что означает ее отказ от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине, основанной на объективной оценке правовых реалий.
Психологическая сторона правосознания, в сущности, питает другой его элемент - идеологию и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания - чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми.
Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния.
В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права, соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.
Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.
Правовая идеология и
правовая психология тесно взаимодействуют
и не могут существовать друг без
друга, поскольку выступают
Безусловно, в реальной жизни
правосознание проявляется как
нечто целое, не структурированное.
Выделение структурных
Раздел II. Функции и виды правосознания.
Различные авторы
по-разному выделяют и
Каждая из указанных
функций в той или иной
К основным функциям правосознания следует отнести познавательную, информационную, регулятивную и оценочную функции.
Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.
Информационная функция правосознания направлена на сбор и получение людьми необходимой для анализа и оценки правовых явлений и процессов разнообразной правовой информации; на разработку целесообразных для работы в этой сфере социально-юридических программ, алгоритмов и моделей.
Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на самый процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняет предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.
Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.
Выделяют три вида оценочных отношений: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению – собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов – суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Осуществление в жизни данной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отношение к праву.
В качестве неосновных функций правосознания могут выступать:
1) идеологическая функция (механизм правосознания в ходе своего действия помогает обществу и государству формировать нужную идеологию, нужные национальные идеи);
2) нормативно-прогностическая функция, раскрывающая способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.
3) функция правового моделирования (позволит создавать нужные модели правового воздействия на поведение людей);
4) воспитательная функция (направлена на воспитание граждан в духе уважительного отношения к праву);
5) целевая функция (связана с функционированием действенной системы целей правосознания) и др.
Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.
С точки зрения субъектного состава, т.е. исходя из того, кто выступает носителем правосознания, ученые обычно выделяют: индивидуальное, групповое, общественное и профессиональное правосознание.
Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. И здесь наряду с внешними факторами правового регулирования (авторитетом власти, принуждением, указанием и др.) действуют и внутренние мотивы, основанные на сложившемся индивидуальном правосознании: правовые взгляды, утверждения, представления и др. Неслучайно уголовное законодательство при назначении наказания требует учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (ст. 60 УК РФ).
Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.
Индивидуальное правосознание гражданина имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание – это фактор формирования активности личности, предпринимательства, стимулирования использования прав, свобод и исполнения обязанностей.
Индивидуальное правосознание должностного лица, казалось бы, должно быть всегда ориентировано на исполнение закона, на активное продвижение правовых требований в жизнь. Но, увы, как же широко среди должностных лиц (многих чиновников) распространены эмоциональные представления о законе, который, по их мнению, что столб: свалить нельзя, а обойти можно. Этому способствовала и многолетняя практика высших структур российского общества. Например, длительное время в правосознание советского чиновника внедрялось «ленинское» положение о том, что «обойти декрет нельзя, за одно предложение об этом отдают под суд». Эта фраза из записки Ленина в 1919 году одному из своих сотрудников цитировались бесконечное множество раз в различных учебниках, статьях, научных трудах.