Жизненные циклы семьи, стратегии помощи семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Каждая семья за период своей жизни проходит ряд последовательных фаз. Чаще всего жизненный цикл семьи разделяют на 7 периодов: вступление в брак, рождение первого ребенка, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подростками, семья – «пусковая площадка», супруги среднего возраста, старость. От фазы зависит то, какие проблемы возникают в семье и как они решаются.

Содержание работы

1. Жизненные циклы семьи.
1.1. Периодизация жизненных циклов семьи.
1.2. Обзор подходов к периодизации жизненных циклов семьи.
1.3. Проблемы, сопровождающие жизненные циклы семьи.
2. Стратегии помощи семье.
2.1. Исторический обзор становления социальной работы с семьей.
2.2. Основные подходы и стратегии оказания помощи семье.
2.3.Государственная стратегия помощи семье в РБ.
2.4. Принципы построения стратегии помощи семье.

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная по семейной психологии.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

     У подростков проблемы иные: их беспокоят  вопросы внешности (поддержание  нормального веса, угри, становление  фигуры), предупреждения нежелательной  беременности, сексуальные проблемы и т.д. Актуальной становится профилактика алкоголизма, наркомании, курения. Конфликт между родителями и детьми может стать причиной нервно-психических срывов и у детей и у родителей, и обращения как одних, так и других за помощью к психиатру или психотерапевту.

     Когда взрослые дети покидают семью, для родителей  наступает сложное время, и начинают выходить наружу незамечаемые ранее болезни. Мужчин нередко беспокоит сердце, женщин – приближающаяся менопауза. Если наслаивается на это и супружеский конфликт, то возникает бессонница и даже депрессия. Чем старше становятся супруги, тем большее место в их жизни занимают проблемы здоровья и медицинской помощи. Пожилые пациенты отводят врачу роль не только лекаря, но и душевного целителя. Они доверяют ему свои проблемы и ждут понимания и сочувствия. Особого внимания требуют те, кто пережил потерю супруга

     Ученые  заметили, что чем успешнее семья  справляется с задачами предыдущего  этапа, тем легче ей будет справиться со следующим. Если же проблемы закончившейся  фазы не завершены, члены семьи не осознают необходимость сменить  привычные роли на новые, например, роль детей на роль супругов или родителей, то они не смогут приспособиться к новым условиям, поскольку усвоенные ими модели поведения не отвечают потребностям качественно нового этапа.

     «Боль изменений», нежелание что-либо менять в привычном ходе вещей характерно для человека (лучше привычное, пусть плохое, чем неизвестное новое), поэтому переход из фазы в фазу сопровождается грустью, а иногда гневом и раздражительностью. Специалисты объясняют это так: у человека 3 основные потребности – ощущать себя любимым, понимать окружающий мир и свое место в нем и обладать свободой выбора. Удовлетворение первой потребности дает ощущение благополучия, второй – безопасности, третьей – возможность контроля над собой. В период кардинальных изменений у человека остаются неудовлетворенными все эти потребности, а как результат - появляются чувство печали, тревога и гнев. Как справится с ними семья, зависит от ее общей культуры, условий жизни и психологического климата.

     Все изменения, влияющие на семью, можно разделить на три группы: внешние (исторические, политические, социальные, финансовые), внутренние (персональные нужды членов семьи, внутренние проблемы взаимоотношений, изменение сложившихся ролей) и чрезграничные (смерть, рождение, разделение, развод). Последние тяжелее всего переносятся семьей, а их влияние часто выпускают из вида.

     Из  принципов семейной динамики вытекает, что болезнь или смерть члена  семьи легче переносится семьей, если попадают на середину фазы жизненного цикла, чем если они придутся на межфазовый период. В последнем случае лучше справится с болезнью та семья, которая успешно завершила предыдущую фазу своего жизненного цикла, чем та, которая не сумела преодолеть соответствующие ей трудности [1].

    2. Стратегии помощи  семье.

    2.1. Исторический обзор становления социальной работы с семьей.

     Для того, чтобы лучше понимать, как  складывались стратегии помощи семье, стоит изучить, как развивалась социальная работа с семьей в контексте ее исторического развития. Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: продолжительных, неоднозначных отношений между социальной работой и семьей и междисциплинарного движения за помощь семьям. Чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития.

     Непосредственная  деятельность, касающаяся семьи или  решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердия, позже названных ассоциациями помощи семьям. М. Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе («Социальный диагноз», 1917), семья характеризовалась как единица, которую следует поддерживать и укреплять. «Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы». Позднее, в 1930 году, Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью [10;11].

     Социальные  работники, как эксперты по социальному  окружению, приглашались в психиатрические  клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью.

     Даже  в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи. Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении. Так, например, в такой области социальной деятельности, как работа с детьми, родители привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке.

     Помимо  сильного влияния психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья как потенциальный объект внимания затерялась в исторически сложившемся противоборстве между «внутренним» и «внешним» подходами, в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам, в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии [11].

     Далее традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств.

     Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки [10].

     Определение семьи имеет большое значение для политики, социальных программ и практики социальной работы. Большинство  людей имеет по крайней мере две семьи — семью «здесь-и-теперь», в которой человек живет в данный момент, и семью, из которой он произошел. Определение семьи «здесь-и-теперь» стало проблемой, которая более других расколола исследователей этой проблемы. Если считать семьей лишь супружескую пару вместе с детьми (как это сегодня и делается), то политика, программы и практическая деятельность, направленные на поддержку таким семьям, будут поддерживать этот образ семьи и ограничивать возможность выбора. Если, с другой стороны, придерживаться широкого определения семьи, то политика, программы и практическая деятельность не смогут защищать и поддерживать определенные, интимные формы жизни, которые сами люди называют семьей.

     Хотя  широкое определение ставит сложные  концептуальные и политические вопросы, большинство исследователей считает, что работа с семьей должна быть основана на всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Считается, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.

     Семья второго типа есть у всех людей. Эта  семья психологически важна, независимо от того, поддерживаются ли в ней  близкие связи. Из такой семьи  человек происходит. Члены семьи  связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным; такая семья объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Мы говорим «близкое к кровному (родство)» потому, что разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему. Иногда оказывается, что человек происходит более чем из одной семьи, например, в случаях усыновления или повторного брака родителей. В настоящее время структура семьи изменилась и стала более сложной. Это распространяется на родственные связи и связи между поколениями.

     Что такое работа с семьей? Общепринятого  определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.

     Работу  с семьей можно описать как  подход к человеческим существам  в плане их отношений с ближайшим  и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности  в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как «единый предмет интереса». Это отнюдь не значит, что отдельный человек должен быть чему-то подчинен, это даже не всегда означает, что социальный работник должен заниматься всей семьей. Это означает лишь то, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья.

     Специалист, работающий с семьей, может исполнять  огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.

    2.2. Основные подходы и стратегии оказания помощи семье.

     Современная социальная работа с семьей не может быть понята в отрыве от центральных тем и теоретических достижений в области семейной терапии и смежных областях, в отрыве от деятельности пионеров семейной терапии, а также от различных практических подходов, которые накоплены за годы существования семейной терапии.

     Если  раньше основными вопросами, касающимися  проблем семьи или отдельного человека, были: «что произошло?», «что здесь не соответствует нашим  понятиям о норме?», то теперь задают другие вопросы: «каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир?», «каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?», «что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?». Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальтпсихологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на социальной работе и семейной терапии, поскольку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются «открытыми системами», влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни посредством обоюдных и многосторонних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов совершенно спонтанно и в разных частях света усилиями исследователей и практиков стала развиваться семейная терапия [3;5].

Информация о работе Жизненные циклы семьи, стратегии помощи семье