Футурологические теории общества второй половины ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть основные футурологические теории второй половины ХХ века.
Задачи исследования:
1) определить сущность основных футурологических концепций общества данного периода;
2) охарактеризовать наиболее интересные и значимые из них;
Объект исследования – концепции постиндустриального или информационного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Научные основы футурологии. Зарождение социальной футурологии………………………………………………………………………….5
Раздел 2. Классические футурологические теории……………………………..12
Раздел 3. Футурологическая теория Э. Тоффлера………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Футурологические теории общества второй половины ХХ века.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

       Теория  постиндустриального общества играет первостепенную роль не только в области  технологических новаций, но и в  экономике и общественной жизни.

       Постиндустриальное  общество является также коммунальным обществом, где социальной единицей выступает скорее отдельное сообщество, нежели индивид, и целью служит достижение «социального решения», отличного от простой суммы индивидуальных решений. Как игра между людьми общественная жизнь становится сложнее, поскольку  множатся политические требования и гражданские права, а быстрота социальных перемен и норм поведения стирает традиционные ценности.

       В своих заметках «о послеиндустриальном  обществе» Белл уповал на то, что  в ходе научно-технической революции  к власти придет восходящий «новый класс» творческой интеллигенции и  высококвалифицированных технических  специалистов. А теперь он опасается  усиления контрреволюционных тенденций, опирающихся на все, что есть консервативного  в Америке. Тогда Белл уверял, будто  в «послеиндустриальное общество»  по пути США «предстоит пойти каждой стране». Теперь же он пессимистически  констатирует, что неумолимый ход  событий заводит Соединенные  Штаты в исторический тупик, и  при этом сокрушенно восклицает: «Каким образом может существовать общество при такой разобщенности?» Всего  несколько лет назад он солидаризировался  с технократическими идеями управления обществом, подчеркивал, что политические решения «будут носить все более  технический характер», а ныне поддерживает и обосновывает общественный протест  против технократии и отстаивает принцип участия масс в решении  своих судеб. За эти годы «послеиндустриальная идиллия» превратилась в нечто напоминающее «послеиндустриальный кошмар». И вместо обещанных в будущем социальной солидарности и гармонии интересов  Белл пишет об ожесточенной классовой  борьбе, предстоящей в его «послеиндустриальном обществе».

       Как ни поучительны эти перемены во взглядах Дэниела Белла сами по себе, они  представляют тем больший интерес, что отражают серьезные сдвиги в  настроениях значительной части  западной интеллигенции за последние годы, и прежде всего ее академических, университетских кругов.

       Еще совсем недавно Беллу, быть может, больше, чем кому-либо еще, подходил эпитет «официальный социолог». В своей  книге «Конец идеологии», вышедшей десять лет назад, он излагал наиболее ортодоксальные (с точки зрения официальных, правящих кругов США) взгляды. В 1964 году президент Джонсон включил его в качестве официального представителя американской социологии в Национальную комиссию по технологии, автоматизации и экономическому прогрессу, учрежденную конгрессом США для изучения экономических и социальных последствий научно-технической революции.

       В теоретической концепции О. Тоффлера раскрывается идея о (возможно, заимствованная у позитивистов и марксистов ) о трех стадиях (трех волнах) развития человечества на основе изменения способов распространения информации и знания. Свою мысль Тоффлер выразил предельно метафорически: мир постепенно формируется тремя волнами технологических изменений. Первая волна - сельскохозяйственная революция. Главным ресурсом этой волны была земля, которая составляла основу экономики, культуры, семейной организации и политики. Государственная власть была жестко авторитарной и осуществлялась в форме монархии или деспотии. Вторая волна - промышленная революция (рубеж XVIII-XIX вв.) - разрушила традиционные институты и изменила образ жизни миллионов людей. Она привела к важным социальным изменениям - урбанизации, стандартизации продукта, концентрации и централизации. Третья волна - информационная революция или постиндустриальная волна. В соответствии с футурологическим подходом О. Тоффлера в постиндустриальном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость интеллектуального потенциала общества и увеличивается доля занятых производством информационных услуг. В качестве основных агентов постиндустриальной экономики Тоффлер рассматривает системообразующую пару «производитель-потребитель» и предсказывает рождение «просыомера» (производителя и потребителя в одном лице), оснащенного современной техникой, живущего в «информационной деревне» и ведущего современный образ жизни.

       Тоффлер («Метаморфозы власти», 1990) определяет демократическое общество как систему, в которой власть распределяется между тремя основаниями: силой, деньгами и информацией. Каждое из этих оснований связано с определенным периодом развития человечества. В основе традиционных демократий эпохи античности лежит сила, в основе индустриальной демократии - деньги, демократия информационного общества характеризуется использованием знания. Обладание знанием расценивается как мощь высшего качества.

       В соответсвии с теорией Тоффлера раскрываются такие черты постиндустриального  общества, как: демассификация и деиерархизация общества и культуры; децентрализация производства и населения, резкий рост информационного обмена; сближение производства и потребления; усиление индивидуализма и космополитизма, что потребует поиска новых смыслов и новых символов для обеспечения социальной интеграции и поддержания общественного порядка.

 

       

       Футурологическая  теория О. Тоффлера

       Футурологическая  концепция О. Тоффлера внесла важный вклад в развитие идей постиндустриализма и информационного общества. Она                                                                   изложена в его трилогии «Шок будущего» (1971), «Третья волна»                                                                   (1980 г.) и «Метаморфозы власти» (1990 г.) и других работах. По                                                                   словам О. Тоффлера, все три книги исследуют один отрезок времени                                                                   с середины 1950-х и заканчивающийся 75 лет спустя - в 2025 г. По                                                                   мнению Тоффлера этот период является переломным пунктом в истории, когда цивилизация «фабричных труб», доминировавшая на планете на протяжении последних столетий, окончательно уступает место другой, принципиально отличной от нее, и все это сопровождается                                                                   борьбой за власть и конфликтами, потрясающими мир. Каждая из                                                                   книг, входящих в трилогию, может быть прочитана как самостоятельная работа, но вместе они образуют последовательное и логичное целое. Центральная тема трилогии - анализ перемен, которые происходят с людьми, когда общество внезапно трансформируется в нечто новое и невиданное.

       Все части трилогии сфокусированы на одном периоде времени, но каждая из них использует разные инструменты, чтобы заглянуть за фасад обыденности. «Шок будущего» рассматривает процесс  изменения, его воздействие на людей  и организации. «Третья волна» анализирует  направления перемен, затрагивающие  общество. «Метаморфозы власти» посвящены  проблеме управления: кто, и каким  образом формирует происходящие преобразования.

       В работе «Шок будущего» приводятся доказательства того, что ускорение хода истории  само по себе имеет последствия, независимо от                 направлений трансформаций. Ускорение  темпа происходящих событий и  сокращение времени реакции на них  вызывают определенные                         последствия, не связанные с тем, как воспринимаются эти изменения  –                   положительно, или отрицательно. О. Тоффлер в этой работе предсказывал, что очень скоро кардинальные перемены могут захлестнуть людей, организации и даже целые страны, что ведет к дезориентации разрушает способность принимать разумные решения, необходимые для адаптации. В книге предвещались трансформация семьи, возникновение расточительного общества потребления, кардинальные изменения в сфере образования, генетическая революция. После первой публикации в 1970 г. эта книга неожиданно стала международным бестселлером и вызвала множество комментариев. По данным Института научной информации США она стала одной из самых цитируемых работ в области социологии. Словосочетания «Шок будущего»                         или «Футурошок» вошли в повседневную лексику, появились во многих словарях и на страницах периодических изданий.

       Основная  тема работы, заключающей трилогию – «Метаморфозы власти» - проблемы власти и управления. По мнению Тоффлера нас ждет глобальная битва за власть. И если в эпоху первой волны  основой власти было насилие, во времена  второй волны – деньги и финансовое могущество, то в эпоху третьей  волны, этой основой является знание. Считая знание самым демократичным  источником власти, Тоффлер подчеркивает, что в настоящее время в  мире развертывается широкомасштабная битва за власть. Новая система  производства полностью зависит  от мгновенной связи и распространения  информации, идей и символов. Тоффлер  пишет об информационных войнах, начиная  от уровня супермаркета до межгосударственных отношений. Во всем                                                                       мире идет поиск новых способов организации  и управления, порождая специфические  организационные структуры. Конкуренция  требует мобильности и непрерывных  инноваций, но иерархическая власть разрушает творчество и инициативу. Это означает, что бизнес и государственное  управление будет вынужден перестраиваться  через волну потрясений и конфликтов. Примеры первых интерактивных информационных систем и экспериментов по их применению в общественной жизни, приведенные Э. Тоффлером, иллюстрируют наличие социальных потребностей в технологиях, которые мы сейчас, спустя столько лет после написания                                                                «Третьей волны», относим к технологиям информационного общества. Недаром Олвина Тоффлера, наряду с Джоном К. Гэлбрейтом и Питером Дракером относят к первым пророкам интернет-цивилизации, которые сформулировали общее предчувствие перемен и обрисовали их некоторые черты.

       Ядром теоретических воззрений О. Тоффлера является концепция, изложенная в его книге «Третья волна». О. Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует                                                                       традиционные историографические концепции. Следует отметить, что                                                                       О. Тоффлер опирается на очень объемный фактический материал, ссылки на научную и публицистическую литературу, статистические данные (текст, разбитый на 28 глав объемом около 700 страниц опирается на более 500 примечаний и библиографию, включающую 534 названия).

       О. Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна — аграрная (до XVIII в.), вторая - индустриальная (до 1950-х гг.) и третья — пост- или супериндустриальная (начиная с 1950-х гг.).                                                                        Во введении автор подчеркивает, что его книга — это не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной и определяет основание своей работы, как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней. О. Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах                                                                     «техносферы», «социосферы», «информационной» и «властной сферы», показывает какие революционные изменения они претерпевают в сегодняшнем мире. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между «биосферой» и «психосферой». «Психосфера» для Тоффлера — это та структура психологических и личностных отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на нашу частную жизнь.

       Основная  метафора, используемая О. Тоффлером, — это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен». О. Тоффлер подчеркивает оптимистический характер своей работы, т.к. верит в реальность новых перспектив и потенциала «третьей волны», которая «доказывает, что самой сердцевине разрушения и распада мы можем обнаружить сейчас потрясающие свидетельства зарождения и жизни. Ясно и, как мне кажется, неоспоримо, что ... зарождающаяся цивилизация может стать      более здоровой, благоразумной и устойчивой, более пристойной и более демократической, чем любая из известных нам до сих пор».

       Применяя  новый подход — волнофронтальный анализ социальных         процессов (или анализ «фронта волны»), который означает видение      эволюции мира в ее глобально-синхронных фазах, О. Тоффлер анализирует технико-экономические и информационно-коммуникативныеьфакторы общественного развития. При этом он отмечает, что предложенный им подход к анализу социальных процессов фокусирует наше внимание не столько на исторических непрерывностях, сколько на дискретности в истории, моментах нарушения непрерывности - нововведениях и точках перерыва. По мнению О. Тоффлера волнофронтальный анализ социальных явлений не только обнаруживает основные перемены в момент их возникновения, но и позволяет на них влиять.

       Первая  волна, по О. Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Различные цивилизации в течение тысячелетий развивались и приходили в упадок, воевали и вступали в союзы, сливались, образуя причудливую смесь, однако все они обладали некоторыми фундаментальными сходствами — везде основой жизни была земля, а деревенское поселение служило источником основного продукта. Господствовало простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы (или крепостные). Власть была авторитарной, и положение человека определялось фактом его рождения. И во всех странах система общественного производства была децентрализованной и замкнутой — каждое сообщество изготовляло большую часть того, что потребляло. При этом были и исключения — например фактории, выпускавшие массовую продукцию в Древней Греции и Риме, которые О. Тоффлер определяет как отдельные намеки на то, что должно придти вслед за сельскохозяйственной цивилизацией — предвестники Второй волны.

Информация о работе Футурологические теории общества второй половины ХХ века