Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Подчеркивая актуальность изучения проблемы насилия в семье, следует отметить, что антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Статистика показывает, что впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы постоянно растет.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы насилия в семье.
1.1. Насилие в семье как проблема теории и практики педагогики и психологии.
1.2. Особенности развития детей, переживших насилие в семье.
1.3. Работа социального работника с детьми, перенесшими насилие в семье.
1.3.1. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1.3.2. Методы работы социального работника с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Глава 2. Практическое обоснование проблемы исследования.
2.1. Выявление уровня жестокости в семье методом контент-анализа.
2.2. Диагностика свойств предметно - деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента у детей, перенесших насилие в семье.
Заключение
Библиография
Приложения
. Диаграмма 1.1. Позитивное вербальное и физическое взаимодействие
Диаграмма 1.2. Негативное вербальное и физическое взаимодействие.
В представленных выше диаграммах, где А - родители по отношению к детям, Б – дети по отношению к родителям, В – дети по отношению к детям, отражена частота позитивного и негативного, вербального и физического взаимодействия в семьях, где когда-либо имело место жестокое отношение, и в семьях, где такового не было.
Наиболее типичными способами воспитательного воздействия на ребенка, когда он «не слушается», «проявляет упрямство», по данным опроса родителей в семьях первоклассников, являются: «попытка убедить»-75,4%, «крик»-26,4%, «подзатыльники»-26,4%, «могут избить» -45% [6; 27].
Наиболее типичные способы воспитательного воздействия на детей (по данным опроса 130 детей и 106 их родителей), %
Расхождение в ответах родителей и их детей наглядно доказывает то, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы более действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и приличные - физические наказания и ругань.
С. Фрайд, П. Хоулт, В. Гиллхам выделили типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми [4;79]:
«Ребенок - мишень» - ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия»- жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки нарушить его.
«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.).
Что же толкает современных родителей на жестокое обращение с детьми?
Американские исследователи У. Паркер и В. Колмер считают, что все объяснения строятся вокруг трех основных теоретических объяснений: психиатрического, социологического и ситуационного [3; 349].
Психиатрические объяснения. Психиатрическая модель ставит в центр личность и семейную историю родителей. Она предполагает, что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения. Но исследователи не смогли выявить комплекс черт личности, связанных со склонностью к жестокому обращению с детьми.
Им удалось установить, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению
Социологическое объяснение. Одна социальная ценность в обществе существенным образом связана с жестоким обращением с детьми. Эта ценность- насилие. Процент преступности и насилие на экранах телевизоров постоянно внушают нам, что это вполне приемлемый способ разрешения конфликтов. Кроме того, если физическая агрессия проявляется в ссорах между супругами, то вероятно, она проявляется и в отношениях между родителями и детьми. Вероятность жестокого обращения повышается вследствие широкого мнения, будто физическое наказание является эффективной формой воспитания. 93% родителей физически наказывают своих детей, хотя большинство все же соблюдает меру.
Другим фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы количество случаев насилия мужчин над своими женами и детьми заметно увеличивается. Родители, неожиданно потерявшие работу, начинают вымещать злобу и раздражение на своих детях. Безработица не только приносит с собой финансовые проблемы, но также снижает социальный статус и самоуважение потерявшего работу человека.
Еще одной нередко встречающейся особенностью семей, в которых имеет место жестокое обращение с детьми, является социальная изоляция. Такие родители часто живут в изоляции от своих родственников, друзей и местных организаций социальной помощи. Им трудно поддерживать дружеские отношения с окружающими, и они редко становятся членами каких-либо общественных организаций и объединений. Иногда им просто некого попросить о помощи в трудную минуту, и они обращают свой гнев и раздражение против собственных детей.
Ситуационные объяснения. Подобно социологической модели жестокого обращения с детьми, ситуационная модель ищет его причины в факторах внешней среды. Однако ситуационная модель придает центральное значение формам взаимодействия между членами семьи, причем дети рассматриваются как активные участники этого процесса. При изучении конкретной роли каждого ребенка в жестоких по отношению к детям семьях, обнаруживается, обычно выделяют одного из детей, к которому начинают относиться особенно предвзято. Младенцы и дети младшего возраста оказываются самыми частыми объектами родительской жестокости
Дети с физическими и умственными аномалиями или чрезвычайно обидчивые дети также подвержены риску плохого отношения со стороны родителей. В других случаях поводом может стать расхождение между ожиданиями родителей и особенностями ребенка. В ряде случаев родители не имеют представление о том, как должны вести себя дети. Например, отец трехлетнего ребенка может сердиться на него за то, что он не убрал свою комнату. Такие неадекватные представления также могут привести к жестокому обращению с детьми.
Несмотря на то, что все три подхода проливают свет на причины жестокого обращения с детьми, ни один из них не дает ответа, как его остановить. Преследование обидчиков со стороны закона и лишение их родительских прав иногда остается единственным действенным средством борьбы с этим явлением.
По данным статистики, преступления семьи против своих детей особенно распространились в России сначала 90-х годов, это в значительной степени связано со снижением внимания государства к семьям группы риска
В прошлые десятилетия такая семья находилась под контролем правоохранительных органов и была в поле зрения общественности. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям, связанным с судьбой нового поколения- детей [5; 67]
1.2 Особенности детей, переживших насилие в семье
Сексуальное и физическое насилие имеет длительные последствия для эмоционального благополучия ребенка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторения подобного к себе отношения рождает в нем недоверие к окружающему миру. По мнению таких исследователей детско-родительских отношений как Д. Брассард, П. Миллер, В. Силвермен [4; 215], дети, познавшие человеческое зло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке. В юности и взрослости те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
По данным исследования Р. Райта [4; 319], подвергшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети, выросшие в нормальной обстановке. Эти дети менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а их проблемы в отношении с другими детьми с каждым годом увеличиваются.
Дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле, попадают в сеть вредящих отношений и выпадают из нормального процесса социализации, с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей. В результате нередко им приходиться быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.
Исследования отечественных психологов И. В. Дубровиной, Э. А. Минковой, М. К. Бардышевской [5; 192] показали, что общее физическое и психическое развитие детей, перенесших насилие в семье, отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
В исследованиях отечественных и западных психологов [5; 135] дается сравнительная характеристика детей, переживших жестокое отношение со стороны родителей:
Ранний и дошкольный возраст
Дети дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Дефицит полноценного общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. По данным Т. П. Гавриловой [7; 216], кризис трех лет протекает у таких детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение формируется дефектно.
Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. У них тормозиться развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании овладения речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.
У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят себя в будущем. Представления о собственной семье у них туманны. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированны только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.
Интеллектуальное развитее детей, воспитывающихся в условиях жестокого к ним отношения, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.
Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта детей, воспитывающихся в атмосфере насилия, отрицательно сказываются на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.
Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми приводит к нарушению в овладении игровой деятельностью. Дети, растущие в семье, где за ними нет должного ухода, зачастую не имеют дома игрушек, книг, не знают никаких игр, поэтому, попадая в учреждения социально-педагогической поддержки, не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре.
Младший школьный возраст.
Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдаются задержки в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой.
Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая своих сверстников. Как правило, им уже по 7-8, а иногда по 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией развития этих детей. Редко когда дети группы посещают детское учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности.
При приходе в школу из неблагополучной семьи дети оказываются слабо подготовленными к обучению, поэтому они оказываются слабо мотивированными к учению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия и т. д.)
Рисунки младших школьников, воспитывающихся в атмосфере насилия, отражают влияние депривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром.
Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы насилия в семье