Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение основных тенденций развития международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке в контексте глобальных перемен 1990-х гг.; анализ базисных концепций российских и зарубежных экспертов эволюции международных отношений в регионе.
Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1. Политика внерегиональных сил на Ближнем и Среднем Востоке…………………………………………………………………………….6
1.1. Проблемы современности в странах Ближнего и Среднего Востока....6
1.2. СНГ и страны региона: отношения в политической, экономической, военной, культурной областях……………………………………………….....10
1.3. Геополитические интересы стран Запада и США в регионе: нефть и политика……………………………………………………………….…………13
Глава 2. Проблемы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в 20в………………………………………………………………….…19
2.1. Израиль в региональном балансе сил. Арабо-израильский конфликт………………………………………………………………………….19
2.2. Политика Турции и государств Южного Средиземноморья в области обеспечения региональной безопасности……………………………………...22
2.3. Территориальные споры между государствами Аравийского полуострова………………………………………………………...…………….25
Глава 3. Внутрирегиональные отношения на Ближнем и Среднем Востоке…………………………………………………………………………...30
3.1. Позиция арабских стран по вопросу ближневосточного урегулирования. Исламская революция……………………………………….30
3.2. Ситуация на Среднем Востоке ………………………………..……….32
3.3. Проблема западной Сахары и позиции стран Магриба………………38
Заключение ………………………………………………………………..…43
Список использованных источников……………………………………….46
В этой связи, в частности, в некоторых мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока исламский фундаментализм видится как единственный доступный путь к построению гражданского общества, альтернативного западному. В то же время попытки правящих кругов ряда ориентированных на Запад афро-азиатских стран навязать традиционному обществу чуждые ему и органически несовместимые западные стандарты и модели развития рождают в среде фундаменталистов тенденции к отторжению западного влияния любым путем, включая экстремизм, и его крайнее проявление — терроризм.
Множественные и незатухающие вооруженные конфликты на конфессиональной, этнической и национальной почвах, связанная с этим проблема беженцев, сложная демографическая ситуация, порождающая массу пауперов, неустроенность и безработица молодежи — все эти факторы, наряду с неспособностью политиков направить разрозненное переходное общество на решение общенациональных задач, обусловили поддержку населением нынешних фундаменталистов во многих исламских странах Ближнего и Среднего Востока. Именно поэтому современное руководство этих государств рассматривает исламский фундаментализм как идеологию, способную нейтрализовать существующий до сих пор в той или иной мере этнический, племенной и конфессиональный сепаратизм [9].
Стоит подчеркнуть, что в начале XXI века отмечается заметная активизация российско-арабских экономических, политических и культурных отношений. Об этом свидетельствуют участившиеся за последние десять лет государственные визиты высшего российского руководства в Марокко, Алжир, страны Аравийского полуострова, Иорданию.
Например, новый импульс развитию двусторонних отношений между Россией и Марокко был придан после государственного визита на тот момент президента России В.В. Путина в Королевство Марокко в сентябре 2006 г.
По итогам официальной встречи был подписан ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в различных областях. В частности, Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства, о сотрудничестве сфере туризма, о культурном и научном сотрудничестве, о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта и соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения.
Таким образом, Россия активизировала свою внешнюю политику на североафриканском векторе с тем, чтобы сообщить большую эффективность отношениям с Марокко. Также был осуществлен ряд визитов высокопоставленных российских чиновников (министров, глав федеральных агентств, глав регионов) в другие арабские страны, имевших целью усилить динамику двусторонних отношений. Состоялись также официальные визиты лидеров арабских стран в Москву.
Кроме того, Россия намерена расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Африканским союзом и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте. В.В. Путин, находясь на посту главы государства неоднократно заявлял о необходимости сохранения преемственности российского внутриполитического и внешнеполитического курса, поэтому можно предположить, что в годы президентства Д.А. Медведева российская внешняя политика, в том числе на арабском векторе, в стратегическом плане не претерпит кардинальных изменений. Приоритет будет отдаваться интенсификации и повышению эффективности экономических связей, военно-технического, научно-технического сотрудничества, культурных контактов, результатом чего должно стать усиление реального политического влияния и укрепление авторитета России в этом обширном регионе. И, возможно, ключевым шагом на этом пути станет Московская конференция по Ближнему Востоку.
1.3. Геополитические интересы стран Запада и США в регионе: нефть и политика
В историческом плане борьба за нефть в острой форме проявилась между США и Англией, имевшими наиболее крупные нефтяные интересы на Ближнем и Среднем Востоке. США стремились подорвать установленный Англией до второй мировой войны военное, политическое и экономическое господство на Ближнем и Среднем Востоке. Активная дипломатическая поддержка со стороны государства, возросшая финансовая мощь нефтяных компаний позволили США ослабить позиции Англии и изменить соотношение сил на Ближнем и Среднем Востоке в свою пользу. В эксплуатации нефтяных источников стран Ближнего и Среднего Востока наряду с США участвовали Англия, Нидерланды, Франция. Сложившаяся в отношениях между монополиями США, Англии, Франции, Нидерландов в конце 50-х - начале 60-х "стабильность" на Ближнем и Среднем Востоке, основанная (за исключением Ирана) на еще довоенных концессиях, служила своего рода сдерживающим факторам, ограничивавшим одностороннюю экспансию монополий США. Совместная деятельность западных монополий не исключала борьбы между ними. Англо-иранский конфликт 1951-1953 гг., энергетический кризис в США и Западной Европе в 1973-1974 гг. способствовали перерастанию в политическую борьбу.
За период с 1945 до середины 70-х годов произошли некоторые изменения в политике западных государств и США в вопросах нефтяной стратегии в ближневосточном регионе, связанные, прежде всего, с национализацией нефтяной отрасли арабских добывающих стран. И этот фактор, безусловно, был учтен ведущими нефтяными компаниями, представленными на этом рынке.
Российские исследователи отмечали, что Англия и США боролись между собой за гегемонию. Следует отметить, что «с 1971 г. в Персидском заливе свое влияние Англия уступила США. США после ирано-иракской войны проводили стратегию «двойного сдерживания» Ирана и Ирака, что позволило США в течение десяти лет обеспечивать бесперебойные поставки нефти из стран залива и избегать крупных конфликтов между ними. Однако к концу XX вв. данный курс себя исчерпал как тактически, так и стратегически.
Иран при населении в 65 млн. чел. обладает запасами в 89,7 млрд. барр. У Ирака население 23 млн. чел., а нефти - 112 млрд. барр. у Саудовской Аравии - 22 млн. и 261 млрд. соответственно. Таким образом, по нашим подсчетам, Иран, Ирак и Саудовская Аравия, вместе взятые, обладают запасами в 462 млрд. барр., что выдвигает, прежде всего, Саудовскую Аравию и Ирак в мировые лидеры по обладанию стратегическим сырьем. Позиции Ирана, по сравнению с Саудовской Аравией и Ираком, выглядят достаточно скромно. При нынешних темпах добычи Иран исчерпает свои запасы через 20-30 лет. Данные обстоятельства определили различия в иранской и арабской деловой политике на нефть и противоречия по вопросу об объемах ее добычи. Уже с 60-х годов Иран, стремившийся к снижению зависимости от нефтяного экспорта и увеличения инвестиций в экономику, настаивал на сокращении добычи и на повышении мировых цен. Арабские государства, наоборот, предпочитали держать мировые цены на низком уровне. Сближению позиций Ирана и США помогло бы согласие США на строительство трубопроводов из Средней Азии через иранскую территорию. (Одновременно реализация данного проекта способствовала бы ослаблению влияния китайских нефтяных компаний на иранскую нефтегазовую промышленность)» .
Экономика США в определенной степени зависела от поставок ближневосточной нефти, поэтому политика была достаточно рациональной и учитывала в целом сложившуюся обстановку в регионе.
Цены на нефть в регионе удерживались на определенном уровне до 1973 г., то есть до очередной арабо-израильской войны, когда произошел беспрецедентный скачок цен на нефть, изменивший в целом ситуацию на мировом рынке. Следует при этом отметить, что повышение цен на нефть привело к тому, что нефтедоллары пополнили казну арабских государств, в том числе иракскую; как раз за год до этого иракское правительство национализировало нефтяную отрасль, покончив с монополией западных компаний. Колоссальные доходы от экспорта нефти позволили форсировать промышленное развитие страны, и в короткий срок была создана мощная индустрия, в первую очередь машиностроительная. Стали возможными огромные капиталовложения в сферу строительства, здравоохранения, образования. Ирак использовал нефтедоллары для своей промышленности, создал новые отрасли хозяйства, что не всегда отвечало интересам западных монополий. Как известно, Ирак неоднократно подвергался нашествиям иностранных завоевателей, но вновь возрождался.
Таким образом, западные и американские компании с начала прошлого века эксплуатировали природные богатства стран Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь, в своих интересах. Подписанные концессионные соглашения носили несправедливый характер по отношению к арабским странам региона, не служили интересам государств. Обстановка изменилась в 50-60-е гг., когда, в результате национально-освободительных движений, монополии вынуждены были пересмотреть свою политику и изменить некоторые условия соглашений.
В начале 70-х годов Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты добились прав собственности над 25% активов ближневосточных филиалов монополий, затем эта цифра была, доведена до 60%, что создало определенные условия для развития национальной промышленности, улучшения жизненного уровня населения, создания социальной инфраструктуры.
За 1970-90 гг. цены на нефть претерпели изменения. За 1990-1994 гг. цены на нефть постепенно снижались с 22,1 до 16 долл. за баррель. В 1996-1997 гг. они стабилизировались на уровне 20-19 долл., а в 1998 г. упали до 13,1 долл. Нестабильная обстановка на мировом рынке была связана с тем, что «страны ОПЕК с 1 января 1998 г. повысили свою квоту добычи, а финансовый кризис в Юго-Восточной Азии резко снизил спрос на нефть. Предложение превысило спрос примерно на 125 млн. т., в то время как для дестабилизации рынка достаточно и превышения в 30-40 млн. т. в годовом исчислении».
1995 г. стал переломным на рынке нефти, когда все страны-экспортеры ограничили добычу нефти, а члены ОПЕК приняли новый механизм регулирования цен, который помогал поддерживать в пределах 22-28 долл./барр. и лишал страны-импортеры возможности сохранить высокий уровень коммерческих запасов. Несмотря на различные противоречия, ОПЕК до сентября 2001 г. удалось удержать цены на нефть в пределах принятого коридора. В связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. произошла дестабилизация ситуации, в результате которой цены пошли вверх. На Лондонской нефтяной бирже УРЕ цена нефти сорта Брент достигала 28-31 долл./ барр. Члены ОПЕК заявили о сохранении стабильных поставок нефти, что позволило удерживать цены в пределах 22-28 долл./барр.
На своей очередной конференции министры нефти стран ОПЕК решили не снижать добычу, что привело к падению цен. Однако уже в ноябре 2001 г. страны ОПЕК заявили, что сократят суточную добычу на 1,5 млн. барр., начиная с 1 января 2002 г.. при условии, что страны-экспортеры, не входящие в ОПЕК, снизят ее на 500 тыс. барр. Ценовая война обострилась так, что страны ОПЕК предупредили о возможном падении цены на нефть до 10 долл. за барр., если в ближайшее время добыча не будет сокращена на 2 млн. барр. в сутки. Острие ценовой войны ОПЕК было направлено против России, потому что она за это время нарастила объем суточной добычи на 50 тыс. барр., тогда как мировые цены на нефть находились на уровне 30 долл. за баррель и выше, страны ОПЕК теряли свои доли на мировых рынках. В начале декабря Россия официально объявила о снижении экспорта нефти на 150 тыс. барр. в сутки сроком на 3 месяца, хотя в требованиях ОПЕК звучала цифра в 200 тыс. барр.
Таким образом, за период 1970-2000 гг. мировые цены на нефть носили нестабильный характер, что было связано с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, политикой стран-экспортеров, противоречиями между ОПЕК и нефтеимпортирующими странами, а в начале XXI века с террористическими актами и ценовой войной.
Ближневосточный регион является центром противоречий интересов разных государств. К сожалению, там не прекращаются войны, первая из них началась в 1967 г., так называемая Шестидневная война, начатая Израилем после неудачной и неоправданной "игры мускулами" Каира. А.Гречко, в то время командующий войсками Варшавского Договора, желая показать, насколько хорошо работают советские военные советники в Египте, при беседе с Насером во время визита в Каир, отметил, что египетская армия «может успешно решить различные задачи на данном театре», что не отвечало действительности. Египетская армия уступала израильской, что подтвердили дальнейшие события.
За 30 лет страны Ближнего и Среднего Востока достигли определенных успехов в своем развитии и, прежде всего, арабские государства стали получать доходы от эксплуатации нефтяных ресурсов. Нефтедобывающие государства заявили о себе, создали ОПЕК и ОАПЕК, другие международные фондов и организации, включились в мировое хозяйство.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги:
- США и страны Запада с начала XX в. эксплуатировали ресурсы стран Ближнего и Среднего Востока, однако ситуация изменилась после окончания Второй мировой войны и национально-освободительных движений в странах региона;
- в Иране в 1951-1953 гг. развернулось мощное движение за национализацию нефти и самостоятельное использование национальных нефтяных ресурсов, являвшиеся частью освободительной борьбы народов Ближнего и Среднего Востока за достижение полной национальной и экономической независимости, ликвидации господства западных монополий, развитие нефтяных ресурсов под контролем национальных государств. В мае 1973г. правительство Ирана восстановило контроль над нефтью и ограничило функции английской компании (АИНК);
- в июне 1972г. Ирак национализировал активы "Ирак Петролеум" (ИПК), акционерами которой были компании Англии, Франции, США и Нидерландов, эксплуатировавших иракские нефтяные ресурсы с 20-х годов прошлого века;
- в 1972 г. было подписано генеральное соглашение между западными нефтяными компаниями и арабскими нефтедобывающими странами по вопросу об участии;
- нефтедобывающие страны региона участвуют в международном разделении труда и мировых экономических отношениях.
Политика нефтяных монополий претерпела изменения, были пересмотрены стратегия и тактика по отношению к ближневосточным нефтедобывающим государствам, что позволяет предполагать о динамизме отношений на мировом нефтяном рынке.
Информация о работе Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке