Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение основных тенденций развития международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в контексте глобальных перемен 1990-х гг.; анализ базисных концепций российских и зарубежных экспертов эволюции международных отношений в регионе.
Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1. Политика внерегиональных сил на Ближнем и Среднем Востоке…………………………………………………………………………….6
1.1. Проблемы современности в странах Ближнего и Среднего Востока....6
1.2. СНГ и страны региона: отношения в политической, экономической, военной, культурной областях……………………………………………….....10
1.3. Геополитические интересы стран Запада и США в регионе: нефть и политика……………………………………………………………….…………13
Глава 2. Проблемы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в 20в………………………………………………………………….…19
2.1. Израиль в региональном балансе сил. Арабо-израильский конфликт………………………………………………………………………….19
2.2. Политика Турции и государств Южного Средиземноморья в области обеспечения региональной безопасности……………………………………...22
2.3. Территориальные споры между государствами Аравийского полуострова………………………………………………………...…………….25
Глава 3. Внутрирегиональные отношения на Ближнем и Среднем Востоке…………………………………………………………………………...30
3.1. Позиция арабских стран по вопросу ближневосточного урегулирования. Исламская революция……………………………………….30
3.2. Ситуация на Среднем Востоке ………………………………..……….32
3.3. Проблема западной Сахары и позиции стран Магриба………………38
Заключение ………………………………………………………………..…43
Список использованных источников……………………………………….46
Таким образом, Ближний и Средний Восток является нефтедобывающим регионом, имеющим важнейшее значение для стран Запада и США [прил. Б].
Глава 2. Проблемы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в 20в
2.1. Израиль в региональном балансе сил. Арабо-израильский конфликт
Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.
После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и коренным арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накаления ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. После 1948 года принципиальной причиной конфликта принято считать создание еврейского государства на части территории, неотъемлемые права на которую, по мнению арабской стороны, принадлежат лишь её коренному, главным образом арабскому, населению [5].
В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.
Напряженность между западной и исламской цивилизациями существует, и закрывать на это глаза бессмысленно. Но она возникает не из сущности сталкивающихся между собой так называемых «непримиримых антагонистов», а из кризиса диалога между ними, подменяемого конфронтацией, в том числе в форме вооруженной борьбы. И ближневосточный конфликт играет в этом особую роль, что, несомненно, повышает цену его урегулирования.
Арабо-израильский конфликт имеет еще одно важное измерение, так как он оказывает дестабилизирующее воздействие на весь регион Ближнего Востока, в недрах которого находятся 68 % мировых запасов нефти (не считая арабской Северной Африки, тоже затронутой ближневосточным конфликтом). Маловероятно повторение событий 1973 года, когда арабские государства прекратили поставки нефти на Запад. Однако уже в наши дни военная операция США, предпринятая против Ирака, на годы выбила из числа основных экспортеров страну, нефтяные запасы которой составляют почти десятую долю общемировых.
Несмотря на разработку альтернативных источников, на ближайшие десятилетия нефть и газ сохранятся в виде важнейших первичных энергоносителей. Следовательно, стабильность на Ближнем Востоке имеет и будет иметь первостепенное значение, особенно на этапе, когда основные потребители ближневосточной нефти начнут выходить из нынешней рецессии. Ироничное высказывание «Из-за энергетического кризиса погас свет в конце туннеля» имеет отнюдь не только шуточный смысл.
Нужно также подчеркнуть, что Ближневосточный регион, в наименьшей степени пострадавший от мирового экономического кризиса, будет представлять в посткризисный период особую ценность как объект иностранных инвестиций. Этому способствуют накопленные, особенно в зоне Персидского залива, огромные финансовые средства.
Основу урегулирования на палестинском направлении составляет решение ряда проблем. Главная среди них – создание палестинского государства, что было предусмотрено еще в 1947-м решением Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины на два государства – еврейское и арабское. Можно считать, что по этому вопросу к настоящему времени достигнут мировой консенсус, который охватывает и США, и страны Европейского союза. Его признало и прежнее израильское правительство Эхуда Ольмерта. Думаю, что негативная позиция нынешнего премьера Биньямина Нетаньяху по данному вопросу не окончательная, хотя он обусловит согласие на появление палестинского государства целым рядом требований. На пути стоят нелегкие согласования и по таким вопросам, как границы этого государства, права беженцев, судьба Иерусалима, который должен стать столицей двух государств.
2.2. Политика Турции и государств Южного Средиземноморья в области обеспечения региональной безопасности
В последнее время Турция активно работает над тем, чтобы внести свой вклад в безопасность, стабильность и процветание в ряде соседних и более отдаленных регионов. Результаты, которых нам удалось добиться, говорят сами за себя. В основе современной внешней политики Турции лежат шесть принципов.
Первый – это определение баланса между свободой и безопасностью. Если безопасность хороша для одного государства, одной страны и одного человека, она принесет пользу и другим. Но не следует обеспечивать безопасность в ущерб свободе и наоборот. Следовательно, необходимо найти правильное соотношение между ними.
Второй принцип предполагает усиленное вовлечение всех региональных сил в мирный процесс. Проводится политика «обнуления проблем» в соседних странах и считаем, что это вполне достижимая цель, если только участники процесса смогут доверять друг другу.
Третий принцип предполагает проведение эффективной дипломатии в отношении соседних регионов. Цель – максимальная интенсификация сотрудничества, от которого выиграют все соседи. Для достижения этой цели строятся отношения с соседними государствами на принципах «безопасности для всех», «политического диалога на высоком уровне», «экономической взаимозависимости», а также «культурной гармонии и взаимоуважения».
Являясь членом Совета Безопасности ООН на период 2009–2010 гг. и ответственным членом международного сообщества, которое вынуждено решать широкий спектр проблем, придерживаются четвертого принципа во внешней политике, который можно сформулировать как стремление к взаимодополняющим действиям с основными игроками на мировой арене.
Пятый принцип предполагает эффективное использование международных форумов и новых инициатив для придания импульса решению вопросов, представляющих взаимный интерес. Именно с этих позиций следует оценивать рост влияния Турции в таких организациях, как ООН, НАТО, Организация Исламская конференция, а также установление взаимоотношений со многими новыми структурами. Следует также упомянуть о том, что Турция получила статус наблюдателя в ряде ведущих региональных организаций, таких, например, как Африканский союз, Лига арабских государств, Ассоциация стран Карибского бассейна и Организация американских государств.
Шестой принцип турецкого внешнеполитического курса опирается на предыдущие пять, – это создание «нового образа Турции» благодаря усиленному вниманию, которое мы уделяем общественной дипломатии.
По сути дела, данный подход нацелен на то, чтобы положить конец спорам и укрепить стабильность в регионе с помощью новаторских механизмов и каналов для разрешения конфликтов, стимулирования позитивных перемен и развития межкультурного общения и взаимопонимания.
Таким образом, можно сказать, что данная внешняя политика имеет три отличительные особенности: она ориентирована не на кризис, а на мечту и видение будущего мироустройства; вместо того, чтобы реагировать на возникающие угрозы. Политика носит системный характер и охватывает весь спектр международных проблем.
Сегодня Турция проводит поистине многомерную и всеохватную внешнюю политику, участвуя в решении насущных вопросов в разных частях земного шара – от Африки до Южной Америки, от Восточной и Южной Азии до стран Карибского бассейна. Кроме того, Анкара активно укрепляет принципы мирного сосуществования, взаимного уважения, дружбы, согласия и сотрудничества между разными культурами, идеологиями и религиями. Пять лет тому назад Турция совместно с Испанией создала под эгидой ООН «Союз цивилизаций». Этот проект призван стать флагманом глобальных усилий, направленных на углубление межкультурного диалога и противодействие экстремизму. Российская Федерация со своим богатым культурным наследием также имеет все необходимое для того, чтобы внести существенный вклад в это историческое предприятие.
Являясь членом «Большой двадцатки», Турция поддерживает инициативы по реформированию структуры международных финансов и принятию новых мировых стандартов, которые обеспечат устойчивый экономический рост и стабильную финансовую систему, а также помогут создать более эффективную экономическую архитектуру. С другой стороны, будучи развивающейся страной-донором, Турция протягивает руку помощи развивающимся странам и вносит вклад в достижение Целей развития тысячелетия, сформулированных ООН.
Нынешнее председательство в Инициативе по сотрудничеству стран Юго-Восточной Европы и грядущее президентство в Конференции по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии, а также в Комитете министров Совета Европы во второй половине нынешнего года предоставляет значимые возможности для совершенствования регионального сотрудничества. Турция и Россия могут вместе работать на всех направлениях под знаком солидарности в решении острых региональных вопросов [10].
2.3. Территориальные споры между государствами Аравийского полуострова
В 90-е годы минувшего столетия – начале нового века страны Аравийского полуострова смогли урегулировать многие имевшиеся между ними спорные проблемы территориально-пограничного характера. Тем не менее, целый ряд из них все еще остается нерешенным, что периодически приводит к повышению напряженности в межгосударственных отношениях. Нельзя полностью исключать и того, что неурегулированность давних споров может послужить поводом для возникновения локальных вооруженных пограничных конфликтов.
Между Королевством Саудовская Аравия (КСА) и Кувейтом не решен вопрос о принадлежности прибрежных островов Нару и Умм эль-Мардан, из-за чего морская граница между ними до сих пор не установлена. Также не определены границы территориальных вод и на континентальном шельфе Залива. Позитивные сдвиги в решении вопроса наметились в 2000 г., когда стороны договорились о проведении демаркации морской границы, однако вопрос дот сих пор не закрыт.
Еще в 1965 г. КСА и Катар подписали меморандум о взаимопонимании и признании границ. Однако стороны продолжали претендовать на район Абу-аль-Хуфус и остров Халфун. В 1992 г. в районе Абу-аль-Хуфус произошел вооруженные столкновения. В 1996 г. КСА и Катар достигли новой договоренности о демаркации границы на протяжении 40 км, а в 2001 г. подписали соглашение об урегулировании вопросов о прохождении границы. Однако до настоящего времени катарско - саудовская граница так до конца и не демаркирована.
В 1992 г. были окончательно урегулированы пограничные споры между Саудовской Аравией и Оманом.
В 1974 г. КСА и ОАЭ подписали соглашения по урегулированию территориально-пограничных споров. При этом Саудовская Аравия отказалась в пользу ОАЭ от оазисов Эль-Бурайми и Лива и от прибрежной территории, простирающейся от Хор-эль-Хорейза в направлении Эль-Марфа, а также прилегающих к ней территориальных вод. В свою очередь, ОАЭ передали саудовцам участок своей территории (от эмирата Абу-Даби), расположенный в юго-западной части Федерации и уступили на северо-западе коридор шириной от 50 до 80 км, соединяющий континентальную часть КСА с побережьем Персидского залива. Тем самым Саудовская Аравия получила выход к морю без права притязаний «на особые морские права», т. е. без права установления суверенитета КСА и распространения ее законодательства на территориальные воды и шельф ОАЭ. В 1976 г. совместная комиссия уточнила на местности и демаркировала границу между двумя государствами. Однако в 2005 г. в Абу-Даби потребовали внесения «фундаментальных изменений» в договор 1974 г., т. к. он стал «непригодным» для ОАЭ. В частности, речь идет о территории между ОАЭ и Катаром и богатом нефтеносном районе Шуэйба.
Во второй половине 1990-х гг. на границе между КСА и Йеменской Республикой (ЙР) неоднократно имели место вооруженные конфликты, вызванные неурегулированностью территориальных споров между двумя странами. Одновременно Эр-Рияд и Сана вели переговоры по их урегулированию, в ходе которых саудовцы настаивали на прохождении линии границы так, чтобы оставить за собой территории нефтеносных районов. Вместе с тем, ни КСА, ни Йемен не были заинтересованы в дальнейшем росте напряженности и в 1999 г. было достигнуто соглашение, по которому войска обоих государств были отведены на 20 км от пограничной линии. Предусмотрено также совместное патрулирование границы. В 2000 г. КСА и ЙР подписали соглашение о прохождении линии сухопутной и морской границы на основе Таифского договора 1934 г. и его приложений. Это соглашение должно положить конец территориальному спору между ЙР и Саудовской Аравией. Пограничная зона между ними объявлена «зоной сотрудничества и развития». В 2003 г. подписано соглашение об организации контроля на совместной границе с целью борьбы с контрабандой оружием, наркотиков, алкоголя, незаконным переходом границы преступниками и террористами. В то же время остался неурегулированным вопрос о двух небольших районах: Джебель-Атид к востоку от Маариба в северной части нефтеносного района Шабва и на западе вблизи красноморского побережья. Спорные вопросы есть и в районе «треугольника», где сходятся границы ЙР, КСА и Омана. Здесь саудовцы хотят получить доступ к Аравийскому морю. Проблемы имеются и по конкретным вопросам демаркации саудовско-йеменской границы.
Информация о работе Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке