Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:46, реферат
Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как положение женщины в сфере политики – это проблема уже не одного столетия. И именно сегодня, в период, когда мир переосмысливает многие процессы и существующие реалии, когда женщина стала полноправным членом политической жизни, заявив о своих правах и получив их, нужно уделять этой проблеме особое внимание. Ведь все люди равны. И я считаю, что мир политики без представительниц женского пола – мир не вполне полноценный, можно сказать, однобокий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития женщин в политике………………………………...4
Глава 2. Различение между политикой женщины от политики мужчин…….13
Глава 3. Женщины в политике: «за» и «против»………………………...…….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25
Европейских опыт показывает, что весьма велика роль партий в продвижении женщин в политическую жизнь. Современные социологические исследования подметили тенденцию, что большинство женщин в последнее время избирается в европейские парламенты от левых партий - социалистических, социал-демократических и зеленых.
У нас в 2001 году была принята поправка в закон «О политических партиях», согласно которой политические партии были обязаны «создавать мужчинам и женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющихся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Однако эта норма имеет чисто рекомендательный характер и не предусматривает санкции за ее нарушение, о чем свидетельствует следующие факты. Представленность женщин в списках кандидатов в депутаты Госдумы политических партий, принимавших участие в парламентских выборах 2003 года, не превышала 13%, т.е. Конституция РФ и закон «О политических партиях» были нарушены. Поправка к закону нарушалась и в прошедшие парламентские выборы. Например, партия «Единая Россия» в список кандидатов в депутаты Госдумы пятого созыва включила очень небольшое количество женщин, проигнорировав указания Администрации президента РФ исправить положение. А ведь «Единая Россия» – партия власти. Поневоле задаешься вопросом: зачем надо было принимать поправку к закону, если даже партия власти не считает нужным ее соблюдать?
«Справедливая Россия», которая дебютировала на выборах 2007 года, на общем фоне гендернего дисбаланса выглядит весьма современно, можно даже сказать, на уровне продвинутых парламентских партий – в состав ее фракции вошли 11 женщин, что составляет почти 29% от ее общего численного состава (38 человек). Для сравнения, во фракцию «Единой России» (315 человек) вошло 44 женщины – 14% от общего числа; во фракцию КПРФ (57 человек) - 4 женщины, что составляет 7 % от общего состава; во фракции ЛДПР (40 человек) работают 4 депутата-женщины, что составляет 10 % от всей численности фракции. Так что гендерный состав «Справедливой России», партии, которая все ярче позиционирует себя как современная социал-демократическая, выглядит едва ли не идеально сбалансированным! Важно отметить, что на выборах 2007 года эта партия фактически собрала в своем списке имена женщин, уже имевших опыт депутатской деятельности в составе фракций, которых не оказалось в Государственной Думе пятого созыва. И, возможно, не в последнюю очередь, за счет их известности и популярности сумела завоевать места в российском парламенте.
Что
же делать? Ждать, когда за длительное
время изменятся
Однако нельзя не сказать, что определенная работа в этом направлении в нашей стране не ведется, и для начинающих женщин-политиков ситуация далеко вовсе не безнадежная. С начала 1990-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов президентом и правительством РФ, улучшающих статус женщин в постсоветской России, в том числе и повышающих их роль в системе государственной власти. Но эти документы, к сожалению, не были подкреплены необходимыми процедурами реализации и финансовой поддержкой. Именно поэтому на их основе и не возник реальный механизм продвижения женщин во власть.
В 2003г. в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Более трети депутатов Госдумы поддержали идею выработки законодательной нормы, которая позволила бы женщинам реализовать принадлежащее им по закону пассивное избирательное право, т.е. право быть избранной в органы представительной власти. Однако конкретные нормы представительства женщин и санкции за их нарушение так и не были приняты. Вполне можно согласиться с общим выводим известного эксперта и исследователя проблем женского равноправия С.Г. Айвазовой, что «основным барьером, препятствующим интеграции женщин в политический процесс, является неоформленность принципа гендерного равенства в соответствующие конкретные нормы избирательного законодательства».
В посткоммунистической России до сих пор продолжаются дискуссии относительно механизмов включения женщин во власть: прежде всего, обсуждается механизм квотирования. Парадоксально, но метод квотирования является нашим, отечественным изобретением: будучи впервые примененным в советской России, он позволил в короткие сроки решить сразу две проблемы - получить женщинам среднее специальное и высшее образование и стать надежным инструментом продвижения в партийные и советские органы управления. Но в отличие от других европейских стран, которые воспользовались нашим опытом и применяют этот метод и в настоящее время, в нашей стране идея квотирования никак не может адаптироваться в новых, постсоветских условиях. В Швеции, начина с 1994 г. политические партии, идущие на выборы, включают в свои избирательные списки одинаковое количество мужчин и женщин. Результат проведенной работы сегодня впечатляет: Швеция – первая страна в мире, в которой в составе правительства 50% женщин. В Норвегии закон о квотах распространяется на все общественные организации и на участие женщин в руководстве компаниями. Законодательством Франции для политических партий, принимающих участие в выборах, предусмотрена норма, по которой в списках кандидатов должно быть не более 50% лиц одного пола. Квоты женского представительства на выборах в органы государственной власти введены в Аргентине и Индии. В Бразилии, Греции, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Перу, Индонезии, Парагвае, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории в парламенте резервируются места для женщин.
В целом, в дискуссиях о механизмах продвижения российских женщин во власть проглядывается какая-то неопределенность: не говорится ни «да», ни «нет». С одной стороны, развитие демократии в нашей стране с необходимостью требует признания этой нормы и решения вопроса, как ее осуществить в практику. С другой стороны, очень заметно желание отложить конкретные решения, достаточно долго не предпринимать никаких правовых мер, не брать на себя юридических обязательств, которые вынуждали бы партии серьезно готовить к выборам женщин-кандидатов в депутаты всех уровней власти. Обилие политической риторики по данной проблеме подменяет и затемняет серьезную юридическую проработку закона о квотировании. А суть дела заключается в том, что квотирование и нормирование участия женщин в выборной органах власти не одно и тоже: квоты спускаются сверху, их «дают», нормы – результат общественного договора, закрепленный в законе, их принятия добиваются заинтересованные группы. Сама идея введения нормы, обеспечивающей гендерный баланс при составлении списков кандидатов в структуры власти, долго вызывала отторжение в российских политических кругах. В этом, думается, и состоит главная проблема – такое нормирование не рассматривается в качестве приоритетного шага государственной политики, направленной на выравнивание возможностей мужчин и женщин в политическом управлении.
Поневоле задаешься вопросом: может, политические, экономические и социальные реформы в нашей стране пошли бы в другой форме, более мягкой, без тяжелых последствий для нашего народа, если бы российские женщины имели возможность реально влиять на политику? Хочется ответить на вопросы, которые давно дискутируются в современной России: зачем нужны женщины в политике? Что нового могут привнести женщины, сотрудничая на паритетных началах с мужчинами на всех уровнях государственной власти? Почему для женщин наблюдаются неравные с мужчинами последствия утвержденного в Конституции РФ принципа равноправия полов и до сих пор нет равных возможностей с мужчинами воспользоваться этими правами?
Сегодня стало модно рассуждать о кризисе семьи, о демографическом кризисе. А, может быть, дело, прежде всего, в необходимости полноценного и гарантированного соблюдения прав женщин и мужчин? Ведь многочисленные мониторинговые исследования ученых, к сожалению, с завидным постоянством показывают, что гендерный дисбаланс власти негативно сказывается на повседневной жизни российских женщин – на их зарплатах, пенсиях, пособиях для детей. И такое положение дел по-прежнему сохраняется.
Но главное, думается, состоит в другом – если положение с политической активностью женщин не изменится, то демократическое общество, которое сегодня строится в России, будет демократией без женщин и не для женщин. Это будет демократия с определенным патриархальным уклоном. Ведь слабая представленность, или маргинальность, женщин в политике будет иметь своим следствием воспроизводство традиционалистской – не гражданской и демократической – а «подданнической» политической культуры. И политическая жизнь для большинства женщин так и останется каким-то второстепенным, чуждым для их насущного мира, делом. Но, будучи носительницами «подданнической» культуры, они будут непременно ее воспроизводить в процессе воспитания подрастающего поколения, передавая ему эти «подданнические» нормы. Учитывая это далеко идущее последствие, можно с полным основанием утверждать, что гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.
Президент страны Д.А. Медведев сразу же после своего избрания заявил, что правовой нигилизм является одной из острейших проблем развития России. В этом контексте будет уместно напомнить о том, что вопреки многим международным договорам, подписанным Россией (включая совсем недавний документ – одобренный Госдумой 2 июня 2004 г. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), в России нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия, в том числе и в избирательном процессе.
И если политические партии считают себя современными и демократическими, то они должны задавать себе многие из выше перечисленных вопросов и следовать в своей активности принципам равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от пола, и рассматривать паритетное представительство женщин в структурах власти в качестве одного их индикаторов социальной справедливости и равенства в обществе.
Заключение.
Завершая рассмотрение проблемы равноправия женщин на основе исторического материала и современного анализа проблемы можно прийти к следующем выводам.
Проблема гендерного неравенства получила свое последовательное развитие на протяжении уже нескольких веков. Вплоть до XX в. женщины как социальная группа были практически исключены из сферы «большой политики», т.е. государственных дел, а политическая деятельность являлась занятием мужчин.
В результате борьбы, женщины во всем мире и, прежде всего, в европейских и скандинавских странах, получили политические, социальные права, создали свои объединения, движения, стали играть активную роль в международных отношениях.
Теперь, чтобы ответить на ключевой вопрос – нужны ли женщины в политике - необходимо обратиться к результатам исследования женщин как политиков:
à «Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля» (Гарвардский университет, США).
à Мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей.
à Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях - фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.
Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они объективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда - необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе в целом, а, значит, каждой отдельно взятой женщины.
Проанализировав исследование женщин как политиков и прийдя выводу, что женское вмешательство в политику необходимо, следует установить, что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику. Опираясь на факты из истории феминизма автор данной информационно – исследовательской работы пришёл к следующим выводам:
Þ Нужно изменить стереотип патриархатного мышления;
Þ Требуется вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;
Þ Необходимо изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти;