Психологические особенности профессиональной идентичности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Структура, динамика и генезис профессиональной идентичности, а также условия ее становления в процессе профессионального образования.

Содержание работы

Введение
Глава I. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
1.1. Определение идентичности
1.2. Я-концепция в разных психологических теориях
1.3. Схема идентичности
1.4. Идентичность как комплекс установок
1.5. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
1.6. Нарративная модель: от события к истории
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава II. Выявление статуса профессиональной идентичности у студентов
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….
Приложение

Содержимое работы - 1 файл

вот она!!!!!.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

     При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность.

     Как пишет Бернс: «Формирование идентичности Я –  процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по К. Роджерсу; он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, – вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности».

     В процессе формирования идентичности очень  важной является способность индивида воспринимать различные ситуации как  отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта.

     Согласно  гуманистической психологии, концентрирующейся  на феноменальных ощущениях личности, «поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют  его собственный прошлый и  настоящий опыт». Индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с той или иной ситуацией. Ярким представителем данного направления психологии является Карл Роджерс с его перцептивным подходом, получившего название «терапия, центрированная на клиенте».

     Некоторые положения теории Роджерса выглядят следующим образом:

     1.        Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

     2.        Я-концепция возникает на основе взаимодействия с социальной средой.

     3.        Я-концепция – это система самовосприятий.

     4.        Я-концепция выступает как наиболее детерминанта ответных реакций на окружение.

     5.        Вместе с Я-концепцей развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих.

     6.        Человеческий организм представляет собой единое целое с одним внутренним мотивом – тенденцией к самоактуализации.

     7.        Развитие Я-концепции – это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.

     8.        Личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я.

     В теории Роджерса в качестве первопричины личностных нарушений выступает конфликт между Я-концепцией и непосредственным, «организмическим» опытом индивида. Это расходится с некоторыми другими теориями, в которых идеальное Я является центральным понятием и важным фактором психологической адаптации или дезадаптации.

     Согласно  Роджерсу и его последователям, природа человека позитивна и движется к социализации, самоактуализации и зрелости. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.  
 
 
 
 
 
 

     1.5. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность

     Большинство методик измерения идентичности опираются на самоотчеты и самонаблюдения по предложенным вопросникам. Перед  исследователями встают вопросы, касающиеся метода и интерпретации данных. Эти  вопросы типичны для качественных методов: валидность, надежность вопросов, адекватность восприятия и трактовки вопросов и т.п. Психологи поднимают еще одну проблему, а именно, не тождественность Я-концепции и самоописания для других, так как в последнем присутствует интроспекция. Самоописание – это то, что человек говорит о себе, а не то, что он есть.

     Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я-концепции индивида, определяется следующими факторами:

     ●          ясностью индивидуального самосознания;

     ●          наличием адекватных символов для его выражения;

     ●          готовностью индивида к сотрудничеству;

     ●          социальными ожиданиями;

     ●          чувством личной адекватности индивида;

     ●          отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.

     «Я-образ» включает в себя ряд элементов, составляющих профессиональное сознание. В общем виде и очень сокращенно охарактеризуем структуру профессионального самосознания Е.А. Климова:

     1.        осознание своей принадлежности к профессиональной общности;

     2.        знание о своем месте в системе профессиональных «ролей»;

     3.        знание о степени признания в профессиональной группе;

     4.        знание о путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего, стиля в работе.

     5.        представления о себе и своей работе в будущем. Профессиональная идентификация — это объективное и субъективное единство с профессиональной группой и делом. Обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и разрушением профессиональных характеристик личности, есть профессиональное отчуждение. Идентификация и отчуждение – способы персонализации и самоопределения индивида.

     Идентификация с профессией может быть позитивной и негативной. Позитивная идентификация является успешной реализацией в работе через ощущение единства с сообществом, профессиональными ценностями. Негативная идентификация наблюдается тогда, когда суть и ценности профессии специалисту безразличны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6. Нарративная модель: от события к истории

 Проясним понимание нарративного подхода к анализу коммуникативной формы рассказывания/повествования. Под нарративное подпадает широкий круг повествовательных форм – роман, анекдот, пиаровская легенда фирмы, история драматического старта в болезнь и т.д. Различаемы литературное рассказывание (в письменной форме литературы), конверсационное рассказывание (в устной форме повседневных разговоров) и институциональное рассказывание (в функциональной связи с запросами социальных институтов). Понятие нарратива отсылает, по мнению С.Зенкина,  скорее к идеологически ответственному повествованию, в котором акцент делается не на событие рассказывания, а на сами рассказываемые события, на «историю», которая как-то сама собой упорядочена еще до текстуального изложения.

     Широко  разработанное в  литературоведении  понятие нарративности в классической традиции основывается на признаках коммуникативной структуры -  присутствии рассказчика/нарратора и повествуемого мира, то есть опосредствованности этого мира. В структуралистской парадигме признаком нарративности является не столько структура коммуникации, сколько признак структуры самого повествуемого. Примером систематического описания нарратива может служить предложенная модель В.Тюпы: «Он являет собой текстопорождающую конфигурацию двух рядов событийности: референтного и коммуникативного», оставляющая тем не менее открытым вопрос о сути событийности как таковой.

     Итак, нарративные тексты обладают темпоральной структурой  и излагают некую историю, подразумевающую событие. Что есть событие? В первом приближении - изменение исходной ситуации во вне (естественные, акциональные и интеракциональные события) и внутри (ментальные события). С точки зрения Ю.Лотмана, под событием понимается «перемещение персонажа через границу семантического поля». Это могут быть прагматические, топографические, этические, психологические, познавательные и прочие границы, переход которых нарушает норму, миропорядок. Оппозициональность исходной и получившейся через событие ситуации предполагает ряд условий, благодаря которым можно говорить о полноценном событии. В.Шмид предлагает (вслед за В.-Д.Штемпелем)  в качестве признаков событийности: его фактичность или реальность;  результативность, включая релевантность, непредсказуемость, консекутивность (как прозрение, перемена взглядов), необратимость,  неповторяемость. Тем самым структуралистское понимание событийности включает в нарративные тексты событийно-динамические процессы в отличие от описательных текстов, транслирующих статическое состояние или циклические, рутинно повторяемые процессы, классификации, типологии, рассматриваемую среду.

     Но  отобранное для повествования  событие представляет собой лишь сырой  материал, подлежащий дальнейшей переработке  с помощью нарративных операций.  В этой связи возникает вопрос о логическом различении уровней переработки повествовательного материала, занимавший умы русских формалистов (В.Шкловский, Л.Выготский, М.Петровский) с их дихотомией «фабула-сюжет» и представителей французского структурализма (Р.Барт, Ж.Женетт) с их различением истории и дискурса. Мы воспользуемся четырехуровневой моделью В.Шмида, как примиряющей двухвалентные значения фабулы-сюжета и истории-дискурса. Кроме того, она перекликается с усилиями социально ориентированных нарративистов, имена которых более знакомы для сторонников качественного подхода (В.Лабоу, Дж.Валетцки, Ф.Шютце, В.Фишер-Розенталь и другие).

     Введем  основные понятия, используемые в этой модели, разворачивающейся  от события к истории, далее к наррации и презентации наррации.

  • Событие - аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, подлежащая бесконечному пространственному расширению, неограниченному временному отслеживанию в прошлое, членению внутрь и безграничной конкретизации.
  • История - результат смыслопорождающего отбора ситуаций, персонажей, их действий из множества элементов и качеств событий. Их отбор в конкретизированном виде приобретает вид естественного порядка (хронологического, например) в результате диспозиции.
  • Наррация - результат композиции, реорганизующей элементы событий в искусственном порядке. В способы композиции  входят 1) линеаризация  одновременно совершающихся в истории событий, 2) перестановка элементов истории.
  • Презентация наррации – это собственно доступный эмпирической фиксации нарративный текст, переданный приемами языка (через вербализацию).

     Экскурс в нарратологические модели порождения имеет двоякую цель. С одной стороны, извлечь выгоду из междисциплинарного подхода, подразумевающего ознакомление с аналогичными темами сопредельных дисциплин. С другой стороны, произвести размежевание с микроисторией, построенной на иллюстративном материале повседневности. Мы концентрируемся на нелитературных текстах - рассказах людей о себе, своих событиях и пережитых опытах. Такие истории жизни, в центре которых сам рассказчик является действующим  переживающим субъектом, представляют собой автобиографии и соответствующее исследовательское поле биографического (автобиографического) анализа в социологии. Исследователь автобиографических текстов «встречает» повествование  «с конца», в отличие от литератора, соответственно его задача – в реконструкции тех нарративных приемов, с помощью которых рассказчик придает форму прожитой и переживаемой им событийности. Более того, придается форма и его меняющейся с течением времени, то есть, со сменой социальных опытов, идентичности. Если пойти дальше, рассказывая свою жизнь, рассказчик создает (или соучаствует в создании) форму, посредством которой распознает в своей жизни то, что без этой формы бы не увидел.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе

     Мы  рассмотрели социологические и  психологические теории идентичности.

     Психология  идентичности делает акцент на изучении субъективного мира человека, в то время как социология – на взаимодействии человека с социумом, рассматривая больше социальную идентичность.

     Положительная или сильная идентичность определяется убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к определенному виду деятельности, в своей компетентности и чувством собственной значимости.

     Введенная для анализа эмпирического материала  схема идентичности представляет собой  трехкомпонентную структуру:

     Когнитивная идентичность – представление о  себе – содержащая реальное Я и  идеальное Я.

     Эмоционально-оценочная  идентичность, состоящая из публичной  идентичности (реальные отклики на наше поведение) и социальной идентичности (воображаемые нами мнения о нас).

Информация о работе Психологические особенности профессиональной идентичности студентов