Буддизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

У современных граждан России все больше растет интерес к буддизму. Из традиционной религии монголоязычных народов Российской империи – бурят, калмыков и тувинцев – буддизм становится религией представителей и других народов страны. Выявился феномен так называемого «русского буддизма», его последователи, организовывают религиозные общины в ряде крупных городов России, в том числе и в Бурятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3 стр.
1. Происхождение буддизма………………………………………………….….5 стр.
2. Распространение буддизма……………………………………………………6 стр.
3. Возникновение буддизма в России………………………………………..….7 стр.
3.1. Государство Бохай……………………………………………………….….7 стр.
3.2. Проникновение буддизма в Бурятию, Калмыкию и Тыву………………..8 стр.
3.3. Отношение правительства Российской Империи к районам,
проповедующим буддизм……………………………………..………………...11 стр.
4. Буддизм в России в начале XX века…………………………………….…..14 стр.
4.1. Первый в Европе Буддийский храм……………………………………….14 стр.
4.2. Несбывшиеся планы Временного правительства………………………...17 стр.
4.3. Преследования буддизма Советской властью…………………………….18 стр.
5. Смена советской религиозной политики…………………………………....21 стр.
5.1. «Оттепель» в религиозном вопросе …………………………………….....21 стр.
5.2. Буддизм в России во времена перестройки………………………………..23 стр.
6. Буддизма в России сегодня ……………………………………………….....25 стр.
Заключение……………………………………………………………………....35 стр.

Содержимое работы - 1 файл

БУДДИЗМ В РОССИИ.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Отношение к дандароновцам других буддистов, в том числе и в Бурятии, уважительное, но дистанцированное. Если А. Терентьев, издатель журнала "Буддизм России" и секретарь "Союза буддистов Санкт-Петербурга", больше ориентируется на собственно тибетский буддизм в тибетской диаспоре в Индии, то В. Монтлевич ориентируется больше на Бурятию и считает, что будущее буддизма в России связано именно с ней, поскольку там есть монастыри, где со временем будет налажено правильное образование, которое только и может обеспечить аутентичность буддизма практикующего. Долгое время Дандароновцы были единственной независимой буддийской группой в Европейской России.

II. Школа ньингма, что значит "древняя", — самая ранняя тибетская школа, восходит к Падмасамбхаве, первому известному проповеднику буддизма в Тибете. "Буддийский центр Падмасамбхавы" школы ньингма был основан в Петербурге Александром Куликом после его посещения буддийского семинара в Подмосковье, в посёлке Лесные Поляны, что под Подольском. В семинаре участвовало около 200 человек. Его проводили тибетские учителя Кэнчен Палден Шераб Рипо-че и его брат Кэнпо Цеванг Донгъял Ринпоче. Они оба получили образование в Тибете, жили в Индии и Непале, а в начале 80-х гг. были приглашены в Европу и США главой школы ньингма Дучжом Ринпоче и стали настоятелями буддийских центров. После смерти главы школы они основали буддийский центр Падмасамбхавы в Нью-Йорке. В1991 г. в Москве они основали центр с таким же названием. Братья проводили семинары в Москве и Петербурге, где и познакомились члены группы А. Кулика. Кроме этих двух братьев приезжали и другие тибетские учителя той же школы. Главным инициатором их приглашения и отчасти спонсором был известный рок-музыкант Борис Гребенщиков.

В монастыре школы ньингма Канинг Шедруп Линг в Катманду в Непале каждую осень проводится месячный семинар для европейцев, его постоянными участниками бывают и русские.

III. Школа карма-кагью . Общины этой школы основаны ламой из Дании Оле Нидалом. Впервые в Россию Оле Нидала пригласил Владимир Хензель, который побывал на лекции Оле Нидала в Берлине в 1989 г. и пригласил его в Петербург, где представил ему группу профессоров-буддологов, группу дандароновцев и группу Федько на частных квартирах. Если в первый свой приезд Оле приобрел всего несколько учеников, то сейчас у его ассоциации небольшое, но хорошо оборудованное помещение, где каждый день проводятся медитации. Руководит медитациями Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации центров карма-кагью. Петербургский центр зарегистрирован в 1991г. под названием "Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью".

Учение карма-кагью — это ваджраяна, что в переводе означает "алмазный путь". Она включает в себя письменные тексты, устную передачу от учителя к ученику и бессловесную передачу, т. е. передачу от сознания к сознанию, когда сознание ученика отождествляется с сознанием учителя. Как объясняют его последователи, школа карма-кагью — это школа быстрого пути, когда акцент делается на непосредственный опыт.

Оле Нидала критикуют за чрезмерно жёсткое руководство — поначалу он запрещал своим ученикам даже посещать других учителей, теперь — только практиковать другие школы, за упрощение буддийского учения, за практику ритуалов, к которым в буддизме допускаются только очень подготовленные ученики. Временами его проповеди напоминают проповеди американских протестантов, которых в начале 90-х гг. было десятки в Петербурге. Недружественная атмосфера в центре, искренняя приязнь людей друг к другу, простота обращения Оле и его выразительный язык, полный юмора, привлекают к нему многих, кто, в противном случае, может быть, остался бы в неведении, что можно жить иначе. Например, многие отказываются от наркотиков и алкоголя. Яркий пример успехов проповеди Оле Нидала — целое подразделение ОМОНа в Петербурге остается учениками Оле Нидала, несмотря на недовольство милицейского начальства.

IV. Школа сакья. Самая немногочисленная тибетская школа. В 1995 г. по приглашению петербургского дацана и по инициативе Р. Н. Крапивиной в Россию, приехал глава школа сакья Трезин с четырьмя монахами. Они посетили Москву, Санкт-Петербург, Бурятию и Калмыкию. Создан московский центр сакья, объединяющий около 20 человек, а также центр в Калмыкии.

V. а) Римей . Движение римей возникло в Тибете во второй половине XIX в. среди представителей школ кагью, ньингма и сакья. Его задачей было открыть свои традиции другим школам, при этом сохраняя принадлежность своей школе. Члены ассоциации не считают себя общиной и принципиально не регистрируются. Единственная практика, которую проводит ассоциация, — это регулярные совместные медитации.

Члены ассоциации — это артистическая среда.

б) Группа ламы Дени . К движению римей принадлежит также небольшая группа, основанная ламой Дени Тендрупом, французом, основавшим известный во Франции Институт Карма Линг.

Лама Дени принадлежит школе шангпа-кагью, которая близка карма-кагью. Впервые он приехал в Россию в 1994 г. по приглашению общины карма-кагью Оле Нидала при содействии француженки Анни Жиро, его ученицы, несколько лет прожившей в Санкт-Петербурге и много содействовавшей приезду учителей. Она также переводила на русский язык его выступления. Кроме того, лама Дени несколько раз выступал в Санкт-Петербургском государственном университете на философском факультете по приглашению Е. А. Торчинова, заведующего кафедрой философии и культурологии народов Востока.

Группа ламы Дени состоит в основном из людей с техническим образованием, пришедших к буддизму разными путями, в том числе под воздействием достаточно многочисленных одно время "учителей" и целителей, самым известным из которых был Кашпировский. В Петербурге популярным был В. В. Антонов, автор нескольких книг по методам, как он сам пишет, "духовного развития человека". Он читал лекции на эту тему, создал свою школу со своим учением, для которого он «взял лучшее из всего хорошего в духовной истории человечества»[22].

Проповеди ламы Дени не получили существенного отклика в России, несмотря на то, что он хорошо известен и пользуется всеобщим уважением в силу своей серьёзности и образованности.

VI. Дзогчен . Дзогчен — это практика и учение, её обосновывающее, представленные во всех школах тибетского буддизма. Усилиями великого наставника Намкая Норбу Римпоче (тибетца, в 60-е гг. переселившегося в Италию и преподающего в Неаполитанском университете) учение получило распространение по всему миру. Некоторые последователи дзогчена считают его самостоятельной школой. Принципиально новым стало создание общин дзогчен. Новым, поскольку дзогчен до второй половины XX в. не была отдельной школой, а методом, практикой, существовавшими в разных школах. Основатель этих общин Намкай Норбу считает, что в них могут входить представители любых религий и даже атеисты.

В 1991 г. Намкай Норбу прислал своего ученика Фабио в Россию читать лекции по янтра-йоге. Летом 1992 г., по приглашению В. М. Монтлевича, сам Намкай Норбу посетил Петербург. В одной из школ в Сосновой Поляне был проведён недельный ритрит, в котором приняли участие около 200 человек.

Группой участников этого ритрита, после отъезда Намкай Норбу, была создана Санкт-Петербургская дзогчен-община "Сангьелинг", поскольку каждой дзог-чен-общине даётся своё имя. Впрочем, в мэрии, в 1993 г., она была зарегистрирована как "Культурная ассоциация дзогчен-община". С целью регистрации были выбраны "руководители" общины. Хотя ни председателей, ни руководителей в общине нет; как нет и иерархической организационной структуры. Управление ассоциацией осуществляет ганчи: совет из нескольких человек, избранных на общем собрании. Срок пребывания в ганчи ограничен тремя годами.

Ядро дзогчен-общины 70 человек. Многие из тех, кто составляет это ядро, ранее получили передачу от разных учителей.

Дзогчен-общины имеются в Улан-Удэ, Иркутске, Владивостоке, Харькове, Киеве, Одессе и Краснодаре. Всероссийский центр находится в Подмосковье, под Павловским Посадом, куда все последователи учения стремятся попасть хотя бы раз в год на ритрит.

Принципиально новым явлением стало появление общин и распространение идей нетибетской традиции. Если тибетский буддизм через Бурятию и Калмыкию, академическую буддологию имел корни в России, то китайский или японский буддизм таких корней не имел. Тем не менее в 60-е гг. в США стала известна в интеллектуальных кругах книга профессора Судзуки о дзен-буддизме, появились романы Сэлинджера и Керуака. В 70-е гг. интерес к дальневосточному буддизму проникает с Запада в Россию. Роман и новеллы Сэлинджера были переведены на русский и опубликованы в "Новом мире" при Твардовском. Вышла ставшая очень популярной книга Е. Завадской "Восток на Западе" о влиянии дзен на Ван-Гога, Сэлинджера, Г. Малера. Появились книги по китайскому буддизму. Обозначился больший интерес к китайской и японской поэзии и живописи. Дзен и чань вошли в моду в среде интеллигенции крупных городов. Интерес был, конечно, прежде всего интеллектуальный, но сама возможность мыслить и видеть таким образом поражала. Никаких учителей быть не могло, но почва была подготовлена. Учителя появились после перестройки. И появились общины китайского чань, японского дзен, корейской и вьетнамской традиции.

Меньшее распространение получила тхеравада, но и у этого течения появились свои устойчивые группы сторонников, установившие постоянные связи с Цейлоном и Бирмой (например, с конца 90-х гг. в Набережных Челнах существует община тхеравады, создание которой было инициировано бирманцами). Появлялись общины и в Петербурге. В середине 90-х гг. две женщины из Петербурга стали монахинями в тхеравадинских монастырях — одна в Бирме, другая — в Англии.

В России существуют две основных формы бытования буддизма: традиционная форма организации религиозной жизни, главным образом в Бурятии и Калмыкии, центром которой являются монастыри, и предполагающая многолетнее образование под руководством учителя со строгой дисциплиной ученика по отношению к учителю, как это происходит в монастырях. В России это монастыри школы гэлуг. Другая форма организации религиозной жизни — новая для буддизма —представлена небольшими общинами разных школ, направляемых приезжими учителями, иногда монахами, иногда нет. Эти группы не связаны с монашеством, не строги в отношении требования многолетней медитативной практики как условия продвижения по пути. Редкие наезды учителей делают невозможным строгое подчинение ему ученика. К тому же члены таких групп бывают часто неустойчивы в своих религиозных интересах.

Эти вновь возникшие буддийские группы, состоящие в основном из русских, часто подвергаются критике со стороны последователей традиционно понимаемого буддизма, которые считают эту новую форму поверхностной, примитивной, несерьёзной, а иногда и вовсе не считают членов этих групп буддистами.

Тем не менее этот новый "секулярный" буддизм быстро распространяется в России и делает достоянием все более широкого круга основные элементы буддийского учения.

Буддизм русских находится в стадии становления, его внятные формы ещё не сложились. А интерес к нему очевиден, судя по тем сотням людей, в заметной своей части не принадлежащих ни к каким общинам и школам, которые собираются на лекции и проповеди приезжих учителей.

По данным Европейского буддийского университета во Франции, Германии и Англии, европейских странах, где буддизм получил наибольшее распространение, буддистов насчитывается около 1,5 млн. Сколько их в России — подсчитать с уверенностью невозможно.

Молодые (и не только) люди «в духовном поиске и с вопросом о самих себе имеют в обществе уже сложившийся набор более или менее общепринятых ответов на свои вопросы, и те из них, которых эти ответы не устраивают, сталкиваясь с уже сложившейся буддийской средой, получают возможность радикального выхода за пределы существующего культурного языка. Этот выход они переживают как освобождение, как их собственное, а не полученное в наследство. Они получают новый язык, обещающий новую жизнь или жизнь по-новому»[23]. Буддисты в России представлены небольшими общинами, редко превышающими численностью несколько десятков человек, тем не менее их присутствие всё более заметно. И какое бы раздражение они порой ни вызывали у установленных религий, с ними придётся считаться.

 

Заключение

Ни один народ не пережил так много страданий за последние годы, как россияне. Только сталинский террор и Вторая мировая война стоила жизни миллионам людей. Многие поколения нашей страны практически не знали ни свободы, ни развития личности.  России предстоит пройти трудный путь, прежде чем она сбросит груз прошлого. Но, «семена Алмазного пути буддизма упали в исключительно благодатную почву». И если не будет возникать новых внешних препятствий (таких как смешные законы, ограничивающие религиозную свободу), Дхарма, несомненно, внесёт значительный вклад в стабилизацию российского общества. Россия может надолго превратиться в одну из важнейших стран для будущего сохранения и передачи учения Будды.

Пожалуй, лишь в современной России православная церковь и другие традиционные конфессии как никогда независимы от светской власти. Имеются все условия для мирного сосуществования разных религий. Но, тем не менее, в силу того, что до сих пор отсутствует федеральный орган по делам религий, удовлетворительные законы по свободе совести и религиозным объединениям, нет пока и эффективных отношений между государством и религиозными объединениями, не разработана целенаправленная политика государства по вероисповедным вопросам.

Информация о работе Буддизм в России