Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
2) Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте.
3) Диагностика эмоциональной сферы личности
4)• Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.
5)Диагностика семейных отношений

Содержимое работы - 1 файл

ответы по псих..docx

— 174.81 Кб (Скачать файл)

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила  развития личности – это стремление  к смыслу, отсутствие которого  порождает «экзистенциальный вакуум»  и может привести к самым  печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

36) Теории личности  в отечественной психологии. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА. Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций. Именно отношение, по мысли В.Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека, скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Таким образом, отношения  и установки – это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения  не сводимо к другим психологическим  категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологических понятий. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА. В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки  этих функций; последние характеризуют  деятельность, а не личность».

Итак, развитие личности предстает  перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые  вступают между собой в иерархические  отношения. Личность выступает как  совокупность иерархических отношений  деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности»  от состояний организма. Для психологической  трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них. По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА. Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных, особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

В-третьих, зависимость психических  процессов от личности выражается в  том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно  регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.

Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Б.Г. Ананьев  выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет  несколько толкований. Прежде всего индивид  – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание  – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

37)   Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.

38) Систему этических воззрений или суждений по степени их обобщенности можно представить в виде четырех уровней: верхний уровень — этические теории, далее — этические принципы, под ними — этические нормы и, наконец,— уровень конкретных этических решений или стандартов поведения.

В теоретическом отношении медицинская этика представляет собой один из разделов прикладной (нормативной) этики, задача которой заключается не в объяснении происхождения моральных норм, а в выявлении того, какие из них этически оправданы. Если охарактеризовать кратко, в области медицинской этики доминируют две теории морали: деонтологическая и утилитаристская. Первая — деонтологическая — считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связывается с внутренним повелением, с позиций деонтологической этики, т. е. этики правил, которые ценны сами по себе, независимо от последствий, принятие специалистом решения в проблемной ситуации выглядит примерно следующим образом: восприятие проблемы — составление перечня альтернативных действий — сравнение перечня альтернатив с перечнем этических правил — выбор той альтернативы, которая соответствует правилу. Если одному правилу соответствует несколько альтернатив (и следовательно, несколько правильных действий), то выбирать из них можно, исходя из предпочтений, договоренностей и т. д. Если же вариант действия (альтернатива) соответствует одному правилу, но противоречит другому, то приходится обращаться к правилам более высокого уровня (принципам). Иная схема в утилитаристской этике, т. е. этике целесообразности, пользы, последствий: восприятие проблемы — составление перечня альтернатив — составление перечня возможных (положительных и отрицательных) последствий для каждой альтернативы — выбор альтернативы с наибольшим количеством блага. К числу базисных ПРИНЦИПОВ биомедицинской этики относятся принципы: автономии, непричинения вреда, благодеяния и справедливости.

Автономия, т. е. самоопределение, понимается как форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Принцип автономии подразумевает также осознание и уважение достоинства и автономии других людей. В биоэтике выделяются понятия автономной личности, автономного выбора и автономного действия. Личность считается автономной, если она перманентно действует на основании свободно и самостоятельно выбранного плана, опирающегося на необходимую информацию. С другой стороны, лица, не являющиеся по сути автономными, могут иногда совершать автономный выбор. Признаками автономного действия считаются его намеренность, понимание индивидом характера действия и отсутствие определяющего его внешнего принудительного влияния.

Принцип непричинения вреда относится к числу традиционных в медицинской этике и зачастую совмещается с принципом благодеяния, как это видно из текста «Клятвы Гиппократа». Однако запрет творить зло и побуждение к созиданию добра несут разную смысловую нагрузку и нуждаются в отдельном рассмотрении. Принцип непричинения вреда предписывает обязанность не наносить ущерба пациенту не только прямо, намеренно, но и косвенно.

В общем виде принцип благодеяния провозглашает обязанность помогать пациентам в осуществлении их важнейших и законных интересов. Благодеяние — это профессиональная обязанность врачей, закрепленная во всех кодексах медицинской этики.

Принцип справедливости призывает прежде всего к распределению ресурсов здравоохранения (и следовательно, доступа к ним членов общества) в соответствии со справедливым стандартом.

Рассмотренные выше этические принципы, применяемые в медицине, являются основой для более конкретных этических норм: правдивости, приватности, конфиденциальности, лояльности, компетентности. Норма правдивости в медицинской этике является относительно новым требованием, появившимся как конкретизация принципа автономии пациента. Она предполагает обязанности и медика, и пациента говорить правду.

Норма приватности подразумевает обязанность не вторгаться в сферу личной (частной) жизни пациента. Конфиденциальность — это доверительность отношений, основанная на неразглашении информации. Иными словами, информация, предоставляемая пациентом медицинскому работнику или полученная медицинским работником в результате обследования, не может быть передана другим лицам без разрешения пациента. Основой для нормы лояльности являются принципы уважения автономии и позитивного благодеяния. Норма профессиональной компетентности заключает в себе адресованное врачу требование овладеть специальными знаниями и искусством врачевания.

39) Стигматизация - негативное выделение обществом индивидуума или социальной группы по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивидуума (или представителей данной социальной группы). Истоки этих реакций формируются на вполне реальной почве - психическое заболевание действительно несет в себе принципиальную опасность для общества, а общение с душевно больным человеком зачастую обременительно и чревато неприятными неожиданностями для его окружения. Эта нагрузка, обусловленная контактом или проживанием с больным шизофренией, приводит к значительному эмоциональному напряжению, которое по принципу обратной связи отрицательно сказываемся на самом пациенте. Процесс негативного выделения психически больного (его стигматизации) начинается с момента информирования общества о факте установления диагноза психического расстройства индивидууму, либо с проявлений нарушения его способностей, внешнего облика, поведения, а также наличия «инаких» (непонятных для окружающих) интересов.Обычно индивидуумам, которые перенесли психическое заболевание, общество «навешивает», «приклеивает» этикетку (ярлык): «отличающийся». К таким больным относятся настороженно и пытаются держаться от них на определенном расстоянии. Стигматизация оказывает также отрицательный эффект на возможность найти работу или финансовую поддержку со стороны федеральных органов или других государственных институтов. Кроме того, с «навешиванием» этикеток связан ряд социальных ограничений, которые начинает испытывать больной и которые, неся стрессогенное влияние, выражаются в потере работы, отвержении сексуальным партнером, уменьшении социальной поддержки, а в конечном счете - сильном напряжения и «уменьшении границы привычного копинга индивидуума» и снижении социального статуса, а также разрушении системы представлений о собственном «Я». Наконец, связанное со стигматизацией повышение стрессогенного влияния окружающей среды может привести к обострению имеющегося заболевания. В реальности стигматизация пациента (по-разному выраженная) проявляется со стороны: а) медицинского персонала; б) семьи; в) формального микросоциального окружения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"