Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:46, реферат
Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как положение женщины в сфере политики – это проблема уже не одного столетия. И именно сегодня, в период, когда мир переосмысливает многие процессы и существующие реалии, когда женщина стала полноправным членом политической жизни, заявив о своих правах и получив их, нужно уделять этой проблеме особое внимание. Ведь все люди равны. И я считаю, что мир политики без представительниц женского пола – мир не вполне полноценный, можно сказать, однобокий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития женщин в политике………………………………...4
Глава 2. Различение между политикой женщины от политики мужчин…….13
Глава 3. Женщины в политике: «за» и «против»………………………...…….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25
Переход к рыночной экономике усилил негативное влияние на женщин. На рынке труда складывается ситуация дискриминации по половому признаку, возникла женская безработица. У женщин появилась потребность в самозащите и взаимопонимании. Стали появляться автономные женские организации различных типов общедемократического характера (обозначившие для себя в качестве стратегической цели достижение фактического равноправия мужчин и женщин), многофункциональные (содействие женщинам в адаптации к новым социально-экономическим условиям), объединения по профессиональным и деловым признакам и организации по защите интересов семьи и детей. В целом женское движение России объединяет более 400 организаций. Они имеют крепкие горизонтальные связи. В 1996 году по инициативе движения женщин России 40 влиятельных женских организаций подписали Хартию женской солидарности. В ее тексте отмечается, что солидарность женщин является гарантией преодоления социально-экономического кризиса и предотвращения социальных потрясений в стране.
Исходя
из вышеизложенного, имеются все
основания считать, что женское
движение воспряло, отличается многообразием
организационных форм, целевых ориентиров
и достаточно высокой степенью независимости
от властных структур и политических партий.
Глава 2. Различение
между политикой женщины
от политики мужчин.
Следует рассмотреть, чем отличается женщина-политик от мужчины-политика. Как считают специалисты, женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д.. И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина - законодатель) заявляет, что в политике она - не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину. Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами – мужчиной и женщиной.
Мужской и женский словарь в политике, как установлено, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще всего говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях... А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова, как забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы - «тяжелые», женские - «мягкие». А для принятия хороших решений необходим баланс.
Мужчины в мире политики
Мужчины и женщины в политике говорят на очень разных языках. У мужчин это официальный язык, в нем преобладает логика и аргументация, много технических и экономических терминов, но недостает слов, выражающих чувства. Язык политики и язык бюрократии являются видами языка власти - слова проходят сквозь нас, не достигая нашего сознания.
Женщины считают: мы не должны пользоваться типично мужскими речевыми оборотами и традиционной политической культурой. Мы должны создавать свой язык, отражающий нашу жизнь и наш опыт, наши желания и цели. В политике необходимо женское мышление, женское начало.
Традиционный
лидер в политике отличается авторитаризмом.
Но это не модель для женщины. Ей лучше
использовать свои природные качества
– коммуникативность, умение слушать
и распознавать важность чувств, способность
на компромисс, ориентированность на результат.
Способность женщин рассматривать поступки
в широком контексте, связывая один с другим,
есть ни что иное, как проявление мудрости,
суть которой в вычленении не только одной
логической цепочки вещей и явлений, а
способность увидеть взаимодействие по
закону причинно-следственной связи многих
логических цепочек. Именно этим и отличается
женщина как особь человеческого рода.
Таким талантом, конечно, обладают и некоторые
мужчины. Тем не менее, как замечательно
подметила Кэрол Гиллиган, профессор психологии
(Гарвардский университет, США): «Женщины
обладают большей нравственной силой,
у них более высокие этические нормы и
особая способность устанавливать и поддерживать
хорошие отношения с людьми, т.е. все качества
настоящего политического деятеля».
Глава 3. Женщины в политике:
«за» или «против».
Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени. Почему? Все современные развитые государства переходят к новым, современным функциям государства в связи с ростом требования населения к качеству жизни и переходом общества к новой ступени своего развития – информационному обществу, основанному на «экономике знаний». Современный тип развития общества предъявляет существенно более высокие требования к воспроизводству и развитию человеческого капитала, что, в свою очередь, перераспределяет привычные функции государства с традиционных, связанных в основном с репрессивными и упорядочивающими функциями, в сторону современных. С чем же связаны эти современные функции? Прежде всего, с политикой государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука.
Постепенное «переформатирование» задач современного государства не в последнюю очередь сформировало более жесткий запрос на восстановление гендерного баланса в руководстве государством и создания более рационального механизма управления страной на всех уровнях. Именно поэтому продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом. Статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты. А это указывает на то, что соблюдение и обеспечение прав человека в соответствии с основными демократическими требованиями не выполняется в полной мере. Поэтому не удивительно, что борьба за подлинную демократию включает в себя очень важную составляющую – полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную справедливость и стабильность в обществе.
Как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в целом? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Избирательное право в большинстве стран женщины получили позднее мужчин. Например, в США мужчины – с 1870г., а женщины – с 1920г., в Японии мужчины – с 1925г., женщины – с 1945г. Посмотрим на данные IPU (Inter-Parliamentary-Union) о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран и России на 31.12.2007, приведенные в таблице.
Представительство женщин в национальных парламентах
(в % от общего числа парламентариев)
|
Данные показывают, что многим странам удалось добиться представительства женщин в парламентах на уровне одной трети и более от общего числа депутатов. За вторую половину ХХ века процент женщин в законодательных органах власти в странах, имеющих парламенты, вырос в 4 раза. Согласно статистике IPU, Россия делит 84 место с Гвинеей-Бисау, 85 место занимает Камерун. По показателю участия женщин в высших органах представительной власти нас оставили далеко позади не только европейские страны СНГ, но и Таджикистан (17,5%), Узбекистан (17,5%, Туркменистан (16%), Казахстан (15,9%).
Хочется задаться вопросом, в чем дело? Причин много: это и слабость развития институтов гражданского общества, и невысокая политическая активность самих женщин, низкий уровень развития самой демократии, недостаточная нормативно-правовая база. Но главный, думается, фактор, который существенно сдерживает продвижение женщин нашей страны в политику и власть – это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов.
Хотя женщины в ХХ столетии получили избирательные права, но до сих пор мы не наблюдаем гендерного паритета во многих европейских парламентах. В половине из них представительство женщин не превышает 14%. Средняя цифра колеблется вокруг 21-22%, больше – в скандинавских странах. Исторически можно проследить следующую закономерность: получив избирательные права в 1906г., женщины активно стали приходить в законодательную власть, но к 1930-40-м гг. в европейских парламентах наблюдается определенный спад их представительства. Резкий рывок происходит только в 1970-е гг., и после этого периода ситуация стабилизируется: не падает и не растет, держится у отметки где-то порядка 35%. (Финляндия составляет исключение – 41, 5%). Ни одна из стран не смогла перешагнуть оптимального рубежа в 50 %.
Особый интерес представляют новые страны, недавно вступившие в Евросоюз и имеющие опыт освобождения от тоталитарного строя – Испания, Португалия, Венгрия. Так, до вступления в Евросоюз Испания, Португалия отличались низким представительством женщин в парламенте. После вступления постепенно наблюдался устойчивый рост. Венгрия, напротив, в социалистический период, благодаря квотам, имела достаточно высокий показатель представительства женщин в законодательной власти. Но после их отмены и перехода к модели свободных выборов произошло резкое падение численности. Общая тенденции, которая объясняет ситуацию во всех этих странах с представительством женщин в парламентах, состоит в медленном процессе изменения социальных стереотипов, связанных с участием женщин в политике. Там, где целенаправленно ведется работа по внедрению европейских демократических ценностей в общественное сознание, наблюдается постепенный процесс замещения прежних ценностей и практик, связанных с продвижением женщин во власть. Если посмотреть на посткоммунистические страны – Хорватию, Литву, Польшу, то они демонстрируют схожие тенденции с Западной Европой – после периода «бархатных революций» и перехода к свободных выборам наблюдается падение численности женщин в представительных органах власти, затем, благодаря значительным системным усилиям, происходит рывок, а далее наблюдается консервация численности на уровне 10% - 14%. Хотя Польша отличается в лучшую сторону (показывает больше 26% вместе в верхней Палатой, практически также, как Англия).
Таким
образом, практически все
Среди государственных служащих в органах государственной власти в 2003 году женщины составляли 69%, мужчины – 31%, однако женщины в большинстве своем не занимают в этой системе руководящие должностей. В составе действующего правительства РФ среди министров 2 женщины, в правительстве Москвы работают две женщины (7,4% от общего состава). Среди глав субъектов федерации, глав национальных автономий одна женщина – губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Если не учитывать недавних изменений в правительстве России, с начала ХХI века в России женщинам доверяют должности не выше замминистра: Л.Куделина - замминистра обороны, Э. Митрофанова – иностранных дел, Т. Голикова – была замминистра финансов и.т.д. Даже в советское время, когда государственной политикой была задача подготовить всех трудящихся к выполнению социально-значимых функций, включая и женщин (и были достигнуты значительные успехи в достижении реального равноправия между мужчинами и женщинами), участие женщин в принятии государственных решений оставалось минимальным – среди министров женщины составляли 0,5 %, в Политбюро и других органах ЦК КПСС – 3%. Как видно из выше приведенных фактов, ситуация с включением женщин в федеральные органы законодательной и исполнительной власти имеет глубокие корни и отражает исторически сложившуюся, ориентированную на мужчин систему управления, в которой не поощряется продвижение женщин. Такое положение дел наблюдалось в советский период, таким оно остается и сейчас.