Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:38, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Социология"
Большое внимание в Конвенции уделяется содействию создания нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей. Главный смысл в принятии «Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» заключается в том, что в соответствии с её нормами лица, квалифицируемые как трудящиеся-мигранты, независимо от их правового статуса, получают возможность пользоваться своими правами человека.
При разработке норм и стандартов в области трудовой миграции международные организации ставят, как правило, цель согласования двух фундаментальных принципов, которых обычно придерживаются государства. С одной стороны, это приоритет интересов собственных граждан над интересами иностранного работника, а с другой, недискриминационность по признаку национальности. Два таких очевидно противоречивых принципа трудно совместить, но практика некоторых стран свидетельствует о том, что прилагаются соответствующие усилия, чтобы обеспечить права трудящихся-мигрантов, зафиксированные в международных актах.
Службы занятости. Важную роль в решении проблем занятости играют специальные службы. Этой теме посвящена Конвенция № 88 (1948 г.), в которой сказано, что государство учреждает и содержит бесплатную государственную службу занятости, основной обязанностью которой является обеспечение наилучшей возможной организации рынка занятости. Эта задача рассматривается в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.
В Конвенции определён круг задач службы занятости: помощь в устройстве на работу и в перемещении трудящихся с учётом их профессиональной квалификации и географического фактора, информация о рынке занятости, участие в организации страхования от безработицы. Определены меры, которые эта служба должна осуществлять с целью учёта конкретных потребностей различных категорий трудящихся.
В 1949 г. была принята Конвенция № 96, которая предусматривает постепенную ликвидацию платных бюро по найму, имеющих коммерческие цели, и регламентацию других бюро по найму и, по выбору государства, ратифицирующего настоящую Конвенцию.
Проблемы деятельности службы занятости и в последующие годы занимали важное место в политике МОТ, нашли отражение в ряде конвенций и рекомендаций, в частности, в Конвенции № 122 (1964 г.).
Более полное отражение вопросы управления трудом получили в Конвенции № 150 и Рекомендации № 158, принятых в 1978 г. Эти акты предусматривают не только консультации, но и активное сотрудничество и взаимодействие правительств, предпринимателей и трудящихся в решении проблем занятости15.
Заработная плата. Как подчёркивается в Уставе МОТ, достижение «гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни... признания принципа равенства вознаграждения за равный труд» является одной из главных задач этой организации. Одновременно следует отметить, что, несмотря на принятие ряда нормативных актов МОТ по этому сюжету, в силу противодействия со стороны предпринимателей и правительственных кругов некоторых стран эти меры малоэффективны.
За период с 1928 г., когда были приняты первые акты по вопросам зарплаты, наиболее существенными являются Конвенция № 131 и Рекомендация № 135 (1970 г.) об установлении минимальной заработной платы16. В Конвенции сказано, что «минимальная заработная плата имеет силу закона; неприменение этого положения влечёт за собой санкции». А в Рекомендации уточняется, что минимальная заработная плата должна регулярно пересматриваться с учётом инфляции, стоимости и уровня жизни трудящихся. Как показывает реальная жизнь, в РФ и других постсоциалистических странах эти акты пока работают плохо.
Целый ряд Конвенций направлен на установление трудовых норм, призванных регулировать условия гигиены, безопасности труда, социального обеспечения, профессиональной подготовки кадров для различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, науки и культуры. В решении этих проблем МОТ руководствуется гуманными принципами, в соответствии с которыми процесс труда должен проходить в безопасной и здоровой производственной среде; условия труда должны быть совместимы с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся; труд должен открывать реальные возможности для саморазвития личности и служения обществу.
Для решения указанных задач МОТ предполагает использование целого комплекса взаимосвязанных средств, включающих международные трудовые нормы, результаты исследовательской работы, сбор и распространение профессиональной информации, техническое сотрудничество.
МОТ особенно активно разрабатывала нормы в области улучшения условий труда. Во многих конвенциях и рекомендациях определены общие принципы и подробно рассмотрены конкретные технические вопросы. Особо значимой является Конвенция №155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда и производственной среде17. Эта Конвенция обязывает ратифицировавшие её государства-члены разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать — в консультациях с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся — согласованную национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды.
Важным шагом в этом отношении стала Конвенция № 161 (1985 г.) о службах гигиены труда, которая обязывает ратифицировавшие её государства-члены постепенно развивать на производстве такие службы для всех трудящихся. Главная задача этих служб — выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте. Эти службы должны также давать консультации по вопросам планирования и организации рабочих мест, отбора, ухода и поддержания в надлежащем состоянии машин и другого оборудования и веществ, используемых в процессе производства18.
Вопросы общих условий труда также регулируются следующими актами МОТ: Конвенция № 47 (1935 г.) о 40-часовой рабочей неделе; Рекомендация №116 (1962 г.) о сокращении продолжительности рабочего времени; Конвенция №180 (1996 г.) о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами и других категорий трудящихся.
В решении проблем занятости населения следует иметь ввиду наличие таких конвенций, которые регулируют рабочее время:
— Конвенция (№ 1) 1919 года о рабочем времени в промышленности.
— Конвенция (№ 30) 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях.
— Конвенция (№ 47) 1935 года о сорокачасовой рабочей неделе.
— Конвенция (№ 116) 1962 года о сокращении продолжительности рабочего времени.
— Конвенция (№ 43) 1934 года о заводах по производству листового стекла.
— Конвенция (№ 49) 1935 года о сокращении рабочего времени на стеклодувных предприятиях.
— Конвенция (№ 67) 1939 года о продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте.
— Конвенция (№ 153) и Рекомендация № 161 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте19.
К ним тесно примыкают конвенции о еженедельном отдыхе: Конвенция № 14 1921 года о еженедельном отдыхе в промышленности; Конвенция № 106 и Рекомендация № 103 1957 года о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях и оплачиваемых отпусках; Конвенция № 52 1936 года об оплачиваемых отпусках; Конвенция № 101 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве; Конвенция № 132 1970 года об оплачиваемых отпусках (пересмотренная); Конвенция № 140 и Рекомендация № 148 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках.
Важное место в соблюдении прав человека в сфере труда занимает социальное обеспечение и социальная защита населения. С 1919 г. был принят целый ряд конвенций и рекомендаций. Отметим следующие:
— Конвенция (№ 102) 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения.
— Рекомендация (№ 67) 1944 года об обеспечении дохода.
— Рекомендация (№ 68) 1944 года о социальном обеспечении лиц из вооружённых сил.
— Конвенция (№ 118) 1962 года о равноправии в области социального обеспечения.
— Конвенция (№ 157) 1982 года о сохранении прав в области социального обеспечения.
— Рекомендация (№ 167) 1983 года о сохранении прав в области социального обеспечения.
Принятые конвенции до Второй мировой войны и в первые послевоенные годы послужили основой для принятия новой конвенции, в которую были сведены большинство норм из предыдущих актов.
Таким международным актом стала Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения № 102 1952 года20, принятие которой явилось важным шагом в международном законодательстве о социальном обеспечении, так как она провозгласила цель достижения базового уровня социального обеспечения в мире независимо от степени экономического развития той или иной страны.
В этой конвенции проводится различие между девятью видами социального обеспечения, охватывающими все нормальные потребности, которые трудящиеся могут удовлетворить, если у них есть дополнительные средства. Это относится к помощи на медицинское обслуживание, при нетрудоспособности из-за болезни, безработице, в старости, при производственной травме, на содержание детей, охрану материнства, при инвалидности и потере кормильца.
Конвенция уточняет принцип охвата населения социальной защитой. В ней уже не определяются категории подлежащих защите граждан в чисто юридических терминах, т.е. в зависимости от характера трудового контракта или области деятельности. Вместо этого в конвенции просто предусмотрено, что защитой следует охватить определённую долю населения любой страны. Эта конвенция обладает также значительной гибкостью. Во-первых, ратифицировавшая её страна не обязана вводить её полностью, а может ограничить ратификацию лишь тремя из девяти видов социального обеспечения при условии, что они включают, по меньшей мере, одно из следующих оснований — безработицу, производственную травму, старость, инвалидность и потерю кормильца. Во-вторых, конвенция допускает временные исключения для страны, “экономика и медицинские учреждения которой недостаточно развиты”. В-третьих, важный элемент гибкости состоит в том, что конвенция более не предписывает строгой модели введения конвенции в действие в отличие от предвоенных актов.
Конвенция № 102 была дополнена рядом конвенций, устанавливающих более высокие стандарты и в то же время корректирующих довоенные конвенции о социальном страховании. Эти более высокие стандарты, содержащиеся в Конвенции об охране материнства (пересмотренной) 1952 г. (№ 103), Конвенции о пособиях в случае производственного травматизма, 1964 г. (№ 121), Конвенции о медицинской помощи и пособиях по болезни, 1969 г. (№ 130) и, наконец, Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, 1988 г. (№ 168), обеспечивают расширенный охват, улучшенное медицинское обслуживание и смежные услуги, удлинённую выплату краткосрочных пособий и выплату денежных пособий на лучших условиях и в более значительных размерах. Все конвенции, предусматривающие повышенные стандарты, были дополнены рекомендациями, в которых содержались более строгие требования и точные определения ключевых понятий, или направлены на дальнейшее увеличение минимальных выплат и пособий.
Сотрудничество МОТ и Российской Федерации
Российская Федерация как правопреемница СССР осуществляет сотрудничество с МОТ с 1954 г. На конец 1999 г. 56 Конвенций МОТ были ратифицированы РФ. С 1959 г. функционирует Московское отделение МОТ, которое по Соглашению между МОТ и Правительством РФ в 1997 г. было преобразовано в Московское Бюро МОТ. С целью усиления сотрудничества МОТ и РФ в 1998 г. в Московском Бюро МОТ была создана Сводная консультативная Восточно — Европейская и Средне-Азиатская Группа. В настоящее время её деятельность распространяется на десять стран СНГ. Такое тесное сотрудничество оказывает благотворное воздействие на трудовое право РФ, которое включает в себя не только нормы российского трудового законодательства, но и ряд норм международно-правового регулирования труда, ратифицированных или признанных высшими органами государственной власти страны.
Реальное взаимодействие МОТ и РФ осуществлялось, в частности, в ходе подготовки Федерального Закона России «О занятости населения в РФ», в котором использован целый ряд трудовых норм МОТ. Сотрудники и высококвалифицированные эксперты МОТ в составе Московского Бюро МОТ принимали активное участие в подготовке и проведении целого ряда научно-практических семинаров и совещаний по вопросам становления в нашей стране рыночных отношений и рынка труда на базе норм и методик, разработанных и принятых МКТ, Административным советом и другими структурами МОТ.
Так, в 1992 г. в Москве состоялся семинар «О роли предпринимательских организаций в рыночной экономике», который был организован для предпринимателей России, Белоруссии и Украины. На нём обсуждались проблемы деятельности объединений предпринимателей в условиях рыночной экономики, их роль в развитии производства, регулировании социально-трудовых отношений, правовые и организационные основы работы объединений промышленников и предпринимателей.
Принципиально важные вопросы социально-трудовых отношений были обсуждены на Международной конференции «Трипартизм и политика заработной платы и доходов в России» (1994 г., Москва). С докладами на ней, наряду с российскими учёными и практиками выступили сотрудники МБТ и других международных организаций, эксперты ряда промышленно развитых государств.
Важным этапом укрепления взаимодействия МОТ и России стало принятие «Программы сотрудничества между МБТ и Российской Федерацией на 1995-1996 годы», которая призвана содействовать исполнительным органам власти в центре и на местах РФ в налаживании трёхстороннего сотрудничества; социальному диалогу, партнёрским трудовым отношениям и урегулированию конфликтов; в выработке трудового законодательства, соответствующего международным трудовым нормам. Эта Программа также предполагает совместную работу в решении вопросов профессиональной подготовки, заработной платы и доходов, социальной защиты, охраны труда, трудовой инспекции, развития предпринимательства и т.д.
Одним из самых крупных совместных мероприятий МОТ и РФ стала Международная конференция «Социальная и трудовая сфера: преодоление негативных последствий переходного периода в Российской Федерации» в Москве в октябре 1999 г., на которой в течение трёх дней с докладами выступили заместитель председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко, Исполнительный Директор МОТ Г. Хултин, министр труда и социального развития Российской Федерации С.В. Калашников, председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В. Шмаков, а также Заместитель начальника Информационно-аналитического управления Совета Федерации РФ Г.И. Климантова, председатель комитета Государственной Думы РФ по труду и социальной политике В.А. Лисичкин, ответственный секретарь Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.П. Фролов.