Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:58, курсовая работа
Необихевиористская ориентация в социальной психологии представляет собой экстраполяцию принципов традиционного бихевиоризма и необихевио¬риз-ма на новый круг объектов. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в психологии, главным предметом изучения которого является поведение, понимаемое как совокупность отношений “стимул – реакция”. Необихевиоризм – направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е гг. XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением.
Введение
Основная часть
1.Общая характеристика
2. Теории агрессии и подражания
2.1 Подход Н. Миллера и Д. Долларда
2.2. Подход А. Бандуры
3. Теории межличностного взаимодействия как обмена
3.1. Подход Д. Тибо и Г. Келли
3.2. Подход Дж. Хоманса
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
В данном случае моделируемые,
т.е. заимствуемые у модели, действия
приобретаются поначалу в символической
форме. Эти «внутренние модели внешнего
мира», по определению Бандуры, конструируются
из наблюдаемых примеров и информации,
получаемой от обратной связи в ситуациях
проб и ошибок, и служат для руководства
более поздним открытым действием.
В символической же форме проверяются
и возможные альтернативные ходы
действия, а затем отбрасываются
или сохраняются «на основе подсчитанных
последствий». Наилучшее символическое
решение претворяется в реальность.
Таково вкратце, по мнению Бандуры, место
когнитивной регуляции
Бандура попытался реализовать сформулированные им принципы научения, в частности, в исследовании агрессивного поведения. Этой проблеме посвящена специальная работа, которая так и называется: «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения» [Bandura, 1973]. Бандура считает, что теория фрустрации—агрессии недостаточна для объяснения агрессивного поведения. По его мнению, широкое принятие представления о фрустрации—агрессии, возможно, в большей степени следует отнести на счет его простоты, чем на счет его предсказательной силы. Несмотря на приверженность принципам научения, «теоретики драйва» не сформулировали адекватной исходной позиции для анализа агрессии с точки зрения социального научения. Бандура видит сходство данного подхода с психоаналитическим, проявляющееся в их пессимистической тональности: и в том, и в другом случае человек рассматривается как обремененный источником агрессивной энергии, которая требует периодического выхода.
Бандура предлагает другой подход, содержащий «более оптимистический взгляд на способность человека уменьшить уровень человеческой деструктивности» [Bandura, 1973, р. 59]. Он вычленяет проблему приобретения (через научение) «поведения с деструктивным потенциалом», с одной стороны, и с другой — проблему факторов, «определяющих, будет ли личность реализовывать то, чему она научена».
С точки зрения Бандуры, фрустрация — это только один и необязательно наиболее важный фактор, влияющий на агрессивное поведение. «Фрустрация наиболее вероятно должна провоцировать агрессию в людях, которые научены отвечать на отвратительное обхождение (aversive treatment) агрессивными установками и действиями...» — замечает Бандура [Bandura, 1973, р. 58]. По его мнению, «агрессия вообще лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает» [Bandura, 1973, р. 39].
Бандурой и его коллегами проведен целый ряд исследований, лабораторных и полевых, посвященных, в частности, детской и юношеской агрессивности. Например, широко известны эксперименты с демонстрацией детям фильмов, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). После просмотра фильма, демонстрировавшего определенную манеру обращения взрослого с игрушками, дети оставались одни играть с игрушками, похожими на увиденные ими в фильме. Дети, которые видели в фильме агрессивные модели, обнаруживали значительно более агрессивное поведение в данной ситуации, чем дети, не смотревшие этот фильм. Часто их поведение оказывалось просто копией поведения взрослого (модели). Причем дети, наблюдавшие вознаграждаемую агрессивную модель, проявляли большее подражание в агрессии, чем наблюдавшие модель, наказываемую за агрессию. Интерпретируя результаты, Бандура указывает, что, хотя реакция может приобретаться простым наблюдением поведения модели, готовность реализовать эту реакцию во многом определяется тем, вознаграждалась или наказывалась модель за соответствующее поведение.
Рассмотренный подход позволяет заключить, что позиция Бандуры иллюстрирует, пожалуй, наибольшую степень «размягчения», «либерализации» принципов бихевиоризма, с которой мы в настоящее время сталкиваемся в социальной психологии. И тем не менее при всех модификациях этим автором традиционной парадигмы научения мы имеем дело именно лишь с ее модификациями, а не с отступлением от нее. Можно согласиться с оценкой Кимбла, данной им в историческом обзоре основных теорий научения со времени 1945 г. Он отмечает, что эти теории переживают период либерализации понятий, но по существу своего содержания этот процесс может быть охарактеризован как эволюционный, а не революционный [McGuigan, Lumsden, 1973].
И действительно, подкрепление
остается по-прежнему основной детерминантой,
регулятором поведения. Личность может
приобретать новые формы
Обращают на себя внимание отдельные интересные методические находки авторов в постановке экспериментов. Однако во многих случаях эти эксперименты оказываются «экспериментами в вакууме», т.е., по существу, выведенными из социального контекста. Особенно это проявляется в эксплицитном или имплицитном игнорировании роли социальных норм в регуляции человеческого поведения. На это обстоятельство справедливо указывают, например, представители символического интеракционизма. «Все теории агрессии в рамках теории научения включают принципы относительно сдерживания или контроля такого поведения. Однако редко признается роль социальных норм в регуляции человеческого поведения. Действительно, некоторые из наиболее используемых в социальной психологии исследовательских парадигм для изучения агрессии могут не иметь экологической валидности...» [Kane, Josef, Tedeshi, 1976, p. 663]. Таким образом, затруднено решение вопроса о переносе полученных в подобном эксперименте данных на реальную ситуацию, что, несомненно, снижает значимость добытых результатов.
3. Теории межличностного взаимодействия как обмена
Как уже отмечалось, бихевиористская
ориентация включает гедонизм в качестве
одного из методологических принципов.
Доктрина психологического гедонизма,
одна из старейших доктрин в
3.1. Подход Д. Тибо и Г. Келли
Чаще всего позиция
Тибо и Келли фигурирует под названием
«теория взаимодействия исходов». Сами
же авторы подчеркивают, что их подход
правильнее квалифицировать как
точку зрения, или «frame of reference», а
не как теорию. Основное внимание Тибо
и Келли уделяют фактору «
Получаемые участниками в итоге взаимодействия вознаграждения или понесенные потери детерминируются, по мнению Тибо и Келли, факторами, внутренними или внешними этому взаимодействию. Последние составляют категорию так называемых экзогенных детерминант. Они включают индивидуальные потребности и способности участников, сходство или различие в их установках, ценностях, ситуационный контекст их межличностного контакта. Как отмечают авторы, во многих случаях это факторы, коррелирующие с социометрическим выбором. В самом общем плане способных партнеров во взаимодействии отличает то обстоятельство, что они, полагают Тибо и Келли, обладают большим потенциалом для вознаграждения другого участника. В результате в отношениях с более способным партнером более вероятен общий позитивный исход.
В зарубежной социальной психологии
проведено много исследований, показывающих,
что индивиды, имеющие похожие
установки, склонны выбирать друг друга
в качестве друзей, партнеров по
взаимодействию. Обычно эти данные
определенным образом интерпретируются
с позиций когнитивистской
К экзогенным детерминантам
вознаграждений и издержек в социальных
отношениях Тибо и Келли относят
такую их характеристику, как дистантность.
Диада на расстоянии представляет меньше
возможностей участникам для позитивных
исходов, поскольку для сформирования
и поддержания физически
Еще одна рассматриваемая авторами экзогенная переменная — комплементарность, или дополнительность. Они полагают, что образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких издержек для себя. В комплементарном отношении каждый может обеспечить то, в чем нуждается другой, но сам это обеспечить не может. В таких отношениях вознаграждения для обоих участников высоки, а издержки низкие, и, таким образом, исходы позитивны для обоих.
Другая категория детерминант
вознаграждений и потерь — эндогенные
факторы. Они возникают в ходе
взаимодействия и как его продукт.
Если экзогенные детерминанты определяют
пределы достижения позитивных исходов,
то эндогенные определяют, будут ли
действительно эти исходы достигнуты.
Эндогенные помехи или содействия реализации
оптимальных возможностей в отношении
издержек-вознаграждений проистекают
из «комбинаций
Важным моментом в подходе
Тибо и Келли являются вводимые ими
понятия «уровень сравнения» и «уровень
сравнения альтернатив». Согласно авторам,
ценность, которую личность приписывает
исходу взаимодействия, не может быть
определена на основании ее абсолютной
величины. Она определяется на основе
сравнения с двумя
Второй стандарт, на основе
которого личность оценивает свои исходы,
— уровень сравнения
Основным техническим
приемом, используемым Тибо и Келли
в анализе, является матрица исходов.
Представление социального
Информация о работе Теории межличностного взаимодействия как обмена