Правовая система России XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проследить развитие правовой системы России в XIX веке.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрена кодификация русского права в первой половине XIX века;
охарактеризована трансформация:
-гражданского и
-уголовного права.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Кодификация русского права в первой половине XIX века 5
1.1. Общая характеристика кодификационной работы первой половины XIX века. 5
1.2. Кодификационная работа Сперанского 1809 – 1832 гг. 8
Глава II. Гражданское право и его трансформация 14
2.1. Право собственности в гражданском праве I пол. XIX в. 14
2.2. Имущественное право I пол. XIX в. 20
2.3. Наследственное право I пол. XIX в. 26
Глава III. Уголовное право и его трансформация 29
3.1 Развитие уголовного права в первой половине XIX в. 29
3.2. Уложение 1845 года как итог развития уголовного права в первой половине 19 века. 32
Заключение 35

Содержимое работы - 1 файл

Правовая система 19 в.(курс).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

2) право  угодий в чужом имуществе;

3) право  собственности на заповедные  наследственные имения;

4) право  собственности на имения, которые  жаловались на праве майоратов  в западных губерниях;

5) право  владения и пользования, отделённые  от права собственности;

6) право  распоряжения, отделённое от права  собственности.

      2. Право участия в пользовании  и получении выгод от чужого  имущества.

      "Право  постороннего участия в выгодах  имущества" было двух видов:  общее и частное.  Оно было  общим,  если право "участия в выгодах" имущества устанавливалось для всех лиц; частным - когда оно устанавливалось в пользу кокого-либо одного из частных владельцев (ст. 433) .

      2.1. Право участия общего.

      По  Гражданскому уложению закреплялось право  для всех прохода и проезда по большим дорогам и по путям водного сообщения. При этом, владельцы земель, по которым пролегали большие дороги, не имели права препятствовать проходу и проезду (ст. 434).

      Статья 435 гласит, что "для подножного корма  прогоняемого скота, владельцы дач, прилегающих к большой дороге", не имели права скашивать и вытравлять траву, растущую вдоль дороги). Но для того, чтобы скот не причинил вреда их полям и посевам хлеба, они должны были в соответствующих местах огородить свои участки или обрыть их канавами.

      Для довольствия проезжающих и прогонного скота, луга по дорогам не должны были быть "запираемы" ранее Троицына дня, а "отпираемы" не позже 1 сентября (по большим дорогам - на версту, а  по проселочным - на пол версты) 2). Было разрешено бесплатно пускать прогоняемый скот на луга и "пустоши" после скошения травы, а на пашенные земли - после снятия хлеба (ст. 436).

      По  берегам рек и других водных сообщений  должно было быть отведено пространство для бечевой тяги судов, плотов и  других потребностей судоходства (ст. 437). Подробнее правила пользования этими береговыми путями и связанные с ними права и обязанности были оговорены в Уставе путей сообщения (ст. 358-390).

      2.2. Право участия частного 

      По  статье 442 Гражданского уложения, владелец, чьи земли лежали в верховьях реки, мог требовать, чтобы сосед не поднимал запрудами речной воды и, тем самым, не затоплял его лугов, пашни, не останавливал действия его мельницы. Также, он мог требовать, чтобы хозяин противоположного берега не строил плотину до его берега без его согласия. В примечании к статье 442 говорится, что порядок построения мельниц на казённых землях, на землях находящихся в пользовании государственных крестьян и на землях принадлежавших казачьим войскам, оговаривается в Уставе городского и сельского хозяйства и в Уставе о казённых селениях.

      При возникновении подобных споров между "обществами казённого ведомства" руководствовались двумя основными  правилами:

      1) если при построении мельницы  на казённых землях были заключены  какие-либо договора, то поступали в соответствии с условиями данных договоров;

      2) если договоров заключено не  было, то общее владение мельницей  представлялось тем "мирским  обществам", на земле которых  находились данные мельницы; при  этом, не имело значения, кто построил  данные мельницы (ст. 444).

      В статье 445 оговаривались права хозяина  дома. Хозяин дома мог требовать:

1) чтобы  сосед не пристраивал кухни  и печи к стене его дома;

2) чтобы  сосед не лил воды и не  сметал мусора на его дом  или двор;

3) чтобы  сосед не делал ската своей крыши на его двор;

4) чтобы  сосед не делал окон и дверей  в стене ("брандмауре"), отделявшей  крыши ("кровлю") смежных зданий.

      В примечании к статье 447 сказано, что  споры о строениях с окнами на соседние дворы, которые существовали [строения] ещё до опубликовния данного указа (Указа от 29 декабря 1834 г.) разрешались следующим порядком:

      1) сосед такого дома мог возводить  на своей земле исключительно  каменные строения; не имел права  возводить деревянные строения  и брандмауэр;

      2) если владелец двора, на который выходили окна, высказывал какие-либо опасения (например, о противопожарной безопасности), то по усмотрению Военного Генерал-Губернатора (в столицах) или главного местного начальства (в прочих городах) могли применяться следующие меры: устраиваться "просветы" высотою в три аршина от пола; устанавливаться железные щиты, проволочные сетки или фигурные решетки на окна и так далее.

      Если  появлялась необходимость в дорогах  в местностях, где они отсутствовали, то назначались дороги шириной в  три сажени. При этом, дороги не должны были занимать "усадебных мест" и повреждать строения (статья 450).

      Если, в связи с изменением течения  реки, являвшейся границей между двумя  владениями, какая-либо сторона лишалась водопоя, то к тем рекам назначались  дороги (статья 451).

      Из  последующих статей данного раздела, касательно рассматриваемого вопроса, заслуживает внимания глава 3 (статьи 543-556), которая называется "О праве  собственности общем".

      3. Общее право собственности 

      В статьях 543 и 544 даётся определение общего права собственности. Право  собственности,  принадлежавшее двум или более лицам на одно и то же имущество, называлось "право собственности общей"; также оно называлось " правом общего владения" (статья 543).

      Право общего владения относилось или к  имуществу, которое по "свойству своему или по закону" являлось неделимым  или к имуществу, подлежавшему разделу.

      Отделение 1 главы 3 (статьи 543-549) называется "О  праве собственности общем в  имуществах нераздельных".

      Согласно  статье 543 доходы по нему распределялись между "всеми соучастниками по соразмерности частей". В примечании к статье 543 сказано, что в случае продажи имения, состоявшего в  общем владении двух или более  лиц, если взыскание подано лишь на одного из участников общего владения, соблюдались правила, изложенные в статьях 2055-2061 "Законов о Судопроизводстве Гражданском".

      Распоряжение  общим нераздельным имением происходило  по общему согласию (статья 546). Управление общего имения могло быть вверено одному лицу по общему согласию (статья 547).

      Отделение 2 главы 2 (статья 550-556) называется "О  праве собственности общем в  имуществах, подлежащих разделу".

      По  статье 550 никто не обязан был оставаться соучастником в общем имении, подлежащем разделу, если не изъявлял на то согласия.

      Согласно  статье 551, раздел земель, состоявших в  общем чрезполосном владении, производился с согласия всех участников. Если же в числе владельцев находились государственные  крестьяне, то принадлежавшая им часть  земли выделялась особенным образом, даже если другие владельцы не давали согласия на раздел земли.

      По  статье 552 согласие владельцев на раздел земли, состоявшей в общем владении, должно было быть закреплено в письменной форме за подписью всех соучастников. Однако в примечании к данной статье говорится, что на основании правил, изложенных в Межевых законах, каждый владелец имел право просить в Уездном Суде о "вымежевании следующей ему земли из общего владения" даже если остальные соучастники не изъявляли на то своего согласия. Уездные Суды, рассматривавшие подобного рода просьбы, должны были руководствоваться Межевыми Законами и Законами, изложенными во второй книге Законов о Судопроизвостве Гражданском.

      По  статье 555, имение, состоявшее в общем  владении нескольких лиц, не могло быть "отчуждено" одним лицом без согласия остальных. Однако каждый соучастник имел право продать или заложить свою часть ("свой жребий"). Но другие соучастники имели право сохранить за собой эту часть, заплатив за неё "по оценке". В Примечании 1 к данной статье сказано, что правило о праве общей собственности государственных крестьян, проживающих на собственных землях, на земли, оставленные им помещиками, но между ними [крестьянами] ещё не разделённые, изложены в статье 827 Законов о Состояниях. В Примечании 2 к данной статье сказано, что особенные правила, соблюдаемые при взысканиях с одного или нескольких участников имения, состоявшего в общем владении, но не принадлежавшего к нераздробляемымимениям, изложены в статье 2062 книги 3 Законов о Судопроизводстве Гражданском. 

      2.2. Имущественное право I пол. XIX в.

      В книге 2 ("О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще"), разделе 1 ("О разных родах имуществ"), главе 1 ("О имуществе недвижимом, движимом, раздельном, нераздельном, благоприобретённом и родовом") и в главе 2 ("О имуществе государственном, удельном, принадлежащем разным установлениям, общественном и частном") даётся классификация имущества известного Своду Законов Российской Империи.

      1. Имущество недвижимое, движимое, раздельное, нераздельное, благоприобретённое и родовое.

      Согласно  статье 383 Свода Законов имущество  могло быть недвижимым и движимым. Недвижимым имуществом по закону считались земли, угодья, деревни, дома, заводы, фабрики, лавки, любые строения и пустые дворовые места (статья 384).

      По  статье 385 земли могли быть или  населенными, или ненаселёнными. Ненаселённые земли назывались пустошами, порожними  землями, степями и иными местными наименованиями. К населенным землям принадлежали  "состоящии на них  церковные строения, господские и крестьянские дома, дворы, мельницы (а), мосты, перевозы, плотины и гати (б)" (статья 386).

      К землям как населённым, так и не населенным принадлежали протекавшие  по ним реки, находившиеся на них  озера, пруды, болота, дороги, источники  и т.д., а так же всё находящееся на поверхности земли и находящиеся в недрах земли металлы, минералы и другие ископаемые (статья 387).

      Согласно  статье 388 фабрикам и заводам принадлежали все заводские строения, инструменты, посуда, приписные деревни и крестьяне, земли, леса, покосы, трубы, руды и другие ископаемые. В примечании к данной статье сказано, что деревни и крестьяне, купленные и приписанные к заводам и фабрикам, согласно закреплённым выше положениям, не могли быть отделены.

      По  статье 389 к домам принадлежали части этих домов, составляющие внутреннюю и наружную отделку, а так же украшения, которые нельзя было отделить от здания без повреждения: мраморные, из красного дерева или иных материалов полы, мраморные, медные или чугунные камины, дорогие обои, зеркала в стенах и т.д.

      Согласно  статье 393 имущество, если оно могло  быть разделено на несколько частей таким образом, что каждая часть  могла составлять собой отдельное  владение, называлось раздельным; если же "по существу" или по закону имущество не подлежало разделу, то оно называлось нераздельным.

      По  статье 394 , к нераздельному имуществу  по закону принадлежали:

1) фабрики,  заводы, лавки;

2) принадлежавшие  государственным крестьянам, проживающим  на собственных землях, участки  земли, размером не более восьми десятин;

3) взятое  в аренду;

4) золотосодержащие  прииски, отводимые частным лицам  на казённых землях для разработки;

5) майоратные  имения в Западных губерниях;

6) участки,  отводимые для поселения малоимущим  дворянам по Высочайшему повелению.

      По  статье 395 по желанию владельца, в  связи с особенными обстоятельствами, по Высочайшему утверждению имущество  могло быть объявлено нераздельным, и в этом случае получало название "заповедное наследственное имение".

      Недвижимое  имущество могло быть благоприобретенным или родовым (статья 396).

      По  статье 397, благоприобретенным считалось  следующее имущество:

1) "выслуженное  или Всемилостивейше пожалованное";

2) купленное,  подаренное (нужна была дарственная  запись) или приобретенное иным  путем "из чужого рода";

3) купленное  отцом у сына, который получил  имущество от матери;

4) родовое  имущество, которое было продано  в чужой род, а потом приобретено  снова;

5) купленное  у родственника, за которым оно  числилось как благоприобретенное;

6) полученное  одним супругом после смерти другого;

Информация о работе Правовая система России XIX в