Политика Северного Кавказа: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования состоит в изучении истоков, проблем и путей решений политики Северного Кавказа. Объект исследования –Северный Кавказ. Предмет исследования – чеченский конфликт: истоки, проблемы, пути решения. Необходим рассмотреть меры по коррекции политической идеологии и государственно-правовых установок в пользу общегражданских основ федерального и демократического правления на Северном Кавказе.

Содержание работы

Введение

I.Северный Кавказ.

1.Описание региона

2 Политика Северного Кавказа

2.1Проблемы политического развития

2.1.1 Влияние исторического фактора

2.1.2 Отсутствие политики

2.1.3 Дерусификация региона

2.2 Решение проблем политического развития

2.2.1 Борьба с терроризмом

2.2.2 Решения в политической сфере

2.2.3 Расширение деятельности различных секторов региона

II.Чеченский конфликт

1.Характерные черты Чеченской войны

2.Чеченский кризис как основная проблема политического развития.

Заключение

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

«В первую очередь  надо заняться вопросами расширения производства в республиках Северного  Кавказа, занять население трудом. Молодежь должна найти свое место у себя дома».Особенно ярко проблема занятости населения проявляется в сельской местности. «Вы представляете себе осетинское село? Там нет никаких средств к существованию. Хорошо, если в доме есть пенсионер или дети, которые приносят соцпакет. В абсолютном большинстве сел нет амбулаторий, поликлиник. Там должны быть маленькие цеха по производству сыра, обработке молока, мяса, швейные цеха»11 
Замдиректора экономического института Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, руководитель общественной организации «Интеллектуально-творческое общество молодежи» Азамат Тлисов назвал низкий уровень жизни одной из первоочередных проблем Северного Кавказа.Руководитель "Интеллектуально-творческого общества молодежи" отметил, что необходимо создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства и привлечения инвестиций. 
 
Кроме того, молодых жителей Кавказа следует привлекать к делу развития туристско-рекреационного комплекса.Возможно даже из региона направлять молодых ребят по целевым программам повышать мастерство в сфере развития туризма туда, где он успешно развивается.  
Еще одной проблемой он назвал отсутствие мест для проведения досуга.  
«Нужно создавать в регионе Дома молодежи, в которых, кроме прочего, должен быть доступный Интернет для развития информационных порталов. «Отсутствие целевого финансирования зачастую не позволяет проводить ряд мероприятий для молодежи. Именно в этом свете наблюдается некоторая обособленность Северного Кавказа от центральной России – и эту проблему надо решать в числе первоочередных», - считает руководитель общественной молодежной организации Азамат Тлисов. Он так же отметил, что «крайне важно в свете проводимой реформы образования поддержать расположенные в регионе образовательные центры и вузы, так как во многом они способствуют установлению тесных связей среди молодежи».  
Депутат Госдумы от Кабардино-Балкарии Адальби Шхагошев, акцентировал внимание на
стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, которая должна появиться в конце июня.«В ней речь идет о грандиозных проектах в энергетической и туристической сферах, создании условий для того, чтобы инвестиции пошли на Северный Кавказ.  
Генеральным направлением культурно-языковой политики должно быть повсеместное развитие национально-русского двуязычия (или многоязычия) как единственной формулы обеспечения дальнейшей модернизации и интеграции северокавказцев в общероссийскую культуру, основанную на русском языке, и сохранения местных языков как важного элемента национального самосознания и культурной отличительности.

Главным фактором развития экономики региона могут  быть лишь внутренние ресурсы, так как  внешние (иностранные) инвестиции сдерживаются нестабильностью в регионе. Для  мобилизации этих ресурсов. Центру необходимо способствовать развитию в регионе малого бизнеса, дающего быструю отдачу от вложений, внутрирегиональной интеграции, привлечению внебюджетных источников финансирования. Пестрая инвестиционная картина свидетельствует, что, несмотря на трудности реформирования российской экономики, а также ухудшение ситуации после финансово-экономического кризиса, отдельные республики и административные территории Северного Кавказа находят источники финансирования капиталовложений, хотя и в недостаточных объемах. Привлечение внешних капиталовложений зависит не только от стабильности, но и от энергичных усилий по пропаганде возможностей для выгодного бизнеса.

На Северном Кавказе срочно нужна глубокая и  продуманная земельная реформа  с привлечением имеющегося мирового опыта. Возможно, без закрепления обрабатываемых земель в частное, а пастбищных — в коллективно-общинное владение не обойтись. Земельная реформа должна учесть традиции общинного пользования и наследие советской коллективизации. Земельная реформа на Кавказе должна быть осуществлена с привлечением не только местных и федеральных ресурсов и экспертов, но и международных, особенно Всемирного банка развития, у которого имеется опыт содействия проведению подобных программ в Индии, Бразилии и в других странах.

Самое главное  для экономики Северного Кавказа  — это полноценное включение  ее в общероссийский рынок. Нужно перестать третировать северокавказское предпринимательство, а, наоборот, его поддерживать в общероссийском масштабе. Учитывая демографические факторы и ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной трудовой миграции населения республик в другие регионы страны и создавать необходимые условия для этого процесса.Руководители северокавказских регионов и предпринимательские круги должны воспользоваться благоприятной конъюнктурой спроса на отечественную агропродукцию и закрепить положительные тенденции в работе предприятий пищевой индустрии. Отсюда можно ожидать улучшения в работе всей промышленности. Но в целом без структурной перестройки производства ожидать улучшения ситуации в промышленности Северного Кавказа не приходится.

II.Чеченский конфликт

1. Характерные черты Чеченской войны

Режим Дудаева  превратил Чечню в своеобразный регион для отмывания денег. Идея независимости стала ширмой для прикрытия преступных афер  по ограблению чеченского народа и обогащению чеченских и российских элит. Передел теневых  доходов между финансово-политическими группировками внутри Чечни и между Москвой и Грозным, а также стремление замести следы совершенных преступлений спровоцировали гражданскую войну в Чечне. Ввод федеральных войск состоялся под предлогом разоружения противоборствующих сторон. И это сыграло на руку сепаратистам, спровоцировав массовое сопротивление чеченцев. После 11 декабря 1994 года война из гражданской стала превращаться в российско-чеченскую. Конфликт перестал быть внутричеченским. Более того, он наихудшим образом «интернационализировался», так как  сепаратистов стали тайно или явно поддерживать  антироссийские силы в разных странах мира.

В 1995 году Ельцину  нужна была маленькая победоносная война для укрепления своей власти и очередной победы на выборах. Но вместо марш-броска военные действия в Чечне привели к огромным людским и материальным потерям, приобрели затяжной характер, настроили  мировое общественное мнение против России, усугубили кризис власти и  общества.

Неадекватное  применение силы вызвало волну ненависти  населения республики к российским войскам, даже у тех, кто не поддерживал  режим Дудаева. Если до начала боевых действий в ЧР, Дудаев имел крайне низкий рейтинг среди населения, то теперь он стал символом освободительной войны  против России. Оппозиция и правительство  С. Хаджиева, которые выступали против сепаратистов, за союз с Россией  были дискредитированы.

В апреле 1996 г. был убит Д. Дудаев, а в мае 1996 г. в Кремль был привезен и.о. Президента ЧР З. Яндарбиев, который и подписал соглашения о прекращении военных действий. В июле 1996 года Ельцин был переизбран на второй срок. А в Чечне хоть и  вяло, но продолжалась война.

27 января 1997 года  в Чечне состоялись президентские  выборы, на которых победил А.  Масхадов.

Президент Масхадов не смог консолидировать чеченское  общество. Государство "Ичкерия" не состоялось как с точки зрения международно-правового признания («де-юре»), так и «де-факто». Новая  чеченская элита, оказавшаяся у  власти,  стала выразителем  сепаратистских идей. Масхадов сделал ставку на вооруженное меньшинство, отвергнул сотрудничество с лояльной к России частью населения  и тем самым  усугубил существовавший с 1991 года раскол в чеченском обществе. В результате, режим потерял доверие у чеченцев, проживающих и в самой Чечне, и у той, (большей) части населения, которая находится сейчас за пределами республики.

В сентябре 1998  оппозиция публично обвинила Масхадова в тайном сговоре с Москвой, в предательстве национальных интересов и потребовала его отставки

За три года правления Масхадова в Чечне  практически ничего не было  сделано в плане восстановления экономики и социальной сферы. Республике угрожала экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума.

Для масхадовской Чечни были характерны, с одной  стороны – нищета и деградация  рядового населения, с другой –  обогащение лидеров режима, “новых чеченцев” и главарей вооруженных банд. В Чечне «правил балом» криминалитет. На территории республики действовало 157 вооруженных группировок. Они поделили между собой основные источники доходов.

В начале августа 1999 г. резко обострилась ситуация в горных районах Дагестана, граничащих с Чечней. Поход дагестанских и чеченских ваххабитов возглавили  террористы Шамиль Басаев и Хаттаб. События приобрели характер широкомасштабных военных действий с применением сил и средств регулярной армии. Ставка ваххабитов на поддержку населения не оправдалась. Действия федеральных войск и руководства республики получили массовую поддержку народов Дагестана, которые восприняли действия ваххабитов как нападение со стороны чеченцев (и это притом, что банды, проникшие на территорию Дагестана, на 80% состояли из наемников). Ответственность за то, что случилось дальше, лежит на президенте Ичкерии Масхадове, который не занял внятной позиции и публично не осудил действия Басаева и Хаттаба.

К концу августа  под напором федеральных войск  ваххабиты ушли в Чечню. Однако уже 5 сентября вновь вторглись в Новалахский район Дагестана.

Басаевский рейд в Дагестан и взрывы в Москве достигли главной цели – подготовили российское общественное мнение к вводу российских войск в Чечню.

Началась вторая чеченская кампания и, как результат, новый массовый исход из республики гражданского населения. Численность  вынужденных переселенцев, нашедших прибежище, в основном, в Ингушетии, достигла 200 тысяч человек.

Военные действия изменили внутриполитическую ситуацию в Чечне. Перед угрозой поражения  лидеры вооруженных группировок  объединились, прекратив междоусобную борьбу. С другой стороны, сохранилось  жесткое противостояние между ваххабитами  и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные  авторитеты готовы замириться с Россией  ради искоренения ваххабизма. Но главная  особенность нынешней ситуации  – это  полное отсутствие поддержки незаконных вооруженных формирований населением. 12

  2.Чеченский кризис как основная проблема политического развития

Война в Чечне, неразрывно связана с глубокими  изменениями в мире, развалом СССР, социально-экономическими и политическими  противоречиями, вызванными радикальными реформами в России, которые обусловили глубокую антагонизацию общественных отношений по всем направлениям.

В чеченских  событиях отразились противоречивые социально-экономические  и политические процессы. С одной  стороны, исторически обоснованное стремление чеченского народа к самоопределению, с другой – борьба социальных низов  за равенство и социальную справедливость. Трагедия Чечни состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения к власти прорвалась маргинальная элита. В результате под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах. Свергнув  власть коммунистической номенклатуры,  социальные низы вскоре стали жертвой новой власти – диктатуры постсоветской элиты, национальной по форме, антинародной, по сути. Таков итог, так называемой “чеченской революции”.

Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам  власти и собственности. Лидеры отдельных  кланов и политических элит Чечни, отказавшись  действовать согласованно во имя  высших интересов нации, спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в Чечне полиэтнического правового  гражданского общества. Этим и воспользовались  античеченские силы, спровоцировав  военный конфликт. С момента захвата  власти Дудаевым и начала внутричеченского противостояния на конфликт влияли два  фактора – внешний и внутренний. Первый связан с проблемой самоопределения  чеченского народа,  второй – с борьбой различных политических сил и кланов за власть и собственность в самой Чечне.

Чеченский кризис стал следствием незавершенности  процессов модернизации во всех областях жизни общества. Анализируя его следует иметь в виду: преобладание сельского населения,  деформированную социально-профессиональную структуру с преобладанием сферы услуг, отсутствие квалифицированных индустриальных рабочих и технической интеллигенции, низкий уровень образования, высокую детскую смертность и заболеваемость туберкулезом, высокий процент безработных и рекордное число ( до 100 тыс. в год) людей, занимающихся отхожими промыслами. Политическое недоверие советской системы к чеченцам отразилось и на формировании коммунистической номенклатуры из представителей коренных народов. Номенклатурная прослойка из числа чеченцев  была малочисленной, не успела пустить корни в обществе.

Большой урон традиционной культуре чеченцев нанесла пропаганда культа силы, национальной исключительности,  пренебрежительного отношения к другим народам, разжигание межэтнической ненависти. Официальная идеология аппелировала к самым низменным инстинктам. Сама власть благословила анархию и безответственность. Дудаевский период чеченской истории вновь продемонстрировал старую истину: уровень демократии не должен превышать уровень культуры.

Столкновение  на уровне олигархических группировок  и лоббирующих их интересы политических элит центра и ЧР, произошло прежде всего из-за нефти. К 1991 году ЧР ежегодно добывала до 4,2 млн. тонн и перерабатывала 18 млн. тонн нефти в год.  По территории Чечни проходят важные нефте-газопроводы к портам Черного моря. Такой огромный нефтяной куш, ставший по существу (на тот момент) бесхозным, не мог не провоцировать схватку новых элит Москвы и Грозного. При этом следует иметь в виду, что нефть из других регионов России поступала в Грозный, перерабатывалась и реализовывалась вплоть до осени 1994 г. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами в чеченском анклаве по  подсчетам специалистов составили миллионы долларов. Большая их часть осела  на счетах посреднических фирм, банков, отмывавших чеченские нефтедоллары.

Информация о работе Политика Северного Кавказа: проблемы и пути решения