Автор работы: v******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 12:20, автореферат
Обострение общественных противоречий сразу же сказывается на росте преступности несовершеннолетних. В условиях экономического спада и общественной нестабильности молодежь оказывается наименее защищенной и наиболее зависимой частью населения. Потеря ориенти¬ров в жизни, бездуховность порождают агрессивно-потребительское отношение к жизни. Не приходится удивляться тому, что кривая пре-ступности несовершеннолетних поднимается год от года.
После неоднократных пилотажных исследований была проведена корректировка вопросов, были добавлены две новые шкалы - на агрессивность и импульсивность. Они позволили более широко охватить личностные особенности подростка.
Предполагалось три возможных ответа: "да", "нет", "не знаю". Такой выбор ответов помогал респонденту ориентироваться в интересующих нас вопросах, а возможность уклонения от ответа должна была дать некоторую свободу, способствовать раскованности. Несмотря на то, что при подобном выборе происходит потеря различных градаций, положительный момент состоит в том, что можно четко определить мнение опрашиваемых по различным проблемам. Ответы также наиболее удобны для табулирования и статистической обработки. Определенное количество вопросов использовалось для выявления отношения респондентов к проводимому эксперименту.
Так как опросник нацелен, главным образом, на выявление асоциальных черт подростка, необходимо било для получения возможно более достоверной информации сформулировать часть вопросов в безлично косвенной форме.
Для выявления сопротивляемости подростка негативным влияниям часть вопросов сформулирована как негативные утверждения. Для надежности данных известная часть вопросов составлялась в позитивной форме, а некоторые носили личный характер, т.е. респонденту предлагали вопрос: как он сам поступил бы в данных обстоятельствах. Подобные формулировки позволяли повысить надежность данных за счет диапазона индивидуальных особенностей респондентов, предпочитающих ту или другую постановку вопросов.
Все вопросы предлагались испытуемым в случайном порядке, они распределялись по таблице случайных чисел. Наличие в опроснике упомянутых выше шкал обосновалось анализом соответствующей литературы, данными статистики по основным видам подростковой преступности, а также личными впечатлениями психолога после контактов с подростками ВТК, группы риска, педагогами и работниками инспекции по делам несовершеннолетних.
В эксперименте были представлены три выборки: это подростки, уже совершившие различные преступления и отбывающие наказание в колонии для несовершеннолетних, и собственно группу риска как основной объект нашего исследования.
В эту
выборку вошли подростки
Предполагалось, что выборка группы риска по своим морально-психологическим особенностям находится как бы между несовершеннолетними преступниками и контрольной выборкой школьников.
Эксперимент предусматривает проверку самого опросника как психодиагностической методики. Методика проверялась по трем критериям: на надежность, гомогенность и валидность.
Надежность опросника проверялась на той же выборке группы риска в количестве 20 человек методом тест - ретест. Выбор именно этого контингента объясняется задачей исследования - разработки психодиагностической методики, нацеленные прежде всего на выявление психологических особенностей представителей группы риска.
Статистический показатель надежности опросника - коэффициент корреляции между первым и вторым опросом - составил 0,82. Этот показатель момент считаться вполне удовлетворительным'. Повторный эксперимент обозначил шкалы, надежность которых была несколько выше остальных, это шкалы на отношение к воровству, жестокость, агрессивность и лживость. Их устойчивость просматривается, главным образом, по асоциальным ответам.
Выявились также задания, ответы на которые носили устойчиво просоциальный характер. Такие задания встречаются в шкале на жестокость и др. Причем отчетливо выявилась одна любопытная деталь. Испытуемые группы риска и несовершеннолетние преступники милосерднее и с большим сочувствием относятся к животным, нежели к людям. Процент просоциальных ответов по отношению к животным высок, до 80-85%. Отношение к окружающим людям, по результатам опроса, отличается жестокостью, агрессивностью.
Повторный эксперимент обнаружил также ответы на задания, которые имеют неопределенный, расплывчатый характер, т.н. не дифференцируют означенных выборок. Такие задания не дают стабильных ответов в первом и повторном экспериментах.
Несмотря на недочеты опросника, метол тест-ретест позволяет говорить об относительной независимости полученных данных от ситуативных обстоятельств, в которых проводился опрос.
Проверка опросника на гомогенность пои помощи методики разделения всех полученных ответов по трем выборкам на четные и нечетные ответы / как на вопросы просоциальные, так и на асоциальные / показала следующие результаты: у школьников коэффициенты корреляции равнялись просоциальным - 0,90 и асоциальным - 0,89. У контингента группы риска эти показатели равны соответственно 0,91 и 0,93, Гомогенность выборки ВТК по просоциальным составила 0,89 и по асоциальным - 0,86. Коэффициент гомогенности при повторном зксперименте асоциальным дал результат 0,96 и 0,94, что говорит о психологической однородности методики.
Импульсовность рассматривалась как психологическое качество, предопределяемое подростковым возрастом испытуемого; по этому качеству вряд ли можно судить о психологических особенностях подростка. Гомогенность шкалы импульсивности проверялась дважды. При повторном обсчете гомогенности опросника не учитывались шкала импульсивности и вопросы, выявляющие отношение респондентов к эксперименту. По просоциальным ответам гомогенность составила 0,86 и по асоциальным - 0,86, Это вполне удовлетворительный результат.
Гомогенность достигалась психологической однородностью заданий каждой шкалы опросника. От внутренней согласованности заданий отдельных шкал зависит качественное психологическое различие между ними. Они составили ту целостность психологическое методики, которая позволяет получить общее представление о морально-психологических особенностях подростка. Следующие критерий проверки -валидность, она определялась самой дифференциацией результатов между означенными выборками, что свидетельствует о вполне реальных разных уровнях морально-психологического статуса подростков, входящих в три выборки ; это, собственно, и подтверждает пригодность опросника.
Следует сказать, что данные по опроснику на первый взгляд были несколько неожиданными. Впрочем, они вполне объяснимы. Диагностические результаты выборки группы риска оказались не между ВТК и контрольной выборок школьников, как ожидалось, а практически совпали с данными, полученными в ВТК. Такая картина наблюдалась почти по всем шкалам опросника. Эти две выборки в морально-психологическм плане значительно отличаются от контрольной выборки школьников, которая может характеризоваться как устойчиво благополучная. Приведенная дифференциация выборок, несомненно, подтверждает валидность опросника; он выявляет значительные личностные искажения группы риска, даже, возможно, потенциальную готовность входящих в нее подростков к совершению преступления. Вопрос порой лишь во времени их совершения, что и было подтверждено на деле. За время двухнедельного пребывания психолога в ПТУ двое испытуемых за совершенные преступления попали под суд, один из них в настоящее время отбывает наказание в ВТК. Еще несколько человек совершили правонарушения, были поставлены на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних и исключены из училища. Группа риска и получила свое название из-за готовности входящих в нее подростков к преступлению, что в свою очередь определяется морально-психологическими особенностями ее представителей. 11х отличие от подростков-правонарушителей в основном объясняется лишь различием в положении учащегося и заключенного. Это и было зафиксировано опросником.
Данные гомогенности опросника, его валидности и надежности свидетельствуют о мере его соответствия поставленной задаче.
Эксперимент выявил такие отдельных испытуемых в каждой из трех выборок, показатели которых являются не характерными для общих результатов их выборок. На 90 человек такие "отклонения" дали всего 3 человека. Это явление объясняется в ВТК, например, необычными условиями жизни несовершеннолетних преступников, уже имеющимся опытом преступлении и переосмыслением своего отношения к окружающим и себе самому. Из-за этого в отдельных случаях по некотором шкалам увеличивалось число просоциальных ответов.
В спецгруппе ПТУ вполне могут оказаться такие подростки, кто по тем или иным чисто внешним причинам попал в группу риска; их пребывание в спецгруппе ПТУ не всегда свидетельствует о наличии у них нравственных искажений. Эти же причины, только с обратным знаком, могут наблюдаться и в школе, где в разряд "благополучных" могут попасть подростки только за счет демонстративного поведения при уже наметившейся личностной деформации. Все эти феномены и могли быть зафиксированы исследовании, но они не свидетельствуют о непригодности методики для дифференциации означенных выборок.
Укажем на шкалы, которые дают особенно резкое обособление ВТК и ПТУ, с одной стороны, и контрольной группы школьников, с другой, если признать, что контрольная группа отвечает представлениям общества о социально приемлемом поведении.
Шкала жестокости - 80% асоциальных ответов в выборках ПТУ и ВТК против 15-20% в контрольной выборке. Шкалы, выявляющие склонность к воровству, лживости, агрессивности и эгоистической беспринципности, показали примерно такой же процент асоциальных ответов в этом лее соотношении выборок.
Шкала на самоутверждение, при явном различии выборок по показателям, все же не дала такой дифференциации по сравнению с остальными. Это, очевидно, объясняется теми особенностями, которые присущи изучаемому возрасту и слабо связаны с их общими морально-психологическими, чертами. А существенная разница между выборками говорит о том, что эта шкала необходима, поскольку она, как и весь опросник, нацелена, прежде всего, на выявление личностных деформаций.
Шкала, диагностирующая импульсивность, хотя и была включена первоначально как имеющая вспомогательный характер и, соответственно, результаты по ней ожидались в среднем одинаковыми по трем выборкам, неожиданно дала существенную разницу между ВТК и ПТУ, с одной стороны, и контрольной выборкой, с другой. Школьники и тут проявили выраженную просоциальность. Это дает основание рассматривать импульсивность как психологическое качество, на которое влияют моральные факторы. Шкалы, диагностирующие аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола и социальную безответственность, также отвечают задачам опросника, т.к. существенная дифференциация присутствует и здесь; результаты контрольной выборки значительно разнятся от результатов ВТК и ПТУ. По этим шкалам в частности, по шкале отношения к противоположному полу, есть некоторое различие в просоциальном плане между испытуемыми из ВТК и ПТУ за счет специфики условий жизни выборки ВТК. Специфика определяются дефицитом общения с противоположным полом и некоторым переосмыслением своего отношения к нему.
Завершая обработку опросника, для выявления статистической разницы между тремя выборками мы применили метод X. В этой связи акты на агрессивность, воровство, жестокость и импульсивность были использованы как среднее, репрезентирующие остальные шкалы опросника. Обсчет X" по указанным шкалам проводился между выборками ВТК и контрольной выборкой школьников. Результаты следующие: X2 = значение по шкалам
агрессивность - 38 импульсивность - 45 - 105,7
жестокость – 105,7 воровство - 104,6
Значимость по всем этим показателям менее чем 0,01.
Приведенные цифры свидетельствуют о значимой разнице между ВТК и контрольной выборкой.
Обсчет X по этим же шкалам проводился также между выборками ВТК и группок риска. Выявлено следующее:
агрессивность
- 15,7 импульсивность -1,44
Лишь один из этих показателей достигает общепринятого уровня значимости /0,05/ - это шкала агрессивности. Остальные показатели свидетельствуют об отсутствии статистической значимости в разнице по про- и асоциальным ответам между выборками ВТК и ПТУ. Различие по шкале агрессивности может объясняться особыми условиями жизни испытуемых из ВТК.
Итоговая статистическая обработка опросника выявила два полюса - ВТК и ПТУ, с одной стороны, и контрольная выборка, с другой, как противоположная им. Отсутствие статистической разницы между подростками ВТК и группой риска скорректировало первоначальное мнение о промежуточном положении группы риска между двумя другими выборками. Фиксация опросником группы риска как однородной с выборкой ВТК говорит лишь о достоинстве опросника как психодиагностической методики, призванной обнаруживать морально-психологические особенности трудного подростка, его склонности к противоправному поведению.
В целях получения более полной информации о подростках была использована модифицированная методика незаконченных предложений, которую мы также разработали, исходя из цели исследования. 50 предложений были сконструированы по основным принципам стержневой методики исследования - опросника. Предложения составлялись в большинстве как безличные, но было несколько таких, которые носили личный характер. Процедура проведения была формализована. Принимая во внимание строгую заданность опросника, в незаконченных предложениях мы стремились сохранить главные преимущества проективных и полупроективных методик: неопределенность стимульного материала, свободу выполнения заданий, обеспечение максимальной проекции топкости, не ограниченной никакими запретами и опенками. Личность, по замыслу, в этой методике изучается в целом, во всех ее связях и отношениях с социальным окружением. Применение подобной методики в ВТК и ПТУ натолкнулось на трудность, которая уже обозначилась в работе с опросником. Подростки этих двух выборок показали стойкую нерасположенность к работе с письменными заданиями по причине почти полного отсутствия навыков письменной речи. Письменная речь требует логики изложения своих мыслей и, наконец, элементарной усидчивости, а это у большинства испытуемых ВТК л ПТУ просто отсутствует. В контрольной выборке школьников не возникало каких-либо трудностей при выполнении этой методики.
Информация о работе Морально-психологические особенности трудного подростка; методы их диагностики