Психолгические средства химической зависимости в юнешеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Число людей, употребляющих психоактивные вещества, растет изо дня в день, хотя нет человека, который бы не был осведомлен об их смертельной опасности. Наша страна - не исключение. К сожалению, ни постоянная война с наркомафией, ни запретительные законы, ни запугивание населения ужасными последствиями употребления наркотиков результатов не дают. Проблемой лечения наркомании занимаются ученые многих стран, но радикальных мер пока не предложено.

Однако все признают бесспорный факт - болезнь легче и надежнее предупредить, чем потом всю жизнь лечить. Настало время для серьезных исследований и поисков стратегий эффективной профилактики употребления психоактивных веществ, особенно среди молодежи. Попытка такого исследования и разработки системы научно обоснованных рекомендаций предприняты в данной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1. Наркомания как социальное явление…………………………………..5

1.1. Личностные и психологические факторы приобщения к наркотикам………………………………………………………………….5

1.2. Наркоманская субкультура как фактор приобщения к наркотикам.9

1.3. Психологический портрет наркомана периода взросления……….12

2. Психологические средства коррекции химической зависимости в юношеском возрасте……………………………………………………...15

2.1. Формы и методы работы с семьей по профилактике наркомании..15

2.2. Профилактическая работа психолога с подростками……………...22

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………….32

Содержимое работы - 1 файл

Психологические средства химической зависимости в юношеском КУРСОВАЯ 3 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

      4. Открытость и незавершенность  работы. Решая задачу профилактики  наркомании, психолог, тем не менее,  не может дать гарантии того, что в семье не появится наркоман. В связи с этим, одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество с социальными центрами.

      5. Реальность ожиданий. Необходимо, чтобы  с самого начала и социальные  работники (психологи, педагоги  и др.), и члены семей, вовлеченные  в профилактическую работу, понимали, что каждый из них вносит свой посильный вклад в успех и, что перед работниками социальных служб не стоит задача обеспечить беспроблемное существование семьи. Задача социальных работников заключается в том, чтобы помочь семье преодолеть "зацикленность" и обеспечить минимальную динамику. Вопрос дальнейшей работы - это вопрос инициативы семьи.

      6. Плюрализм форм и методов работы  с семьей. Факторы наркотизации семейной природы могут иметь различный характер. Поэтому трудно себе представить существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьей.

      7. Включенность\вненаходимость. В соответствии  с этим принципом специалист, реализующий ту или иную форму  работы с семьей должны находиться  в непрерывном контакте с людьми, с которыми он работает. Таким образом, он обеспечивает им насыщенную и адекватную обратную связь и при этом находится за пределами семейных отношений, сохраняя и свою профессиональную и личностную независимость, и суверенитет и самостоятельность семьи.

      8. Принцип "здесь и теперь". В соответствии с этим принципом  специалист, работающий с семьей, должен обращать внимание, прежде  всего на то, что реально происходит  в ситуации "здесь и теперь". Сущность данного принципа можно  передать с помощью афоризма: "не важно, о чем говорят члены семьи, важно то, что реально происходит".

      Индивидуальная  работа с членами проблемных семей  часто является единственно доступной  формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой  работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи. В подавляющем большинстве случаев (65%) - это женщины. Однако, по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части случаев удается привлечь и других членов семьи. В этом случае работа может продолжаться в режиме общесемейных встреч (подростки, как правило, чрезвычайно неохотно принимают участие в таких встречах), индивидуальных встреч с членами семьи либо в обеих формах сразу. Результатом индивидуальной работы также может быть готовность взрослых членов семьи посещать родительские группы. Подчеркнем, что здесь важен не столько какой-то конкретный результат, сколько готовность и желание продолжать работу и сотрудничество со специалистами социального центра.

      Приоритетными формами профилактической работы с семьей мы считаем общесемейные встречи. Практика показывает, что собрать вместе всю проблемную семью удается крайне редко. Однако это не означает, что такая работа не может быть начата в неполном численном составе. Важным здесь является не столько полнота представленности семьи на терапевтической сессии, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем которой является семья "как целое". Последовательная реализация этого принципа сопряжена со значительными сложностями, преодоление которых создает благоприятные условия для терапии семьи и, с другой стороны, служит своеобразным индикатором семейной динамики. Среди основных трудностей укажем следующие. [22]

      1. Острый латентный кризис семьи  в начале терапии. Мы склонны рассматривать эту ситуацию как чрезвычайно богатую по своим потенциальным возможностям: прохождение кризиса как точки бифуркации в эволюции семейной системы означает принципиальную невозможность возврата к докризисной системе отношений. Важнейшим условием эффективности в работе с семьей является субъектная позиция психолога, т.е. его готовность свободно и ответственно предрешать непредрешенное. Субъектные проявления психолога становятся условием актуализации субъектности семьи.

      2. Отсутствие психологического запроса со стороны семьи. Проблемная семья обращается за психологической помощью, как правило, тогда, когда семейное неблагополучие уже невозможно не замечать, при этом проблемы подростка никак не связываются с его психологическими проблемами в семье или вне семьи. Таким образом, мотивация родителей связана со стремлением получить некую информацию или какое-либо средство их избавления от проблем. Потому родители ждут от психолога, что его деятельность будет направлена, прежде всего на работу с подростками.

      3. Многослойность семейной проблематики. Проблемное поведение у подростка  выступает в качестве своеобразного  катализатора множества негативных  процессов, которые ранее могли  носить вялотекущий, слабовыраженный  характер. Здесь часто приходиться сталкиваться с симбиотическими, отвергающими или замещающими отношениями, супружескими конфликтами, крайне остро протекающими конфликтами между сибсами, телесными болями, соматическими симптомами, невротическими расстройствами, последствиями сексуального и физического насилия и многое другое. С другой стороны, проблемное поведение подростка не только обостряет многие негативные процессы в семье, но и маскирует их, вытесняя их на периферию сознания членов семьи.

      4. Высокий уровень тревожности  в семье. У членов проблемных семей отмечается высокий уровень тревожности, который существенно сужает возможности психолога в работе с семьей. Такая работа требует соблюдения гибкого баланса фрустрации - поддержки. Члены проблемных семей из группы риска ждут, что психолог будет организовывать свою работу с ними из Родительской позиции. Мы полагаем, что, по крайней мере, на начальном этапе работы такая позиция психолога оказывается адекватной и приемлемой. Говоря словами К.Витакера, психолог как бы "усыновляет семью".

      5. Крайне низкая информированность  родителей в вопросах, связанных  с наркотиками и наркоманией.  Неосведомленность родителей в  вопросах наркомании является  одним из источников их тревожности.  Поэтому, приходя на прием,  они буквально заваливают психолога  вопросами, часто не относящимися к области его компетенции. Очевидно, что такая своеобразная "познавательная активность" родителей носит защитный характер. В работе с проблемной семьей всегда существует опасность "соскользнуть" на выгодную для родителей позицию "консультанта в вопросах наркологии". Нам доводилось наблюдать случаи, когда подобные ситуации воспроизводились на семейных приемах раз за разом, приобретая очертания специфических клинических игр. В значительной степени такой опасности можно избежать, если в центре, в котором ведется работа с семьей, существует специальная открытая группа, деятельность, которой ориентирована исключительно на информирование родителей о наркомании.

      Специальные профилактические родительские группы.

      В структуре системного профилактического воздействия на семью важную роль играют групповые формы работы с родителями, которые могут вестись как параллельно с другими формами профилактики, так и независимо от них. Даже если подросток избегает участия в профилактических программах, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.

      Анализ  литературы, посвященной формам работы с родителями, показывают, что при ее организации возможно использование различных моделей. Так, это могут быть:

  • психодинамически ориентированные группы (В.Шульц, А.Адлер);
  • дискуссионные группы (по модели, например, Р.Дрейкуса);
  • группы, основанные на модели группового психологического консультирования (Х.Джайнотт);
  • группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К.Роджерс, Т.Гордон, М. Снайдер);
  • группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой личности (М.М.Бахтин);
  • бихевиористски-ориентированные группы (А.Бандура, Дж.Роттер);
  • системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р.Кэмпбелл);
  • группы, основанные на теории персонализации (А.В.Петровский, В.А. Петровский).
      2.2. Профилактическая работа психолога с подростками
 

      Профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает способы сдерживания их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

      Под первичной профилактикой (далее - профилактика) мы понимаем систему мер, направленную на развитие психологических характеристик  личности, обеспечивающих общую устойчивость личности к наркотической контаминации. Психологическая профилактика может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, причем наиболее эффективным вариантом является сочетание индивидуальных и групповых занятий. Важным в профилактике является социальное, правовое и медицинское содействие, в этом и заключается работа СР, СП, юриста и врача.

      При разработке программ следует помнить, что особенности профилактики наркомании у подростков заключены в самом  ее предмете - в особенностях подросткового  возраста.

      В процессе профилактики необходимо решать следующие задачи: [17]

  1. Развитие рефлексивного компонента личности.
  2. Эмоциональное развитие подростка (причем необходимо развивать у подростка эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).
  3. Преобразование деструктивной тревожности, свойственной исследуемому возрасту, в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем.

      Одной из неотъемлемых частей программы комплексной  профилактики наркомании является участие  подростков в психокоррекционных группах. При организации групп необходимо руководствоваться следующими положениями.

  1. Каждый подросток изначально имеет отношение к наркотикам (он о них знает, он видит их последствия, он их боится или бросает им вызов и т.д.). С другой стороны, каждый подросток имеет право не употреблять наркотики и имеет право реализовать себя в этом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет. Проблема реализации себя особенно актуальна в старшем подростковом возрасте, т.к. именно в данный период перед субъектом встает задача самоопределения и выбора пути дальнейшего развития.
  2. Каждый подросток является личностью, и как личность он имеет потребность в росте и развитии. Как известно, развитие в старшем подростковом возрасте происходит посредством установления межличностных контактов. Подростки группы риска обладают зачастую большим творческим и психологическим потенциалом, но фактически они находятся в окружении, где отсутствуют межличностные отношения, близость, любовь, принятие одного человека другим. Возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями. Этот диссонанс приносит подростку глубокое страдание и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой он обращается к наркотикам и попадает в общество наркоманов.
  3. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому началу, что есть в подростке. Кроме того, проблему необходимо решать на том уровне, на котором она возникает.

      Существуют  много сходных моментов в личностях клиентов. Коррекционный эффект зависит от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого подростка и суметь эти особенности поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в одинаковом пути побега от мира, но способы выживания и самовыражения у каждого глубоко индивидуальны. Подростки, участвующие в программах, еще не выработали другого способа существования в мире, кроме "ухода" от него посредством наркотиков. Мы считаем, что каждый подросток таким образом прямо или косвенно обращается к взрослым с вопросом: "Как существовать и реализовать себя в мире без наркотиков?". Цель психокоррекции - предоставить клиенту возможность получить полноценный многоуровневый ответ на этот вопрос. Требуется взаимодействие, в которое клиент будет вовлечен полностью. В соответствии с этим программа профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях - физическом, эмоциональном и когнитивном.

  1. Большая часть того, что называется психической зависимостью, состоит из нерешенных психологических проблем, которые в старшем подростковом возрасте приходится решать очень быстро. Однако подростки часто пытаются всеми способами уйти от их решения. Когда они это делают с помощью наркотика, то психологически застревают на подростковой стадии развития. Они употребляют наркотики, чтобы быть взрослыми, однако взрослыми (в психологическом смысле) так и не становятся. В том случае, если клиент в процессе участия в программе профилактики сможет активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в подростковом возрасте - это задачи взросления, он может превратиться из подростка группы риска в нормально развивающегося человека.

      Именно  для реализации этих положений целесообразно  создавать психокоррекционные группы, являющиеся мощнейшим инструментом изменения человеческого поведения.

      У каждого человека, особенно в период решения задач своего взросления, существует устойчивая тенденция строить  на основе собственных представлений  о себе не только поведение, но и  интерпретацию индивидуального  опыта. Поэтому если Я- концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно сложно. Иногда этот процесс является болезненным для самого подростка и вызывает множество психологических и физиологических защит. Несомненно, полностью изменить сущность подростка и его представление о себе практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений может быть работа по облегчению самопознания, т.е. минимизация деструктивной тревоги самораскрытия, свойственной данному возрастному периоду. Тревога в нашем понимании появляется параллельно с риском самораскрытия, однако деструктивная тревога направлена именно на то, чтобы никаким образом не рисковать в собственном развитии. Иногда источником тревоги становятся родительские установки и социальные стереотипы, а средством избавления от нее - наркотик. Поэтому задачей групповой работы со старшеклассниками является создание условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия. Наличие в группе атмосферы, где познание себя становится возможностью, побуждает подростка находить в себе новые ресурсы и овладевать ими, преодолевая, таким образом, различные препятствия на пути взросления.

Информация о работе Психолгические средства химической зависимости в юнешеском возрасте