Восприятие концепта "насилие над женщиной" в различных культурных контекстах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить степень информированности и отношения к проявлению насилия над женщиной в сфере частной жизни респондентов.
Эта цель предполагает решение следующих конкретных задач:
выявить отношение женского общественного мнения к проблеме насилия: характер оценки, конструктивность мнения;
изучить источники формирования сложившегося мнения, отношения, моделей поведения;
изучить реакцию женщин на насилие, влияние агрессии со стороны другого на агрессивность дальнейшего поведения жертвы;
выявить информированность общества по данной проблеме, на примере СМИ.

Содержание работы

1. Насилие по отношению к женщинам как социальная проблема
1.1. Историческое отношение «насилия над женщиной».
1.2. Определение насилия.
1.3. Цикличность насилия.
1.4. Причины, формы и последствия насилия над женщиной.
2. Культурный контекст к интерпретации гендерного неравенства.
2.1. Связь культуры и гендерных стереотипов.
2.2. Роль женщин в христианстве и исламе.
2.3. Эмпирические исследования.
3. Эмпирическое исследования концепта «насилие над женщиной».
3.1. Программа и процедура исследования.
3.2. Описание метода и методики (какими методами).
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных.
Список использованных источников.
Приложение А

Содержимое работы - 1 файл

Дипломная работа Microsoft Office Word(без введ и закл).doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

В своей книге  Супружество на Востоке и на Западе Давид и Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол», она была обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии: ".... и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим.2:14-15). Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чародие), если будет жить с верой». Пожалуйста - и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным  атакам подвергал женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы: «Знаете ли вы, что каждая из вас - Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы - та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть».

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство  не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Женщина в исламе

Целью данной главы  не является принижение иудаизма или  христианства. Все мусульмане с одинаковым почетом относятся к Моисею и Иисусу (мир им), как к великим пророкам Всевышнего Аллаха. Однако положение женщины в этих религиях существенно отличается от того, что мы наблюдаем в исламе.

Всем известно, что у арабов до прихода ислама считалось позором рождение в семье девочки, и существовал обычай хоронить девочек заживо. Даже сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) застали эту ужасную традицию. Но все изменилось с началом ниспослания откровения. «О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (Коран,4:1); «Он (Аллах) - тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее» (Коран, 7:1);«Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?» (Коран, 15:72).Исламские ученые, объясняя эти аяты, полагают, что нет текстов, ни древних, ни новых, которые бы рассматривали человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это представлено в Коране.

В отличие от христианства и иудаизма, ислам не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того, всю вину и ответственность Всевышний возлагает на Адама:«Прежде Мы (Аллах) заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли. Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только иблис (сатана) отказался. Мы сказали: «О Адам! Это - враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным. В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». Но иблис стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение" (Коран, 20:115-121).

В значительной мере положение  женщин в мусульманских странах  и деятельность национальных механизмов по проблемам гендерного равенства  определяется особенностями их правовой системы. Мусульманское право в  настоящее время почти нигде  не является универсальным и не существует в своем традиционном виде.

В конституционных документах большинства мусульманских стран  имеется нормы относительно равноправия, однако ни в одной стране равноправие  не рассматривается в широком  контексте, равно как неприемлемым оказывается определение прямой и косвенной гендерной дискриминации, принятое в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ни в одной стране нет законодательства относительно статуса национального механизма по гендерному равенству. В то же время во многих из них созданы те или иные государственные институциональные структуры, которые можно рассматривать как элементы национального механизма Индонезия, Иордания, Малайзия, Сирия.

  На законодательном  уровне дискриминационных в отношении женщин норм, как правило, не существует. Правовая защита женщин включена в ряд законодательных актов — таких, как семейные, уголовные и процессуальные кодексы, законы о труде и т.д. Однако на практике женщинам в ряде случаев трудно воспользоваться соответствующими правами в силу культурных стереотипов, отсутствия практики правоприменения, неэффективности и коррумпированности правовых органов, а также отсутствия системы информирования населения.

Тем не менее, создание национальных механизмов по положению женщин способствовало значительному продвижению по пути гендерного равноправия. Об этом убедительно свидетельствуют положительные примеры в ряде стран, на которых мы остановимся подробнее.

 

2.3. Эмпирические  исследования

Многие работы зарубежных исследователей, о проблемах насилия над женщинами, посвящены анализу источников насилия и его происхождению. В числе авторов,  исследующих исторические причины домашнего насилия и

рассматривающих насилие как пережиток прошлого, когда муж имел закрепленное не только традицией, но и законом право наказывать и дисциплинировать жену. В частности, они ссылаются на законодательство, действовавшее на протяжении ХIХ века, в соответствии с которым  муж мог

дисциплинировать  жену, но палка, которой наносился  удар, не должна была быть толще большого пальца [12]. В США по закону 1824  года мужья официально освобождались от ответственности при умеренном физическом наказании жены в случаях  «крайней необходимости».   Российские исследователи проблемы часто упоминают Домострой –  свод законов,  которые в числе прочих,  регулировали и семейные отношения на Руси. 

Виктимологический подход исходит из того,  что женщина своим поведением жертвы провоцирует насилие. Частично он представлен в работах немецкой исследовательницы Шнайдер (Schneider),  где утверждается связь между действиями жертвы и насильника.  Она выделяет три фазы насилия,  в первой из которых происходит попытка усиления контроля за насильником со стороны потенциальной жертвы,  во второй осуществляется насилие,  а третья обнаруживает зависимость жертвы от насильника,  что фактически избавляет его от наказания и приводит к повторению цикла. 

Теория социального  научения подчеркивает роль ближайшего окружения,  которое стимулирует развитие в мужчине личности, склонной к насилию. Эта теория получила развитие в работах Кауфмана.  Исследуя происхождение насилия в современном обществе,  М.  Кауфман выступает против радикальной феминистской теории, выдвинутой в 70-е годы прошлого столетия С.Браумиллер,  которая    сводила происхождение насилия преимущественно к особенностям мужской психологии.  Кауфман считает,  что нет никаких причин утверждать,  что человеческое существо в целом (независимо от пола) не может быть агрессивным. Главное, к чему он стремится привлечь внимание - это то, что общество делает с этой агрессией [13]. По его мнению, мужское насилие начинается с насилия по отношению к себе  (запрещение мальчикам проявлять свои чувства),  затем переходит на уровень отношений к женщине  (так называемая подростковая

агрессивность),  а потом начинает угрожать обществу в целом.  Насилие при этом является компенсацией чувства безвластия и беспомощности,  испытываемого мужчиной на работе или в обществе, а также стремлением подчинить женщину своей власти способом контроля.

В центре интерактивной теории проблема властных отношений и насилия как разновидности коммуникации.  М.  Киммель,  сочетая данный подход с теорией социального научения,  считает насилие мужчин в отношении женщин результатом социализации -  с детства мужчины понимают,  что это приемлемая форма коммуникации [14]. Насилие может быть частным, личным и интимным языком коммуникации.  Проявление насилия как мужчинами, так и женщинами в семье Киммель связывает также с дисбалансом власти:  случаи,   когда большинство решений принимаются одним из супругов,   коррелируют с наиболее высоким уровнем насилия в семье.  Отмечает Киммель и различия в использовании насилия мужчинами и женщинами:  в то время как мужчины применяют насилие для воздействия на жен,  стремясь добиться послушания,  для женщин,  прибегающих к насилию,  это в основном акт выражения фрустрации или острого моментального гнева.

К этим наблюдениям  можно добавить результаты исследования Дж.Готтман и Н.Якобсон, которые  в течение 8 лет наблюдали за 63 супружескими парами, имеющими проблемы с насилием [15].  Они выделили общие принципы семейной динамики: все обидчики были неуправляемы и непредсказуемы, пострадавшие часто были далеки от пассивности,  чувствовали злобу,  но не являлись субъектами насильственных действий. Отмечена значительная роль эмоциональных оскорблений со стороны обидчиков,  что подрывает уверенность жертв в самих себе.

Некоторые исследователи  применяют теорию конфликтов,  согласно которой насилие – одно из финальных  звеньев в цепи разногласий,  столкновения интересов. Структура ряда причин, обусловливающих уровень насилия в конфликтах, описанная Л.Козером (Coser) используются при объяснении проявления насилия в семье.  Мета-исследование подходов к насилию было предпринято в работе Леонарда Берковица  "Агрессия:  причины,  последствия и контроль".  Он обращает внимание как на социальные и культурные корни насилия в семье,  так и на характер семейных отношений и общее ситуативное сходство агрессивного поведения в семье с другими типами агрессивного поведения.  Кроме того,  Л.Берковиц подчеркивает взаимозависимость жертвы и обидчика,  присоединясь таким образом к виктимологическому подходу – «грубость порождает еще большую грубость,  а агрессивные действия одной стороны вызывают ответную агрессию другой» [16].

Cтруктурная  теория выделяет роль патриархата, неизбежно ставящего любого мужчину в положение потенциального насильника.  Преимущественно этот подход присутствует в работах Хирна и Шеллер.  Дж.Хирн выделяет связь мужчины с властью и контролем,  пишет о мужской

культуре насилия.  Он указывает,  что мужчин больше,  чем женщин,  среди заключенных  и совершающих другие преступления,  и связывает мужскую склонность к насилию с проблемой патриархата [17].   Маргарет Шеллер [18].   трактует насилие в отношении женщин как исходящее из ее природы -  она родилась женщиной и,  находясь в определенных отношениях с мужчиной,   она приобретает особый,  более низкий по сравнению с мужчиной социальный статус. Все эти факторы делают женщину уязвимой для насилия в семье.

Различные аспекты связи между патриархатным устройством общества и супружеским насилием выделяются и в коллективном российско-американском исследовании,  результаты которого представлены в монографии  "Окно в русскую частную жизнь".  Ссылаясь на исследования Добаша,  Курца,  Левинсона,  Хоффмана,  Геллиса и других,  авторы монографии отмечают,  что главной причиной насилия является гендерное неравенство –  ситуация,   когда мужчины контролируют материальные ресурсы и принятие решений на уровне семьи, а женщины не имеют таких прав. При общих условиях патриархата насилие со стороны мужчины оказывается наиболее вероятным тогда,  когда ресурсы мужа являются более низкими по сравнению с ресурсами жены.  В этом случае он,  считаясь с господствующей идеологией,  настаивающей на обязательности мужского контроля над ресурсами,   прибегает    к компенсации своей маскулинности через насилие  (Римашевская,  Малышева,  Ванной и др.,  с.191).  Согласно этой теории насилие является способом дать выход гневу по поводу кризиса своей гендерной идентичности.       Обилие подходов к осмыслению источников жесткого обращения в семье позволяет предположить,  что эти подходы,  взаимодополняя друг друга,  отражают насильственные аспекты в различных моделях и/или различных этапах развития семейных отношений.

В частности, ситуационный подход к проблеме домашнего насилия представлен в работе петербургского психолога Натальи Ходыревой.  В соответствии с этим подходом ситуативное распределение власти между обидчиком и жертвой (например, наличие маленького ребенка, требующего ухода, отсутствие жилья или средств к существованию и т.д.)  может привести к насилию в семье (Ходырева, с.185).

Поскольку социологические  исследования супружеского насилия  проводятся в основном в рамках гендерной  социологии и позиционируются именно как гендерные исследования, основным подходом к настоящему времени стало рассмотрение супружеского насилия как следствие и проявление мужского доминирования в обществе и семье.

Основным подходом к общероссийскому исследованию,  проведенному Горшковой И. Д. и Шурыгиной И.И.  в 2002-2003  годах,  стало рассмотрение супружеского насилия как следствия и проявления мужского доминирования в обществе и семье.  Помимо этого общего подхода использовались и более частные объяснительные концепции  (теории ресурсов, экономической и социальной зависимости, стрессов, нарушенной коммуникации, конфликтов, психотравм детства и пр.). По их мнению,  (подтвержденному данными,  полученными в результате исследования)  именно гендерное неравноправие является одним из ключевых пунктов объяснения природы насилия над женами.

Информация о работе Восприятие концепта "насилие над женщиной" в различных культурных контекстах