Психология характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Следует отметить, что в психологии понятие характер (от греч. Charakter - ”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

Содержимое работы - 1 файл

I.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над  старшими и желание везде и  всюду острить. Самооценка формируется  постепенно, по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. При недостатке такого опыта она  может быть очень неточной.

  1. Лабильный тип.

В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто  и чрезмерно резко от ничтожных  и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное  слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить  в мрачное расположение духа без  каких-либо серьезных неприятностей  и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость  и жизнерадостность и даже отвлечь  от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть, то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку. Таких подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

  1. Астено-невротический тип.

Главными чертами астено-невротической  акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся  лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми. Раздражительность  неврастеников существенно отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости  гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко  по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и  даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Самооценка астено-невротических людей обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого  настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо.

  1. Сензитивный тип.

С детства пугливы и  боязливы, часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома, сторонятся бойких и шумных сверстников, не любят подвижных игр и озорства, робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке, несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Слывут "домашними детьми". Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому классу и даже страдая от преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно переходят в другой.  Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут утверждения себя не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют свою слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской "все нипочем" открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное сочувствие может сменить браваду на бурно хлынувшие слезы. Ударом по "слабому звену" обычно оказывается ситуация, где подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию падает тень, или когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

  1. Психастенический тип.

В детстве, наряду с некоторой  робостью и пугливостью, рано проявляется  моторная неловкость, склонность, к  рассуждательству и не по возрасту "интеллектуальные" интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т.е. боязнь незнакомых людей  и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда  психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают начальные классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать за себя и, особенно за других представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической натуры.

Главными чертами психастенического  типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная  мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к  самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто  выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том  числе совершенно не свойственные, например, истерические.

  1. Шизоидный тип.

С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся  к сверстникам, избегают возни и  шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча, слушая их беседы между  собой. К этому может добавляться  какая-то недетская сдержанность, и даже холодность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего, бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки могут раскрываться неожиданно и обычно перед человеком малознакомым, и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Противоречия же в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

  1. Эпилептоидный тип.

Лишь в части случаев  черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок  может часами плакать и его  невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут  выявиться садистские склонности: дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему "своему" и крайне злобная реакция  на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении  тетрадей, всего ученического хозяйства.

В большинстве случаев  черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной  из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана  аффективная взрывчатость. Вспышки  возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений. Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа ("на меня находит"), осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.

  1. Истероидный тип.

Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность  вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть  в отношении себя, но только не перспектива  остаться незамеченным. Все остальные  качества определяются этой чертой. Нередко  приписываемая истероидам внушаемость  отличается избирательностью: от нее  ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять  же привлечь к себе внимание. При большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких, искренних чувств. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно, скорее всего, обратить на себя внимание.

Для истероидной натуры удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными. Неспособность занять видное положение среди сверстников, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, крах надежд при высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц - все это может привести к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая: суицидальные демонстрации, истерический невроз, демонстративные нарушения поведения. Сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании ("кумир семьи") легко приводит к психопатическому развитию.

  1. Неустойчивый тип.

С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения  усваиваются с трудом. За ними все  время приходится следить. У части  встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.).

С начальных классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему - не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком - либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к "свободной жизни".

Слабоволие и трусость позволяют удерживать неустойчивых в условиях сурового и жестко регламентированного  режима. Когда безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают. Самооценка обычно необъективна, себе приписывают гипертимные или конформные черты.

Главное "слабое звено" неустойчивой акцентуации - остаться без  пристального надзора, быть предоставленным  самому себе.

  1. Конформный тип.

Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все было "как у всех" - от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. При этом под "всеми" подразумевается привычное окружение, от которого они стараются ни в чем не отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания ("утраченного не воротишь" и т.п.). Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять, поэтому оказываются полностью продуктом своей микросреды. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки "за компанию" легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения. Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

 

  1. Смешанные типы.

Эти типы составляют почти  половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить  на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда.

Существует два рода сочетаний.

1. Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сензитивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сензитивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Информация о работе Психология характера