Исследование вторичной занятости студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Студент и работа — тема для России не новая. Она занимала видное место в художественной литературе прошлого: полунищий, полуголодный, вечно ищущий место гувернера или репетитора, перебивающийся с воды на хлеб — таким предстает перед нами типичный студент второй половины XIX века. Студент Петербургского университета Раскольников, иногородний, "из дворян", приехавший из маленького городка Р-й губернии, "был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу" [1, с. 239]. Студенческую жизнь Раскольникова обеспечивали денежные переводы от матери (мать выделяла ему 15 рублей из своего пенсиона в 120 рублей, да и то нерегулярно) и уроки. Таков и его приятель студент Разумихин, который на учение зарабатывает уроками либо переводами с иностранных языков. До тех пор пока были уроки, Раскольников "как-нибудь, да пробивался", избегая обращаться к ростовщикам, хотя ломбарды и ростовщические конторы, где можно было закладывать и перезакладывать какие-то личные вещи, вплоть до собственной одежды, служили студентам подспорьем в тяжелые минуты. Однако к моменту совершения преступления Раскольников уже несколько месяцев как оставил университет, "за неимением чем содержать себя, и уроки и прочие средства его прекратились" [1, с. 28], несмотря на то, что учился усердно и многих своих однокурсников превосходил знаниями (на время оставляет учение и Разумихин по той же причине). На убийство ростовщицы Алены Ивановны Раскольникова во многом сподвигает отсутствие средств к существованию.

Содержимое работы - 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

В целом из структуры  мотивационных приоритетов не следует, что работа является для студентов  первейшим условием жизнеобеспечения. Важно также, что материальные потребности  студентов — далеко не единственное, что заставляет их искать работу. Помимо чисто экономических, большое место  занимают стремления и потребности, связанные, в частности, с будущей  профессиональной деятельностью, такие, как налаживание контактов и  связей, самореализация в профессии, общение.

Сравнение структуры  мотивации студенческой занятости  со структурой расходования зарабатываемых ими денег позволяет увидеть, что реальность вносит существенные коррективы в намерения студентов. Рассмотрим усредненную структуру  расходования заработанных денег работающими  студентами (табл. 2). Как видим, главная статья расходов связана с обеспечением ежедневного существования. На жилье, питание, одежду, транспорт студенты тратят 51,3% всех своих заработанных денег. Если к этому присоединить еще 11,8% расходов, связанных с учебным процессом, то окажется, что почти две трети бюджета приходится на потребности материального порядка.

 
Таблица 2

Основные  статьи расходов, %*

Статьи  расходов Усредненная структура  бюджета
Жилье, питание, одежда, транспорт 51,3
Развлечения, культура, досуг, путешествия 33,7
Оплата  учебы, учебники, расходы, связанные  с учебным процессом 11,8
Другое 3,2
Всего 100,0

* Опрошенные  определяли долю каждой статьи  расходов, исходя из того, что  в сумме они составляют 100%.

Мы имеем здесь  дело с оценочными суждениями, а  не с фактическими данными. Вместе с  тем, полученная информация позволяет  судить о том, как на самом деле расходуются заработанные средства. На досуг, культурное потребление, развлечения, путешествия тратится треть заработка. При этом следует принять во внимание, что общекультурные запросы и  ориентации студенчества широки и разнообразны. Статусное потребление тесно  связано с необходимой социализацией  индивида, с процессом усвоения им социальных норм и культурных ценностей, в частности, норм и ценностей  студенческой среды, к которой он принадлежит. Не следует забывать также, что речь идет о работающем студенте, внешний облик которого, стиль  поведения, а также образ жизни  должны создавать образ успешности и в глазах нанимателей, и затем  — коллег по работе.

В целом анализ доходов и расходов современного студента показал, что как вчера, так и сегодня студент дневного отделения экономически несостоятелен, он не может самостоятельно обеспечивать свое материальное существование. Традиционно  содержание студента дневного отделения (включая его "карманные расходы") ложилось на плечи государства и/или  родительской семьи (в разном соотношении  в зависимости от эпохи, образовательной  политики государства и от уровня обеспеченности семьи). Сегодня доля расходов зачастую покрывается за счет заработков самого студента. Можно  сказать, что работающий студент  в определенной степени компенсирует недостаточную финансовую поддержку  государства и позволяет экономить  родительский бюджет.  

Характер  занятости студентов

Поиски  работы — это совокупность маневров, осуществляемых одними студентами более хаотично, другими — более целенаправленно. Здесь мы рассмотрим один из аспектов этой большой проблемы, а именно, по каким каналам студенты проводят поиск работы, где и у кого они ищут помощи.

Полученные данные показали, что в поисках работы студенты прибегают к самым разнообразным  источникам, которые можно объединить в три основные группы: 1) родители, родственники, взрослые знакомые, друзья, сверстники; 2) средства массовых коммуникаций; 3) специальные государственные институции трудоустройства.

В трудоустройстве  студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые (33,3%), друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу (36,4% всех работающих нашли  работу с помощью друзей). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться  своим однокурсникам там, где  трудятся они сами.

Роль родителей  в трудоустройстве своих детей-студентов  в определенной мере зависит от их социально-профессионального статуса. Родители-руководители и, особенно, предприниматели  чаще других помогают своим детям  найти работу. Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в  трудоустройстве детей. Если межличностные коммуникации играет главную роль в нахождении места работы, то помощь государственных структур по трудоустройству, молодежных, студенческих бирж труда практически отсутствует. Объявления в СМИ и реклама в этом отношении являются более эффективными путями трудоустройства (соответственно 8,2% и 5,4% устроились на работу с помощью этих источников информации).

Интересно отметить, что 8,5% работающих студентов создали  рабочие места для себя сами. Эта  группа, по-видимому, обладает особой активностью  или специфическими ресурсами. Следует  отметить, что в группе самозанятых  больше, чем в других группах, молодых  людей, у которых работа совпадает  с изучаемой специальностью. Это  означает, что при создании себе рабочего места студент смог использовать профессиональные знания, полученные в вузе.

Доля  работающих увеличивается от первого курса к последующим, то есть чем выше курс, тем более студент связан с рынком труда. Если на первом курсе работали 18,0% студентов, то на третьем доля работающих составляет 46,2%7. Эти результаты подтверждаются данными других исследований. Так, новосибирские социологи отмечают, что "от первого к выпускному курсу занятость студентов возрастает… Характер занятости у студентов меняется на III курсе: на младших курсах превалирует подрабатывание, а на старших ведущей становится постоянная работа" [5].

График  работы студентов не связан с расписанием занятий: они работают тогда, когда есть работа, и там, где она есть, скорее подстраивая свой учебный график под режим работы. Большинство (79,1%) работает в одном месте, однако есть и такие, кто работает в двух или трех местах (соответственно 16,4% и 4,5%). Днем, во время занятий в вузе, работает значительная доля студентов — 42,9%. Однако по вечерам и ночью работает 61,7%. Из них 17,5% — по ночам, а 44,1% — по вечерам. Хотя такой режим работы вполне совместим с учебным расписанием, он не может не оказывать негативного воздействия, сокращая время, необходимое для физического восстановления, для полноценной учебной подготовки. Около половины работающих студентов не выбирает работу в зависимости от каникул, а выполняет её, когда есть предложение. В каникулярное время трудятся немногие — 13,3% всех работающих. Представляется, что в этом выражается специфика нынешнего положения российского студента. В советское время коллективная занятость студенчества организовывалась преимущественно во время летних каникул. Сегодня, хотя количество видов подработки и увеличилось, в связи с дефицитом работы студенту выбирать не приходится.

Средняя длительность рабочей  недели у студентов, имеющих вторичную занятость, составляет 25 часов, то есть 5 часов на рабочий день. Чаще всего студенты работают по 3–4 дня в неделю (35,6%), однако более четверти (28,2%) заняты на постоянной работе. Реже (1–2 дня в неделю) работают 20% студентов, эпизодически — 12,7%.

Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы: 1) Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические обследования; 2) неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания и т. п.: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская работа, курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка–разгрузка.

Доля занятых  в сферах интеллектуального труда, в той или иной мере совпадающих  с профилем вузовской специализации, составляет 47,7%, а занятых неквалифицированным  трудом в сфере обслуживания или  выполняющих вспомогательную, неквалифицированную  работу — 52,3%. Таким образом, мы видим, что работающих в этих двух сферах деятельности почти поровну. Выделяются пять видов деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные  услуги; охрана; строительно-ремонтные  и погрузочные работы), которые  все вместе концентрируют труд большой  части работающих студентов. По данным нашего исследования, чуть менее пятнадцати процентов работающих студентов  заняты в области информатики.

Если объединить все виды работ, так или иначе  относящихся к воспитательно-образовательной  сфере (учитель в школе, воспитатель  детского сада, гувернер, репетитор), то в них занято около десяти процентов  опрошенных, тогда как в дореволюционной  России у репетиторства, как пишет  А.Е. Иванов, было "первенствующее положение в конгломерате видов побочных студенческих подработок" [3, с. 286]. Этот вид заработка, сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня, по-видимому, "перехватывают" соперники более старшие и квалифицированные — преподаватели школ и вузов. Почти четверть работающих респондентов заняты физическим, неквалифицированным трудом: погрузкой–разгрузкой, строительством и ремонтом, охраной. Значимой сферой деятельности является торговля. Это отмечается и в других исследованиях: "Высокий процент занятости в розничной торговле объясняется потребностью в энергичных работниках на таких типичных для этой отрасли позициях, как торговые представители, агенты, продавцы. Студент активен и более других ориентирован на новизну решений, в том числе и по привлечению дополнительных клиентов. Кроме того, именно в этой сфере многие работодатели предпочитают брать людей на работу, не заключая с ними трудовых договоров, и студенты на эти условия чаще всего соглашаются. И, наконец, в этой отрасли легче найти работу тем, кто может работать только при наличии свободного от учебы времени" [5, с. 6].

Правовые  вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Данные опроса показали, что из числа работающих студентов лишь немногим более четверти имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же трудовые отношения с работодателем не оформлены8. Чаще всего юридически оформляются трудовые отношения на государственных предприятиях: 53,5% работающих на них студентов имеют трудовые книжки. На другом полюсе — работа у частных лиц: свыше 90% работающих таким образом студентов не имеют оформленных трудовых отношений. По-видимому, сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка и в ней сегодня менее регламентированы условия найма; здесь и концентрируется работа, не оформляемая юридически. Именно сюда, как показало исследование, приходят в своей массе студенты.

Труд студентов  выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют  возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой  труда. Студент же, будучи временным  работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела. Он тем более равнодушен к юридическому оформлению своего статуса, чем более случайной является выполняемая им работа, чем больше разрыв между работой и той специальностью, которая приобретается в вузе. Действительно, среди студентов, обладающих трудовыми книжками, доля тех, у кого работа совпадает с будущей профессией, больше, чем в группе не имеющих трудовых книжек. И наоборот, самая большая доля не оформивших свои трудовые отношения обнаруживается среди тех студентов, работа которых не имеет никакой связи с учебой.

Нелегитимный  характер занятости студентов в  какой-то мере может объясняться  и спецификой самого феномена вторичной  занятости студентов дневных  отделений. Создавшаяся ситуация может  являться источником дискриминации  студентов на рынке труда. Такое  положение будет иметь место  до тех пор, пока студент как временный  работник не будет реально обеспечен  правовыми нормами, пока не будет  реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т. п. работников. Необходимо развивать систему частичной занятости, виды занятости с неполным рабочим днем, вводить и распространять принцип минимального обязательного размера почасовой оплаты труда.

Развитие служб  трудоустройства для студентов  является важнейшим условием институционализации  статуса работающего студента. Не случайно за развитие такого рода каналов  трудоустройства высказались более 60% студентов.   

Совмещение  учёбы и работы

Для характеристики феномена вторичной занятости проблема совмещения работы с учебой и ее последствий для успеваемости студентов  является одной из основных. По мнению самих работающих студентов, большинству  из них (83,6%) удается "успешно" или "сносно" сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться.

Те, кому легко  удается совмещать оба вида деятельности, составляют более четверти всей численности  работающих, и еще больше половины характеризуют такое сочетание  как вполне удовлетворительное. Примерно одному из десяти работающих студентов  сочетать работу с учебой удается  с трудом. И лишь незначительной части (3,7%) фактически не удается совмещать  труд и учебу в вузе. Таким образом, работающие студенты в подавляющем  большинстве справляются с двойной  нагрузкой.

Информация о работе Исследование вторичной занятости студентов