Эпоха бихевиоризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Более ста лет назад весь мир стремился к наращиванию мощи, началась эпоха индустриализации, появились новые фабрики заводы, и особое место в этой эпохи занимало США. По историческому стечению времени это государство стало продолжением европейской цивилизации, наращивая мощь и становиться одним из мировых центров промышленности и торговли всего мира.
В связи с этим в обществе возникало много новых социально-экономических, благодаря которым в психологии и философии появилось такое течение как прагматизм, который образовался в 70-х годах 19 века.

Содержание работы

Введение 3
1 Эпоха бихевиоризма 4
1.1 Бихевиоризм и его манифест 4
1.2 Основные понятия бихевиоризма 8
1.3 Основные принципы бихевиоризма 10
2 Теория обучения 17
2.1 Влияние дисциплин на общее развитие человека 17
2.2 Влияние обучения на развитие человека 18
2.3 Методы, обеспечивающие обучение развитию человека 20
2.4 Проверка результатов обучения 23
Заключение 27
Список используемых источников 29

Содержимое работы - 1 файл

4701.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Более ста лет назад  весь мир стремился к наращиванию  мощи, началась эпоха индустриализации, появились новые фабрики заводы, и особое место в этой эпохи занимало США. По историческому стечению времени это государство стало продолжением европейской цивилизации, наращивая мощь и становиться одним из мировых центров промышленности и торговли всего мира.

В связи с этим в  обществе возникало много новых  социально-экономических, благодаря  которым в психологии и философии  появилось такое течение как  прагматизм, который образовался  в 70-х годах 19 века. Это учение признавало то, что приносит практические результаты, считая это истиной.  Прагматизм дал путевку новому течению в психологии бихевиоризму.  Возникновение этого течения способствовало разработки новых теорий   по вопросам рефлексов и зоопсихологии, как исследовательской и экспериментальной  ветви психологии. Первые свои высказывания о бихевиоризме высказал Джон Уотсон в 1913 году. Его теория отрицала категорию сознания и была направлена на методику русского ученного Павлова об условных рефлексах.  В более позднем периоде была разработана концепция Скиннером, которая описывала, что познание – это набор отношений стимул – реакция в умственной деятельности человека. Его теория была теория обучения, так как его принцип дробления целого на частное путь изучения от простого к сложному применяется и по сей день.

Данная работа раскрывается фундаментальные положения течения  бихевиоризма, рассказывает о ученых, внесших вклад в развитие психологии, а также о том, что заложенные в то время основы познания и обучения могут применяться и в сегодняшние дни и современные положения о теории обучения, заложенные в эпоху бихевиоризма прошлого столетия.

1 ЭПОХА БИХЕВИОРИЗМА

1.1 Бихевиоризм и его манифест

 

 

Одним из первых исследований течения в психологии бихевиоризма был Джон Бродерс Уотсон (1878-1958), который уже в 1908 году дал характеристику чисто объективному, нементалистскому подходу в психологии животных после окончания университета в Чикаго и поступления на работу в университет Джонса Хопкинса.  В своей автобиографии он говорил, что когда он еще учился в университете он уже начал рассказывать об идеях объективной психологии человека.  Когда Уотсон стал ведущим специалистом в области психологии животных, у Уотсона было желание обнародовать свое понимание объективной психологии.  13 февраля 1913 года в Колумбийском университете он начал читать лекции по психологии животных. Одна из первых лекций, которая дала толчок развитию нового направления в психологии была лекция «Психология, как ее видят бихевиористы». Благодаря поддержки главного редактора Говарда Уоррена журнала Psychological Review  Уотсон опубликовал свою статью как самую важную работу, которая когда-либо публиковалась в этом журнале. Содержание статьи было достаточно агрессивным, из которого следовало, что Уотсон издает одним словом манифест о новой эре психологии – бихевиоризма. В те годы манифесты были распространены, нежели сейчас, особенно их обнародовали различные модернистские течения в искусстве. Манифест Уотсона преследовал те же цели, что и модернистские манифесты -  отречение от прошлого, и установление видение жизни, какой бы она могла быть, невзирая на непоследовательность его, о чем свидетельствовала статья Уотсона, опубликованная в журнале Psychological Review: [1;255-262]

 

«Психология, какой ее видят бихевиористы, является объективной отраслью естественных наук. Ее теоритическая цель – предсказание и контроль поведения. Интроспекция не образует существенной части ее методов, научная ценность ее данных не зависит от степени их готовности предоставить себя в распоряжение объяснений в терминах сознания. Бихевиорист, пытаясь получить единую схему ответной реакции, не признает границы между человеком и животным. Поведение человека, при всей утонченности и сложности его форм, составляет всего лишь часть общей схемы исследований бихевиориста» [1;255-262]

В своих взглядах Уотсон отошел от старых форм психологии. Он не желал знать и различать структурализм  и функционализм. Оба направления  имели традиционное определение  психологии – науке о явлениях сознания. Но психология, понимаемая таким образом как наука пережила неудачу, пытаясь занять место в мире естественных наук. У Уотсона были серьезные проблемы и препятствия – менталистский постулат, в котором говорилось о неспособности животных к интроспекции. К тому же еще традиционная психология была антропоцентричной  т.е. давала оценку открытиям в психологии животных в той мере, в какой они касались вопросов, связанных с психологией человека. Уотсон считал, что это неприемлемо и его задача сводилась к изменению приоритетов. Уотсон критиковал эмпирические, философские и практические аспекты интроспекции. Была и вторая причина для критики интроспекции – философская – интроспекция не походила в методы естественных наук и, следовательно, вообще не была научным методом.  Наконец, интроспекция не смогла выдержать экспериментальных проверок, она требовала, чтобы психологи нашли поведенческие критерии сознания, которыми был заинтересован Уотсон, так как он несколько раз готовил обзорный материал для журнала Psychological Bulletin. Но вскоре он утверждал, что у сознания нет отношений к работе с животными. Уотсон указывал, что реконструирование разума животного не прибавляет к тому, что было получено в результате наблюдения за поведением животного. Таким  образом, интроспективная психология была не уместна с социальной точки зрения, так как не имела ответов на вопросы и проблемы, которые люди сталкивались в повседневной жизни. Согласно мнению Уотсона в интроспективной психологии нет ничего, чтобы заслуживало внимания. Психология должна отказаться от такого понятия как сознание и всего, что связано с ним, вместо этого  следует оперировать такими понятиями как стимул, реакции, формирование привычки, интеграция привычек, о чем будет подробно говориться ниже.

Приспособление к окружающей среде организмов и, в равной степени, людей и животных следует считать фактом точки отсчета новой психологией Уотсона, т.е. психология исследуется как приспособительное поведение. В полностью разработанной психологии  по реакции предсказать стимул, и наоборот. Основная задача, которую ставил  изучить Уотсон,  называлась «Общие и частные методы контроля поведения». При доступности методов контроля, считал Уотсон, общественные лидеры будут данные применять на практике. Методы, которые необходимо было найти, были достаточно расплывчатыми и не сформулированы. Заключение, которое можно было сделать из манифеста бихевиоризма, заключалось в том, что исследовательская работа над животными и над людьми не должны отличаться друг от друга. Уотсон привел несколько примеров по исследованию ощущений и памяти с позиции бихевиоризма, но его методы были достаточно сомнительны и не убедительны, вследствие чего, на смену им пришла теория рефлексов русского ученого  И. П. Павлова. [1; 255-262]

Утверждение Уотсона  были таково, что головной мозг не вовлечен в процесс мышления, но состоит в слабом повторном воспроизведении «мышечных актов», «двигательных привычек гортани». В целом моторная теория отражает связи стимул – реакция, не затрагивая их, а данную связь является содержанием сознания. Уотсон указывал на то, что нет смысла изучать психическое содержание, так как оно не имеет функционального значения. В психологии набирала силу периферическая доктрина и версию. [1;255-262]

Уотсона этой теории искать в самых влиятельных и важных формах бихевиоризма до тех пор, пока в 1960-х годах на смену ему не пришла когнитивная теория.

В своей другой лекции, прочитанная в Колумбийском университете «Образ и привязанность в поведении», вышедшая свет в 1913 году, Уотсон продолжил  нападки на содержании психики. В этой лекции он принимает и отвергает форму методологического бихевиоризма: «Меня не волнует, что происходит в так называемом разуме человека, до тех пор, пока его или ее поведение остается предсказуемым». Но методологической бихевиоризм был неприемлемой уступкой для Уотсона. Он считал, что мышление – это скрытое поведение, имеющее стимул  и конечным явным поведением». Применение тезиса Уотсона относится и к психическим образам и переживаниям – ни один раздел психологии не может выпасть из бихевиористской схемы. И, наконец, Уотсон развил тему, которая в последствии  станет отрицанием старой психологии и многим ценностям традиционной культуры. В целом позиция Уотсона была радикальной: нет души и нет действия коры мозга, выходящая за рамки трансляции, соединяющий стимул и реакцию, душу, и мозг при описании и предсказании и контроле поведении можно игнорировать.

Многие ученые отнеслись  скептически к манифесту Уотсона, хотя немногие философы и психологи  писали  о нем. Ведь манифест –  это произведение ораторского искусства, в котором ничего нового открыто не было, только звучала суровая нотка в голосе Уотсона. Более молодые психологи приняли это течение, так как принадлежали поколению Уотсона. В целом Уотсон не произвел никакой революции, только дал окончательно понять, что психология – не наука о сознании. Интроспективный метод был окончательно искоренен, но это рано или поздно произошло, даже если бы Уотсон не стал бы психологом. [1; 255-262]

 

1.2  Основные понятия бихевиоризма

 

Данное направление  развивалось в психологии, но ему необходимо было дать четкое однозначное определение.

В 1922 году учены уже  были озадачены пониманием бихевиоризма и его формулировкой. Уолтер Хантер, симпатизировавший Уотсону, написал  «Открытое письмо антибихевиористам» Его точка зрения и высказывания прктически полностью совпадали с Уотсоном: бихевиоризм – трактовка психологии как исследование стимула к реакции.

Альберт П. Вейсс  и  Цинг Янг Куо  пытались дать более  точную формулировку бихевиоризму, подобно  тому, которую давал Уотсон. Цинг Янг Куо считал, что бихевиоризм – наука о механизмах, о механических движениях организмов, а долг бихевиориста – это описание  поведения, все равно, что физик описывает работу машины. Такую механистическую и редукционисткую психологию наиболее активно пропагандировал Карл Лэшли (1890 – 1958), студент с которым Уотсон занимался исследованием условных рефлексов у животных и человека.

Философ – неореалист Р. Б. Пери ничего нового в бихевиоризме не увидел, он рассматривал его как простое  возвращения к взглядам Аристотеля. Принятие бихевиоризма – это не отрицание того, что разум играет роль в поведении. Другой ученый Стивен Пеппер – ученик Перри, выпускник Гарвардского университета полностью дает отказ считать идею Уотсона бихевиоризмом. Дж. Джастроу являющиеся одним из основоположников в США психологии не видел ничего революционного в бихевиоризме. Он считал, что это ошибка смешивать умеренный бихевиоризм, которого были придержаны большинство американских психологов и радикальный Уотсона. [2; 263-265]

После Второй мировой войны и  неудачной службы в армии, где  он занимался разработкой тестов для летного состава, Уотсон выбрал новое направление исследования и защиты бихевиоризма. Он занимался

психологией человека, основанная на условных рефлексах, исследуя их на приобретении детей. Уотсон считал и верил, что природа дала человеку очень малым количеством безусловных рефлексов, поэтому сложное поведение людей трактуется как результат приобретения условных рефлексов по И. П. Павлову на достаточном большом интервале времени. В свою очередь, Уотсон считал, что нет понятию приобретения и наследования способности, таланта, темперамента, психической конституции и характера. Например, Уотсон не мог найти никаких различий в силе при использовании правой или левой руки у младенца. Он также игнорировал по существование головного мозга, он считал, что это всего лишь трансляционная станция нервных импульсов. На сегодня известно, что левое и правое полушария выполняют различного рода функций, и что различия между «левшами» и «правшами» заложено именно в нем. [5]

Наконец, Уотсон начал  доказывать свои более радикальные  убеждения в теории бихевиоризма. Самую большую известность ему  принесла работа «Обусловленные эмоциональные  реакции». Был описан эксперимент  Уотсона с ребенком. Основная цель эксперимента – это демонстрация того, что люди рождаются с несколькими инстинктами: страсть, ярость, половое влечение, а эмоции – это условные  версии врожденных рефлексов. [2; 263-265]

Безусловный стимул – US, который порождал страх, т.е. UR – рефлекс. Уотсон выбирал металлическую балку, чтобы если ей ударить о металлический предмет раздавался  громкий металлический звук. А так как испытуемый ребенок очень любил играть и игрушечной крысой, но когда мальчик брал ее что бы поиграть, он слышал металлические удары, которые делал Уотсон. Таким образом, у мальчика  после семи таких сочетаний выработался страх к данному предмету. Уотсон заявил, что его обстановка этого эксперимента является прототипом изучения нормального человека в нормальной среде.

Основная задача Уотсона  была – это стремление к популяризации  психологии. В 1926-1928 годах в журнале Harper’s была написаны статьи о психологии человека с бихевиористких позиций. Он занимался изложением бихевиоризма и скал его в качестве замены менталистской психологии и психоанализа. В своих трудах он давал ассоциацию того, что разум и сознания – это пережитки церковных догм Средневековья.  Сначала церковь удерживала общество под контролем, на смену ей пришла наука.

Уотсон вызывал на спор менталистов о существовании сознания. На слова менталистов, о том что он обладает психической жизнью Уотсон говорили: У меня есть только ваши непроверенные и ничем недоказанные слова, что вы обладаете образами и ощущениями. Поэтому такие концепции были просто мифами. Бихевиоризм предложил научную позитивную психологию о поведении человека. Бихевиоризм отвергал религию и нравственный контроль над поведением человека и общества в целом, он стремился дать характеристику за контролем поведения с научной точки зрения. [2; 264-265]

 

1.3 Основные принципы бихевиоризма

 

 

Наблюдая за новорожденными, было установлено, что множество  сложных реакций при рождении у человека значительно немного  и не может обеспечить приспособления к дальнейшей жизни.  Бихевиористы не находили данных, которые смогли бы подтвердить наследственные формы поведения, например, таких как лазанье, ползанье, драчливость или иных способностей, например, музыкальных, художественных, спортивных.

Обучение практически  можно считать результатом поведения. Навык это приобретение определенного действия в результате практического его усвоения, основы которого составляют элементарные движения, являющиеся врожденными. Связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, которые в совокупности могут произвести новую деятельность, Уотсон назвал как новый или выученный элемент в навыке. [3]

В целом же удержание  навыков в человеке составляет человеческую память. Уотсон выдвигал гипотезу о  таких механизмах, которых называл  принципом обусловливания. Он говорил, что все наследственные реакции - это безусловные рефлексы, а приобретенные – условные.  Важнейшие условия, образующие связь между ними – это одновременность в действии безусловного и условного стимулов, стимулы ранее не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Связь – это результат переключения возбудительного процесса в центральной инстанции на пути более сильного раздражителя, т.е. безусловного. Однако в целом в бихевиоризм не было заложено изучение  и исследование центральных процессов, оно лишь ограничивалось наблюдением соотношение реакции к новым стимулам.

Информация о работе Эпоха бихевиоризма