Профилактика агрессии у детей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:00, реферат

Краткое описание

История человечества полна жестоких событий. Войны, пытки, насилие над женщинами и детьми, пренебрежение стариками — лишь отдельные примеры жестокости, сопровождающей развитие любого общества. Преодолению агрессивности, как одной из важнейших социальных проблем, в мире уделяется большое внимание. В частности, создаются разнообразные психосоциальные технологии, направленные на предупреждение агрессивности у людей.

Содержимое работы - 1 файл

0ФИЛАКТИКА АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

        — Ничего удивительного, это очень трудная задача, я сам часто сержусь, когда не получается что-нибудь.

        — Можно я посмотрю, что ты уже сделал? (Дожидается ответа "да", только потом берет тетрадь). (Далее учитель находит позитив в том, что видит, даже если написаны только условия задачи. Главное — ни слова не говорить об ошибках, так как страх ошибки и занимает сейчас все мысли Вани).

        —Ты совершенно правильно  написал условия. Какой молодец, даже в обозначениях все верно, ни одной ошибки. Или:

        — До этого места все абсолютно верно, какой молодец! И посчитал правильно, и записал аккуратно (Вместо: "С этого места — все не верно!").

        Только после этого  можно предложить помощь в решении  задачи. Волшебные слова: "Ничего удивительного! Это действительно трудное задание! Я сам испытываю подобное, когда не получается" должны стать привычными для учителя, так как именно они и воплощают принцип гуманистической психологии: "Человек имеет право на любые чувства". Практическое следствие такого взаимодействия очевидно. Ребенок: получив разрешение чувствовать то, что он чувствует, от значимого взрослого, легко успокаивается. Гнев исчезает, открывается "вход в интеллект", который был как пробкой закупорен сильным гневом. Учитель: вместо бесполезного повторения условий задачи или императивного «подумай!» за те же полторы минуты добивается желаемого: Ваня Птичкин возобновляет попытки решить задачу. Нет побежденных и униженных, выигрывают все.

        Таким образом, работа психолога  по проблеме "принятие гнева" начинается с учителей и родителей, которые, кстати, как правило, принимают ее с энтузиазмом, так как устали от осознания собственной воспитательной беспомощности, применяя указание на ошибки и игнорирование чувств в качестве дежурных педагогических приемов.

        Второй этап работы по принятию гнева для начальной школы — это классный час или серия классных часов, в ходе которых дети узнают о том, что все люди, оказываются, испытывают чувства гнева: не только дети, но и взрослые, и даже учительница, и даже директор.

        Гнев — это нормальное чувство, которое есть у всех людей, пока они живы. Раз гнев дан человеку, значит он для чего-то нужен ему. Основное содержание беседы — найти сильные стороны гнева. Дети без особого труда отвечают на вопрос: "Что было бы, если бы мы не умели сердиться и не чувствовали гнева?". Они обнаруживают, что гнев нужен для того, чтобы сигналить человеку, что кто-то или что-то ущемляет его права, а также что гнев возникает, когда чего-то хочется, а получить или достать это не можешь. С помощью своего гнева люди понимают, что кто-то ведет себя плохо (один мальчик бьет другого или отнимает что-то), научаются отличать то, что им нравится, от того, что им не нравится.

        Здесь учитель может  поинтересоваться, в какой последовательности происходят события: сначала я понимаю, что это плохо, а потом сержусь, или сначала сержусь, а потом  понимаю, что раз я сержусь, значит, это что-то плохое?

        Дети на примерах из собственной  жизни приходят к выводу о том, что у гнева есть важная сильная  сторона — он источник энергии, в нем как в волшебной капсуле с "супергорючим" собрано много энергии. У рассерженного человека вдруг появляются силы и смелость совершать активные действия. А у спокойного человека часто не достает решимости начать что-то делать. Следовательно, гнев — это лекарство от равнодушия.

        На третьем этапе учитель вводит различие между гневом как чувством и гневливым, агрессивным поведением. Он говорит детям о том, что люди делятся на "плохих" и "хороших" не по критерию "хорошие не сердятся, а плохие сердятся", а по совсем другому принципу: "хорошие используют свой гнев в целях созидания, справляются с ним, а плохие сами подчиняются гневу, становятся его рабами и действуют в гневе разрушительно, например, дерутся или ломают что-нибудь, или говорят обидные слова, а потом, придя в себя, чувствуют вину и начинают извиняться». Далее разговор строится вокруг того, как научиться управлять гневом.

        Для детей данного возраста для этой цели прекрасно подходят простейшие релаксационные упражнения, в частности, глубокое дыхание, направленное воображение и пр. Большое впечатление производит классная дискуссия на тему: "Как можно применить гнев с пользой для себя и других?". На ней обсуждаются вопросы:

        1. Чего лучше не делать в гневе?

        2. Как выглядит человек, который сильно рассержен (нарисовать или изобразить).

        3. Может ли гнев помочь победить страх? Как? Приведите примеры из собственной жизни.

        4. Что делает в гневе человек, который может управлять гневом (обсуждаются виды разрядки напряжения через двигательные упражнения, тяжелую работу, спорт)? Что делают мама или пала, когда они "в плохом настроении" и сильно возбуждены? (стирают, убирают, колют дрова, выбивают ковры, устраивают пробежку по парку, копают огород, — вот варианты подходящего опыта достойного совладания с гневом, вполне понятные детям этого возраста).

        В ходе классного часа используются куклы, от имени которых  можно вести повествование (например, Баба Яга и Василиса Прекрасная, Злой Гном и Добрый Гном). Также используется собственный опыт учителя. Если дети испытывают затруднения в примерах того, как это бывает с ними, учитель рассказывает про себя, причем использует не только положительный, удачный опыт, но и свои ошибки. На этих занятиях ученики могут также научиться определять некоторые ситуации, вызывающие у них гнев, а сам учитель лучше понимает теперь, когда на уроке нужно сделать перерыв для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

      Цели  и содержание программы "Гнев — это нормально" для 11-14 летних подростков

      При переходе в пятый класс ученики  вновь попадают в ситуацию стресса, связанную с переходом к новым требованиям, которые к тому же предъявляются не одним учителем, а разными учителями. Все это вызывает большое количество отрицательных эмоций: гнев, страх, тревогу, депрессию и апатию. Среди них гнев — наиболее обнадеживающая эмоция, которая может стать предпосылкой для активного и позитивного изменения сложившейся стрессовой ситуации.

      Основное  внимание в программе по принятию гнева теперь уделяется уверенному поведению как альтернативе агрессивному поведению. Это тем более актуально, так как при переходе к раннему подростничеству ученики особое внимание начинают уделять общению со сверстниками. Цель этапа — научить видеть конструктивную альтернативу агрессивному поведению, начать формировать свой собственный стиль совладания с гневом.

      Существует  большое количество приемов обучения конструктивному взаимодействию, в данном сборнике представлены две программы в виде тренингов уверенного поведения и программы "Как дружить с собой и другими". В нашем случае программа тренинга уверенного поведения строится вокруг противопоставления двух формул: "Крутой" = уверенное поведение + много агрессии. Сильная личность = уверенное поведение + много поддержки".

      Целями  программы на данном этапе являются, таким образом, обучение рефлексивным навыкам для более глубокого знакомства с собственным гневом, а также обучение навыкам поведения, характерным для уверенного стиля общения.

      Таким образом, программа включает на новом  этапе уже "пройденное" в начальной  школе содержание в виде концепции  о гневе как полезном инструменте  ориентации в мире, а также более  разнообразную информацию о том, как "укротить" гнев.

      В развитие концепции о чувстве  гнева младшим подросткам впервые  дается понятие о целях гнева.

      Гарри МакКей так пишет об этом: "Мы хорошо представляем следствия, но не цели нашего гнева. Цели скрыты, прежде всего потому, что они часть концепций, заложенных в очень раннем возрасте. О целях собственного гнева можно судить по тем целям, которые вообще можно выделить и которые свойственны всем людям. Эти цели следующие:

      1. Установление контроля над другими или власть.

      2. Избегание близости с другими (избегание доминирования кого-либо или чего-либо над собой).

      3. Мщение.

      4. Победа в споре (доказательство своей правоты)

      5. Защита и восстановление нарушенных прав (своих или чужих) (McKayGary, 1992.C.2).

      Рассмотрим  подробнее пять целей гнева.

      Власть. В ходе тренинга рассматриваются естественные следствия и предлагаются конструктивные способы достижения указанных выше целей, способы, исключающие агрессию. Так, принимая участие в дискуссиях о власти и властолюбцах, подростки начинают понимать, что:

      а) сильная личность — это человек, который умеет "властвовать собою", а не другими, то есть не принимает решения за других, но не позволяет другим принимать решения за себя;

      б) люди не любят контроля над собой, и поэтому властолюбцы часто  сталкиваются с сопротивлением, агрессией  и местью в свой адрес;

      в) даже подчинив другого с помощью страха и агрессивного поведения, властолюбец не получает того, что он в глубине души хотел бы получить — хорошего к себе отношения; основная проблема властолюбца: его боятся, но не любят.

      Таким образом, размышляя о мифах о  власти, подростки постепенно приходят к мысли о том, что агрессивность — это способ скрыть свой страх, под гневом всегда прячется опасение, что тебя не любят. Напротив, чем сильнее и мудрее человек, тем он доброжелательнее, так как в его отношениях к людям нет страха, ибо он их не боится.

      Нужно отметить, что большинство этих мифов  характерно также для родителей подростков, искренне желающих, чтобы их дети были сильными, чтобы никто не мог их обидеть, для чего они всячески поддерживают их агрессивное поведение.

      Избегание доминирования кого-либо или чего-либо над собой. В этой цели есть конструктивная составляющая — человек имеет право сам принимать решения. Однако не позволять управлять собой другому можно научиться, если ты готов отвечать за последствия своих выборов и умеешь вести себя твердо, уверенно, но доброжелательно. Почему уверенное, но доброжелательное поведение лучше агрессивного? Гнев, постоянно используемый для сохранения дистанции, имеет опасную сторону — разрушаются связи с людьми и ощущение близости к ним. Человек ощущает одиночество и жизнь теряет смысл. Это ощущение бессмысленности своей жизни и "никомуненужности" и есть расплата за привычку сохранять дистанцию с помощью агрессии. И наоборот, принятие неизбежного доминирования обстоятельств или ситуации над собой дает ощущение нужности ("Я нужен младшему брату, хотя он стесняет мою жизнь самим фактом своего существования").

      Мщение. Гнев может быть орудием мщения, одним из способов вредить. Однако за гневом здесь лежит более сильное чувство, ибо месть всегда возникает в ответ на обиду, принесшую внутреннюю боль. Подростки видят много фильмов о мстителях и могут легко найти подтверждение мысли о том, что мщение может принести удовлетворение, но никогда не делает человека счастливым. Мстители не находят радости в мщении, даже в справедливой мести много горечи и печали, только в любви находят они лекарство от внутренней боли.

      Победа  в споре. Доказательство своей правоты только тогда имеет конструктивный смысл, когда не ущемляет права другого также быть правым. Гнев же обычно возникает для утверждения формулы "Я прав, ты не прав". Когда аргументы такого спора исчерпаны, люди переходят на личности, кричат, перестают слышать друг друга. Это иллюзорный способ повышения самоуважения, он напоминает наркотик, требуется постоянное увеличение дозы, эффект значимости возникает только пока человек доказывает правоту; как только он замолкает, возникает ощущение неуверенности и страха. Альтернативой будет такое разрешение ситуации конфликта, в которой оба участника оказываются победителями, ведь никто не любит проигрывать. Чтобы принять эту мудрую позицию, человек должен сосредоточиться на том, что он получает, чего он желает и перестать сравнивать себя с другим, его желаниями, доходами и прибылями.

      Защита  и восстановление нарушенных прав (своих или чужих) — это благородная цель, которая, однако, не оправдывает агрессивного поведения. Для достижения этого достаточно вести себя твердо, установить границы и правила и отстаивать их.

      Понятие о целях гнева позволяет дать подросткам рефлексивные упражнения типа: "Опиши, в каких ситуациях ты чувствуешь гнев?", "Каковы цели твоего гнева?", "Как ты можешь достигать этих целей, используя вместо агрессивного поведения твердость и доброжелательность?"

      Такие упражнения естественным образом выводят на тренинг навыков конструктивного взаимодействия. Организуя тренинговые занятия, полезно уточнить по тестам или по отчетам участников обучения, в каких именно ситуациях они чувствуют особое раздражение и гнев, что вызывает их негодование и даже ненависть?

      По  данным нашего обследования к ситуациям, в которых большинство подростков выбирает агрессивный или зависимый  стиль поведения, относятся ситуация ответа на несправедливую критику и ситуации, когда тебя "используют" или "подставляют". В этом возрасте полезно давать навыки

Информация о работе Профилактика агрессии у детей подростков