Взаимосвязь личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:44, дипломная работа

Краткое описание

В связи со сказанным, целью нашего исследования является: изучение связи личностных черт матерей, и типов родительского отношения к детям.
Объект исследования: личностные черты матерей, родительское отношение.
Предмет исследования: связь личностных черт матерей и типов родительского отношения к детям.
Гипотеза. Мы предполагаем, что существует связь личностных черт матерей с типом родительского отношения к детям; возможны различия в выраженности родительского отношения и личностных черт у матерей из полных и не полных семей.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие родительского отношения, факторы его обусловливающие, охарактеризовать влияние характера детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.
Провести теоретический анализ проблемы исследования личности и личностных черт в психологической науке.
Изучить личностные черты и родительские отношения матерей, участвующих в исследовании.
Выявить связь личностных черт матерей с типом родительского отношения к детям.
Установить различия в выраженности личностных черт и типов родительского отношения матерей, имеющих полную и не полную семью.

Содержание работы

Введение
3
I. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку
6
1.1. Исследование феномена «родительского отношения» в современной отечественной и зарубежной психологии
6
1.2. Основные подходы к классификации, виды и критерии родительских отношений
10
1.3. Факторы, влияющие на формирование отношения к детям, черты личности матерей как фактор, определяющий тип родительского отношения

16
II. Эмпирическое исследование связи личностных черт матерей с типом отношения к детям
26
2.1. Общая организация и методы эмпирического исследования 26
2.2. Описание результатов 29
2.3. Анализ результатов исследования, выводы 34
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 73

Содержимое работы - 1 файл

Готовый диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

    4 тип. Мать ведет себя неадекватно  возрасту и потребностям ребенка.  Ее воспитательные воздействия  непоследовательны и противоречивы.

    По  мнению С.Броди, наиболее вредным для  ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность [26].

    Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа родительского отношения:

    Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. «Социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [45].

    Е.Т. Соколова, обобщив опыт работы в  психологической консультации, выделила следующие стили отношений «мать  – ребенок»:

    1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

    2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

    3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

    4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

    Е.Т. Соколова считает, что партнеры при  реализации того или иного стиля  получают «психологические выгоды», и  рассматривает два варианта отношений  «матери – ребенка»: доминирование  матери и доминирование ребенка.

    Доминирующая  мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

    Если  доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [23].

    Итак, как видно из проведенного анализа, нет единой основы  классификаций типов родительского отношения. В одних случаях за основу брались эмоциональные компоненты отношения; в других - способы воздействия на ребенка; в третьих - родительские позиции и т.п. Хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные типы отношения, носящие разные названия, имеют много сходного [8]. 

1.3. Факторы, влияющие на формирование отношения к детям, черты личности матерей как фактор, определяющий тип родительского отношения 

     Родительские  отношения формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей. На выбор родителями стратегии отношений с ребенком оказывают влияние тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

     В то же время нельзя не учитывать  исторические факторы развития социально-экономических  отношений в обществе, которые  создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования позитивных или негативных типов родительского отношения.

      В рамках общей психологии довольно хорошо изучены вопросы, связанные со структурой и  чертами личности, но их влияние на формирование родительских отношений исследовано не достаточно.

      Поэтому при анализе детско-родительских отношений на первый план выступают те качества и свойства личности родителей, и, прежде всего, матерей, которые оказывают влияние на установление нормальных взаимоотношений в семье и являются либо конструктивными, либо деструктивными.

 По  Попцовой Е.В. чертами характера, обусловливающими деструктивность родительского отношения, как правило, являются: жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, властность, эмоциональная холодность, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм,  чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность [45].

    Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования.

    Многие  исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И.). А.Я. Варга в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико-психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя [33].

      Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение,  является концепция шизофреногенной матери [53].

      Шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает  своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем. В конце концов ребенок уступает и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, потворствующая мать,  прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо) [53].

    Во  многих описаниях родительского  отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как  на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.

    Так в работе А. Адлера гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери.  Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная виной. Шизофреногенная мать – это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение [2].

    Некоторые исследователи (Боулби Д., Шефер И.С.) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты [36].

    То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия – интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь – ненависть» - это образующая родительского отношения. Сочетания этих структурных единиц представляют собой варианты социального поведения человека.

    Ловинджер Л. считает, основой того или иного  родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» – осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка [25].

    Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г.

    Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

    По  мнению Захарова А.И., деструктивный стиль отношения к ребенку зависит от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов [22].

    Помимо  этого, деструктивность в отношении  к ребенку обусловлена отсутствием  у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений.

    Захаров А.И. указывает, что было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.

    Такое сочетание черт характера осложняет  отношения матерей с другими  людьми, делает эти отношения излишне  напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

    Интересным  является полученный А.И.Захаровым факт высокой связи между тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.

    У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование [22].

    Исследования  некоторых авторов показывают (Д.Боулби, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская), что выбор родителями деструктивной тактики отношения к ребенку происходит в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я – концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я».

     А.С.Спиваковская указывает, что на конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно выявить свои задатки и  способности; преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека; созидательность, творческость; способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии [52].

Информация о работе Взаимосвязь личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку