Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы описать основные диаспоры в Ставропольском крае, их сущность, общественную деятельность и роль в разрешении межэтнических проблем.
Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Основные этнические диаспоры на Ставрополье.......…...………….5
Глава 2. Внутренние и внешние коммуникации диаспор Ставропольского края …………………………………………………………………………....….16
Глава 3. Роль диаспор в разрешении межэтнических проблем на территории Ставропольского края………………………………………………………..….25
Заключение.……………………………………………….……………….........31
Библиографический список.……………………………………..…….……..34
В крае действует Ассоциация греческих общественных объединений Ставропольского края, куда входят 10 греческих общественных организаций.
В общественных отношениях Ставропольского края активно проявляется Ставропольская городская греческая НКА, существующая первоначально как Общество ставропольских греков «Анагенниси». Приоритетными направлениями в деятельности греческой диаспоры Ставрополя являются изучение родного языка, организация и участие в краевых днях греческой культуры, международные связи, в рамках которых члены диаспоры выезжают в Грецию, на Кипр и встречаются с официальными лицами этих стран.[4]
Многообразие объединений греческой диаспоры Ставропольского края, как и их содержательная деятельность, свидетельствует о высоком культурном пороге социальной зрелости и гражданской активности диаспоры. Можно утверждать, что диаспора края имеет благополучное этническое самочувствие, реализуясь в различных областях профессиональной и социальной деятельности.
Туркменская диаспора
Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.
Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии. В настоящее время исторические роды и деления потеряли всякую актуальность и на внутренний строй жизни туркмен не оказывают никакого влияния (в отличии, например, от аналогичного построения рода у некоторых народностей Северного Кавказа). Однако острых конфликтов между представителями этих двух групп населения Ставропольского края (переселенцы с Кавказа и туркмены) не наблюдалось, и часто приехавшие с Северного Кавказа, живя среди туркмен, пользовались уважением, находились в добрососедских отношениях с ними. Однако есть некоторые основания полагать, что в связи с обострением в последнее время межнациональных отношений на Кавказе можно ожидать вовлечения в конфликты противостоящих групп населения края (казаков, русских, народов Северного Кавказа) и туркмен, которые в результате этого могут выдвинуть свою программу мер по обеспечению нормального функционирования своей этнической общности, по экономическому и социально-политическому развитию, во избежание исчезновения этноспецифических черт своей культуры.
Ногайская диаспора
Ногайской общиной создано общество “Бирлык” (“Единство”), насчитывающее, по словам руководства, около 1000 членов. (Правда, районные руководители и специалисты из администрации края утверждают, что реально действуют полтора-два десятка активистов.) Это общество, в отличие от туркменского, выдвигает не только культурные, но и политические требования. На первых порах, в период массового роста национальных движений в бывшем Союзе, общество выступало за образование ногайской территориальной автономии на землях, где по переписи 1989 г. проживало около 70 тыс. ногайцев (часть территорий Ставропольского края, Дагестана и Чечено-Ингушетии). В Чечне эта идея не вызвала энтузиазма; более того, сотни ногайских семей были вынуждены переселиться оттуда в Ставрополье.
Поэтому теперь “Бирлык” предлагает сформировать в Ставропольском крае Ногайский район, включив в него села с преобладанием ногайского населения, примерно в границах упраздненного ранее Карасулинского района. На данной территории ногайцы составили бы около половины всего населения (22 - 23 тыс. человек). Лидеры общества утверждают, что культурной автономии недостаточно и только разграничение этнической территории поможет сохранить ногайский язык и культуру, и требуют создать особый избирательный округ, в который входили бы только ногайские села. В целом же степень политической мобилизации ногайцев низка - в основном по тем же причинам, что и у туркмен: большинству из них сейчас не до политики, интеллигенция малочисленна и разрозненна (с 1957 по 1985 г. ногайский язык в школах вообще не преподавался). Краевая и районные администрации внимательно следят за ситуацией, но многие специалисты полагают, что “Бирлык” выражает интересы небольшой группы лидеров, стремящихся завладеть рычагами перераспределения дотаций, ведь районы проживания ногайцев - одни из самых бедных в регионе.
Чеченская диаспора
Чеченцы Ставропольского края также стремятся к поддержанию общинных принципов жизни, к выражению и достижению групповых интересов через национально-культурные объединения. В 1994 г. в крае было зарегистрировано национально-культурное общество чеченцев и ингушей «Вайнах». Впоследствии оно было преобразовано в краевой культурный центр вайнахов «Барт» («Согласие»), который возглавил представитель Чеченской Республики в Ставропольском крае. Основными задачами данного центра являются:
- поддержание добрососедских отношений между вайнахами и народами Северного Кавказа;
- культурный обмен;
- защита прав человека.
Легализация чеченцев в рамках национально-культурных объединений представляется перспективным в плане преодоления негативных стереотипов, распространенных как в среде чеченцев в отношении русских и других этнических групп, так и в среде русского и иного населения в отношении чеченцев.
В целом, функционирование чеченской диаспоры Ставрополья отражает определенные тенденции в состоянии и настроении народа. Наиболее очевидными из них представляются:
- стремление к обеспечению общечеловеческой безопасности в экстремальных условиях;
- усталость от этнополитического конфликта, желание уйти от наиболее острых форм противостояния;
- переключение усилий на решение экономических, социальных, культурных вопросов;
- стремление к сохранению этнической самобытности в форме национально-культурного самоопределения;
- тяготение к налаживанию межэтнических отношений через делегирование интересов национально-культурным организациям.[5]
Немецкая диаспора
С 1990 г. в крае сложились более 15 национально-культурных организаций этнических немцев (в Ставрополе, Георгиевске, Невинномыске, городах КМВ, Изобильном, Нефтекумске, а также в сельских населенных пунктах Георгиевского, Шпаковского, Кочубеевского, Андроповского, Изобильненского, Красногвардейского районов). Ставропольская немецкая диаспора стремится к активизации связей с Германией в целях осуществления программ местного обустройства. В местах компактного проживания (в том числе и в Ставрополе) строятся центры и дома российско-немецкой дружбы, организуются курсы языка.
В 1998 г. была образована региональная НКА «Видергербург» Ставропольского края. Основными целями и задачами автономии являютя:
- непосредственное обеспечение социальнгой, экономической и культурной деятельности РНКА;
- правовая защита интересов РНКА;
- развитие немецкого национального образования на территории Ставропольского края;
- сохранение и укрепление традиционных форм хозяйствования и внутренних национальных отношений граждан, относящих себя к общности российских немцев на территории Ставропольского края.
За последнее десятилетие немецкая диаспора Ставропольского края пережила организационный подъем. Бурный рост числа объединений и повышение их организованности связаны с целенаправленной деятельностью Германии по укреплению немецких диаспор в России. Специальные программы предусматривали выделение средств на развитие производства, организацию рабочих мест, социальное и культурное развитие немецких землячеств. Активизация немецкой диаспоры Ставропольского края состоялась в общем процессе развития и структурирования немецкой диаспоры РФ. При этом обозначались и серьезные противоречия внутри диаспоры между различными структурными подразделениями. Но, несмотря на содержательные и организационные разногласия, немецкая диаспора края активно проявляется в общественной жизни и осуществляет эффективное национально-культурное самоопределение.[6]
Польская диаспора
Переписью 1989 г. в крае зафиксировано 1604 поляка, места проживания которых, прежде всего, г.Ставрополь и регион Кавказских Минеральных Вод. Польская диаспора Ставропольского края немногочисленна, однако, отличается выраженной этнической идентичностью и вполне определенными этнокультурными привязанностями. В 1991 г. община поляков на КМВ сформировала национально-культурную общественную организацию "Союз поляков на КМВ". Устав Союза поляков, разработанный на основе устава московской организации "Дом польский", подчеркивает добровольный и демократический характер организации. Союз объединяет граждан польской национальности, потомков поляков и лиц других национальностей, проявляющих интерес к изучению и развитию польской культуры. Цели и основные направления деятельности НКО включают:
- развитие национального самосознания российских граждан польского происхождения, сохранение и развитие польского языка и культуры;
- развитие польских национальных традиций, укрепление связей поляков и лиц польского происхождения с Республикой Польша, с польскими обществами за рубежом;
- создание условий для активного участия граждан польского происхождения в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни общества. Также подчеркивается как важнейшая задача "защита общих интересов и прав поляков и лиц польского происхождения на территории КМВ в строгом соответствии с Законами России и нормами международного права" (Устав национально-культурной общественной организации "Союз поляков на КМВ").
Польская диаспора активизирует связи с Польшей, переводя в область социальной практики и личного опыта важнейшую для диаспоры мифологему - мифологему оставленной родины. Союз поляков на КМВ организует туристические и ознакомительные поездки в Польшу, осуществляет обмен с польскими обществами, культурными центрами и отдельными гражданами информационными материалами. Также осуществляется отправка детей в летние лагеря в Польше, молодежи для обучения в учебных заведениях исторической родины.
Рассмотренный выше перечень диаспор не является полным. Но он позволяет представить общую картину состояния и общественной деятельности диаспор на Ставрополье. Подводя предварительный итог, можно сказать, что диаспоры Ставропольского края достаточно активно участвуют в общественной жизни, имеют существенное влияние в духовной сфере, в социальной, а в некоторых случаях даже в экономической и политической сферах.
Глава 2. Внутренние и внешние коммуникации диаспор Ставропольского края
Как видно, этнический мир Ставропольского края при наличии общих северокавказских и ставропольских культурно-исторических черт характеризуется «удивительным многоцветьем», которое «является драгоценным сокровищем всего человечества, как горный луг, на котором сотни разнообразных и неповторимых цветов».[7] Такое многоцветье может сохраняться лишь при динамичном межкультурном диалоге, проходящем в рамках общероссийских культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная стратификация, модернизация, этнизация) и на основе главных концептов отечественного культурного процесса - многообразия, универсальности, терпимости, гуманизма.
В поле диаспор видятся многочисленные возможности для развития культуры межнационального общения и межнациональных коммуникаций. Здесь выделяются внутри - и междиаспорный планы.
Первый план предполагает взаимодействие субкультур внутри этнического организма. Участниками такого взаимодействия выступают:
- разные социальные и профессиональные группы (особенно в тех диаспорах, где сильна социальная и профессиональная стратификация, т.е. в армянской, греческой, немецкой, украинской, грузинской, осетинской и т. д.);
- разные возрастные и демографические группы, «старшие» и «младшие» (особенно в тех диаспорах, где сильны традиционные семейно-родственные и клановые связи, т.е. в даргинской и народов Дагестана в целом, чеченской, туркменской, карачаевской, татарской и т.д.);
- социальный и политический авангард и остальные члены сообщества (особенно в тех диаспорах, где сильны разветвленные системы национально-культурных объединений, т.е. в греческой, армянской, немецкой и т.д.);
- священнослужители и руководители национально-культурных организаций (особенно в тех диаспорах, где сильны религиозные настроения, т.е. в армянской, народов Дагестана, татарской, туркменской, чеченской и т.д.).
На внутриобщинном уровне постоянно осуществляются прямые контакты между элитами и активистами низового уровня, охватывающие разные стороны жизни диаспоры (социальную, культурную, экономическую и, главное, политическую). Подобные контакты обеспечивают основу для согласованной деятельности группы, например в области сохранения этнонациональной (а иногда еще и конфессиональной) идентичности и сплоченности.
Одна из целей консолидированных усилий – поддерживать постоянный интерес своих членов к жизни родины, готовность и способность участвовать в ней путем разнообразных обменов, причем в большинстве случаев такая деятельность дополняет то, что делают на данном направлении принимающие общества, но иногда противоречит интересам последних и их правительств.[8]
Информация о работе Основные этнические диаспоры на Ставрополье