Проблема бессознательного в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:07, реферат

Краткое описание

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности, возникли в ходе эволюции живых существ, они имеют свое функциональное предназначение и представляют собой качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности. Они появились в ходе эволюции жизнедеятельности живых существ, и поэтому можно сказать, что вне деятельности субъекта и его взаимодействия с миром, их не существует.

Содержимое работы - 1 файл

Проблема бессознательного в отечественной психологии.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

Проблема бессознательного в отечественной психологии

Психика в целом, сознание и бессознательное  в частности, возникли в ходе эволюции живых существ, они имеют свое функциональное предназначение и представляют собой качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности. Они появились в ходе эволюции жизнедеятельности живых существ, и поэтому можно сказать, что вне деятельности субъекта и его взаимодействия с миром, их не существует. Функционирование бессознательного подчиняется своей особой логике, обеспечивая адаптивный эффект и предназначено для решения специфического класса жизненных задач. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно целое, и если в сознании господствует рациональная формальная логика, то бессознательное нечувствительно к противоречиям (например, действительность переживается через различные формы уподобления – эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение). Второй чертой является иная временная логика – прошлое, настоящее и будущее не находятся в отношении линейной необратимости.

Проблема бессознательного с различных методологических позиций, на различных уровнях знания и  представления о психическом обсуждалась и конструировалась в теориях философского и психологического порядка в течение почти трех тысячелетий. Несмотря на столь длительную историю проблемы и широчайший интерес к ней в последние столетия в философии, психологии, психиатрии и психотерапии, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательного.

В широком смысле бессознательное  – это совокупность психических  процессов, актов и состояний, которые  не представлены в сознании человека. В ряде психологических теорий бессознательное рассматривается как особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин используется так- же для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные мотивы и последствия которого не осознаются. Понятие «бессознательное» широко используется в современной философии, психологии, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, в искусствоведении.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д.Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

Еще в начале XX века И.П. Павлов сравнивал психолога, изучающего только сознательные явления в психике, с человеком, идущим в ь темноте с фонарем, освещающим лишь небольшие участки местности. Значимость исследований бессознательного обусловлена еще и тем, что «бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вьипесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать законы, управляющие им».

В отечественной психологии в настоящий момент существует огромное количество исследований участия бессознательного в регуляции психической деятельности. Особое внимание уделяли изучению бессознательного с позиций установки Д.Н. Узнадзе и его школа (А.С. Прангишвили, И.Т. Бжалава, В.Г. Норакидзе и др.), влияния установки на деятельность (А.Г. Асмолов). Связи бессознательного с невербализованными смыслами посвящены исследования В.К. Вилюнаса и О.К. Тихомирова. Неосознаваемым внутриличностным противоречиям и неосознаваемым конфликтам посвящены труды В.В. Столина, Е.С. Калмыковой, А.Р. Лурии. Сферы взаимодействия сознательного и бессознательного уровней при анализе процессов мышления и творчества интенсивно изучались О.К. Тихомировым, В.Л. Поплужным, И.А. Васильевым. Большой вклад в общую методологию исследования бессознательного внес Ф.В. Бассин.

Проблема бессознательного в русской психологии и философии решалась и решается в плане диалектико-материалистической парадигмы. Один из самых крупных исследователей бессознательного Ф.Б. Бассин пишет: «Подход к проблеме «бессознательного», характерный для русской и в дальнейшем для советской науки, определялся (без всяких упрощенных попыток отрицания этой проблемы) прежде всего некоторыми методологическими принципами, которые обоснованно рассматриваются и поныне как единственно в данном случае адекватные. Главный из этих принципов заключается в том, что проявления «бессознательного» могут и должны изучаться на основе той логики и тех категорий, которые используются при изучении любых иных форм мозговой деятельности». То есть в советской психологии бессознательное объяснялось и объясняется на основе рационального, детерминистического, экспериментального подхода.

Развернутая теория сознания предполагает систему взглядов на бессознательное психическое. В этом отношении теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Д.Н. Узнадзе существенно отличаются друг от друга. Что их действительно объединяет, это убежденность в существовании такой реальности. Но какова природа этой реальности, каковы ее структурные и функциональные характеристики - вот что должно быть показано в концепции бессознательного.

Если говорить о теории Л.С. Выготского, то она, как нам кажется, не содержит отрефлекси-рованную систему представлений о бессознательном психическом. В ней можно обнаружить несколько общих замечаний. Вот наиболее важные и интересные из них: «Прежде чем описывать и классифицировать явления подсознательного... должны знать, оперируем ли мы при этом чем-то физиологическим или психическим, необходимо доказать, что бессознательное есть вообще психическая реальность. Иначе говоря, прежде чем решать проблему бессознательного как психологический вопрос, надо решить ее как вопрос самой психологии». Вопрос этот Выготским решается так, что психология изучает психику, как сложный, целостный психофизиологический процесс, «который совершенно не покрывается его сознательной частью, а потому в психологии совершенно законно говорить и о психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное». И далее ставится вопрос, может ли явление, обладающее всеми свойствами психического, не будучи сознательным переживанием, непосредственно производить действие? Ответ Выготского отрицателен, поскольку на это не способно и сознательное психическое явление. Ведь «во всех случаях, когда психическим явлениям приписывается действие, речь идет о том, что действие произвел весь психофизически целостный процесс, а не одна его психическая сторона.

Таким образом, уже сам  характер бессознательного, заключающийся  в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизическим явлением».

Л.С.Выготский в "Психологии искусства" пишет: "Бессознательное  влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им".

Д.Н. Узнадзе, несомненно, подтвердил бы, что бессознательное представляет собой психофизическую целостность (целостная природа установки), которое, как таковое, производит сознательные процессы и поведение (установка как основа деятельности). Но у Д.Н. Узнадзе эти положения - составная часть общепсихологической концепции, системообразующим фактором которой является бессознательное явление, обозначаемое термином «установка». Данная система представлений охватывает широкий круг проблем, связанных с онтологическими и функциональными характеристиками бессознательного (установки). В ней разработаны конкретные вопросы взаимосвязи данной категории с категориями сознания (объективации), поведения (деятельности) и личности (субъекта). Одним словом, теория установки есть общепсихологическая концепция бессознательного.

Представления С.Л. Рубинштейна о бессознательном имеют более конкретный характер, чем у Л.С. Выготского, хотя и они не восходят до уровня специальной теории. Констатируя принципиальную позицию, что «бытие психического не исчерпывается его данностью сознанию», С.Л. Рубинштейн прямо указывает на реальность, которая, на его взгляд, покрывается понятием бессознательного - «это переживание, в котором не осознан предмет его вызывающий». Иначе говоря, не то, что бы мы «не знали», «не испытывали» переживание (что, согласно автору, было бы противоречиво и бессмысленно); неосознанным является не само переживание как таковое, а то, к чему оно относится. Если иметь в виду такое переживание как чувство, то его бессознательность проявляется в отсутствии соотнесенности с предметом или лицом, на которое оно направлено и которое его вызывало. Прямо говорится, что настроение часто создается вне контроля сознания, т. е. бессознательно. Словом, если я в плохом настроении, но не знаю, чем оно вызвано, то данное состояние квалифицируется, как бессознательное. Реальность существования подобного бессознательного переживания «как психического факта - в его действенности, в его реальном участии в регулировании поведения».

Так же, как и для С.Л. Рубинштейна, для Д.Н. Узнадзе словосочетание «бессознательное переживание» противоречиво и бессмысленно, тогда как Фрейд уверенно говорит о бессознательных представлениях, мыслях, чувствах, стремлениях, намерениях, т. е. переживаниях. Бессознательное - это обычное переживание, выдворенное за пределы сознания, иначе говоря - переживание минус сознание. Именно так характеризует точку зрения З. Фрейда Д.Н. Узнадзе, считая ее неприемлемой, так как «наши представления и мысли, наши чувства и эмоции, наши акты волевых решений представляют собой содержание нашей сознательной психической жизни, и когда эти психические процессы начинают проявляться и действовать, они по необходимости сопровождаются сознанием».

Автор теории установки в  нескольких работах высказал свои замечания  по поводу фрейдовского понимания бессознательного. По его мнению, понятие бессознательного в психоанализе охватывает лишь репрессированные содержания, природа и структура которых тождественна аналогичным содержаниям сознания. Это те же переживания, но о них индивид уже не ведает. Но поскольку переживание на то и переживание, что дает о себе знать (т. е. сознается), то бессознательные психические содержания есть нечто невозможное. Но даже будь это возможно, такое понимание бессознательного бесполезно для решения вопроса, наиболее интересующего Узнадзе, - вопроса развития психики. Решая этот ключевой для теории установки вопрос, «мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, нужно полагать, предшествует ей». Ясно, что репрессированное бессознательное, имея первоисточником сознание, ни логически, ни фактически не может выступать в качестве искомой первичной ступени психической организации.

Идентифицируя установку  и бессознательное, Узнадзе высказывается в том смысле, что понятие бессознательного - лишнее понятие, и оно с успехом может быть заменено понятием установки, имеющим большую определенность и достоверность. Свою теорию Д.Н. Узнадзе сопоставляет только с психоанализом, не видя более серьезного учения о бессознательном в мировой науке. Тем не менее, и фрейдовское понимание бессознательной психики не может быть принято, поскольку, во-первых, оно, будучи репрессированной психикой, вторично по отношению к сознанию, а поэтому не может быть использовано для обоснования факта наличия развития в психике. Во-вторых, оно подразумевает переживания, живущие и действующие вне поля сознания, что, по мнению Д.Н. Узнадзе, является нонсенсом.

Теория установки прошла несколько этапов развития. На последнем этапе ее автор вплотную занялся исследованием вопроса о соотношении сознательного и бессознательного уровней психической жизни в рамках «концепции объективации». Скончавшись в зените творческой жизни, Д.Н. Узнадзе не успел завершить разработку этой теоретической модели. В контексте нашего анализа ключевым моментом является признание установки бессознательной психической реальностью. До этого установка рассматривалась лишь с точки зрения методологической задачи опосредования физического и психического («постулат непосредственности») и считалась бессознательной, но психофизически нейтральной действительностью. Рассмотренная с точки зрения принципа развития, она стала пониматься как первая ступень развития психики, предшествующая и определяющая любую психическую активность, поведение и переживание.

Согласно теории Д.Н. Узнадзе, в основе обоих уровней поведения лежит особый регуляторный механизм - установка, обеспечивающая их целесообразное осуществление. Установка принадлежит к сфере бессознательной психики. Но есть существенная разница между бессознательной психикой, в форме которой протекает импульсивное поведение, и установкой. Они не могут быть идентичны логически, поскольку установка предшествует и определяет всякое, в том числе протекающее вне поля сознания, поведение (психическую активность). По сути, в случае установки мы имеем дело с нефеноменальным бессознательным, а в случае психической активности на импульсивном уровне - с нерефлексированными, бессознательными переживаниями. Своеобразие и конкретные характеристики этих переживаний заметно отличаются друг от друга в зависимости от того, кто является субъектом поведения (животное, ребенок, взрослый человек с больной или здоровой психикой). Но в любом случае это разные виды переживаний.

Следовательно, говорить о  бессознательных переживаниях не только возможно, но и необходимо. Психическая  жизнь животных состоит исключительно из таких переживаний, да и психическая жизнь человека также часто протекает в такой форме. Импульсивная активность охватывает непроизвольные психические процессы, осуществляемые без намеренного контроля или в автоматическом режиме, причем не исключая при этом параллельно протекающую сознательную активность. Идя по улице, мы действуем целесообразно, ориентируясь в среде при помощи образов восприятия, хотя наше сознание в это время может быть занято совершенно иным содержанием - какими-то мыслями, воспоминаниями, беседой и пр. В данном случае образы восприятия - суть бессознательные переживания, «делающие свое дело» без помощи сознания. Но при необходимости процесс восприятия тотчас же перемещается в область сознания, приобретая характер наблюдения, а если и это окажется недостаточным, то соответствующие отрезки ситуации будут разработаны и представлены с активным участием высших когнитивных функций.

Таким образом, переживаемая психика может быть как сознательной, так и бессознательной. Человек может осознавать свои переживания и их содержание. В этом случае психическая жизнь предстает в трех формах или ступенях:

1) нефеноменальная психика (установка);

2) неосознаваемые переживания и психические процессы;

3) сознание.

Следовательно, в теории Д.Н. Узнадзе, рассуждая в перспективе ее логического развития, можно говорить о двух видах бессознательного: установка и возникающая на ее основе бессознательная психика. Установка не покрывает всю область бессознательного. Понятие установки не заменяет полностью понятие бессознательного.

Информация о работе Проблема бессознательного в отечественной психологии