Понятие и структура правовых систем современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

В мире сейчас около двухсот стран, и в каждой из них в более или менее развитом виде функционирует регулятор общественных отношений – право. Везде есть свои осо-бенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. Но при этом среди них выделяют группы, объединенные общими признаками права. По совокупности этих признаков они составляют различные правовые системы.
Целью данной работы и является исследование правовых систем (семей), а предме-том исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Мето-дом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современ-ности.

Содержимое работы - 1 файл

понятие и структура правовых систем современности.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

      С развитием международных связей  большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949г. Прямо предусматривает,  что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции РФ. Что касается обычая,  то он играет в системе романо-германского права,  в основном,  вспомогательную роль,  дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

Весьма  противоречива доктрина по вопросу  о судебной практике как источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики,  а также значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение,  основанное,  например, на аналогии и на общих принципах, оставленное в силе Кассационном судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

      Постановления французского Кассационного суда и  Государственного совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских государств,  входящих в романо-германскую   правовую семью. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон,  можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства права. Является принципиально важным,  что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи [10, С.315].

2.1.1. Правовая система  России 

      Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую

семью, вновь возвратив в нее после  более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986г. Разрешается индивидуальная трудовая демократия, в 1989г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства", в 1990г. признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С начала деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990г. начинается развитие собственно российской правовой системы. В 1990—1991 гг. рос законодателями были про равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международного при прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деле права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохранен отчасти и в советский период [15, С.537]. По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К 2000г. приняты новые Арбитражный процессуальный (1995г.), Бюджетный (1998г.), Водный (1995г.), Воздушный (1997г.), Градостроительный (1998г.), Лесной (1997г.), Налоговый (первая часть в 1998г.), Семейный (1995г.), Торгового мореплавания (1999г.), Уголовно-исполнительный (1997г.) и Уголовный (1996г.) кодексы.

      Кодификационные работы права также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татар, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская область) кодексы.

      Правовая  система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии).Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный) основываются на законодательстве, одобрен Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ. Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств,  российское законодательство делится на федеральное и законодательное субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ [15, С.539].

      В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, на: регулирование прав и свобод человека и гражданина: формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

      К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение;  административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодатель о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правовых органов; адвокатуру, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и мест самоуправления. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормы, акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.

      Особое  место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличие от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституционные (уставы) субъектов РФ, законодательство субъектов РФ, указы президента республик в составе РФ, постановления и распоряжения губернатора и других глав администрации субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

      Низший  уровень в иерархии норм правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

      Судебный  прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика, официально обобщаемая и направляемая в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе источников права за заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

      Достаточно  ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), на обычай (ст. 19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314—316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999г. при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов РФ.

      Весьма  специфическим источником российского права являются договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст. 11 Конституции РФ. Важным источником права являются международно-правовые акты и доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законам, то применяются правила международного договора.

2.2.  Англо-американская  правовая семья,  или семья “общего права” 

      В отличие от государств романо-германской семьи,  где основным источником права является закон,  в государствах англо-саксонской правовой семьи источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,  сформулированные судьями в решениях. В рассматриваемую семью входят,  наряду с США и Англией, Северная Ирландия, Канада,  Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств Британского содружества. Семья “общего права”, как и римского права, развивалась на основе принципа: “Право там, где есть защита”. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями  “ права справедливости”, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами [10, С.315]. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право - общее  для всей Англии. Оно было создано королевскими судами,  называвшимися обычно вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIII в.

      В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений,

которыми  и руководствовались в последующем  эти суды.  Совокупность таких конкретных решений,  обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право. Поэтому считается,  что английское “общее право”  образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами. Характерные черты правопонимания в  этой правовой семье выражаются формулой: “Средство судебной защиты важнее права”, так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в суд. Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил,  лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел [18, С.456].

      В процессе формирования общего права  королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их  к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права. К концу XIII в. возрастают роль и значение статутного права,  в связи с чем правотворческая роль судей стала некоторым образом  сдерживаться. В XIV – XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращению к королю. В результате наряду с общим правом   сложилось “право справедливости”. Оно представляло собой совокупность решений лорда-канцлера по конкретным делам на основе доктрины  “справедливости”,  которая дополняла и корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие положения доктрины были заимствованы из римского и канонического права.  Итак, до реформы 1873- 1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов,  применявших “общее право”,  существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила “общее право” и

“право  справедливости” в единую систему  прецедентного права. Достигнутое  таким путем сочетание в английском праве  “общего права” и “права справедливости” определило его двойственную природу, все английские суды стали применять нормы как “общего права”, так и права “справедливости”. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных дел. Для англичанина осталось важным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства,  составляющие часть общей этики. Судьи “общего права”,  в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. На мой взгляд, такой подход делает нормы “общего права” более гибкими и менее абстрактными,  чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря  “общему праву” и “праву прецедента” различие права и закона носит более ярко выраженный и несколько иной характер, чем различие права и закона на континенте [10, С.316].

      Это существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и

значения  статутного права среди источников английского права. В англо-саксонской правовой семье сама концепция права,  система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Основные структурные части английского прецедентного права – это “общее право” и  “право справедливости”. Здесь нет деления права на частное и публичное. Нет ярко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.

      Прецедентное  право – это по преимуществу судебно-процессуальное право. Основное внимание английских юристов и правовой доктрины сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств. Этому соответствуют и понятия английского права, которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов исков. Главная задача английского судьи состоит в том, чтобы применительно к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если таковой имеется.

      С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует “правило прецедента”,  согласно которому:

Информация о работе Понятие и структура правовых систем современности