Политическая самоидентификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:10, контрольная работа

Краткое описание

Г. Алмонд Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также образцов политического поведения.
Г. Алмонд и С. Верба предложили свое видение структуры системы ориентаций, составляющей политическую культуру.

Содержимое работы - 1 файл

впоросы по методологии политического процесса 12-23.docx

— 63.83 Кб (Скачать файл)

     Стадии  социализации в раннем возрасте:

  1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
  2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами

     Ко  второму поколению С.и. относят Блумера и Хьюза; третье и четвертое поколение (Бекер, Стросс, Шибутани и др.) относят к т.н. чикагской школе С.и., для к-рой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия; Кун и Партленд относятся к т.н. айовской школе, более интересующейся стабильными, «ставшими» символич. структурами. Этому же поколению принадлежат К. Бёрк и Роффман, справедливо причисляемые к т.н. социодраматургич. подходу, сторонники к-рого объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры драмы, анализируя взаимодействие в таких терминах, как актер, маска, сцена, сценарий и т.д., причем Бёрк использует театр, термины почти в буквальном смысле, тогда как Роффман использует театр и драму как метафору об-ва, сохраняя ее дух, но развивая собственный понятийный ряд.  

      
16. Социокультурные  факторы в детерминации  политических процессов

     В человеческом сознании в зависимости  от того, на каком этапе развития находится индивид, переплетаются  между собой различные интересы и ценности. Можно с уверенностью сказать, например, что наряду с рациональными  элементами, прививающимися в сознании индивида в ходе производственной деятельности, немалое место занимают культурные ценности. В отличие от экономических, культурные ценности эмоционально окрашены и призваны фиксировать в сознании прежде всего то, что связано с традициями и социальным опытом, а не то, что сделалось результатом размышлений.

     В одних случаях говорят о религиозных, в других — об этнических, в третьих  — о кастовых или сословных  ценностях. Но во всех случаях они оказываются своего рода "мировоззренческой подпоркой", помогающей человеку найти ответы на самые сложные вопросы существования. Любая ценность поэтому совершенно безгранична и должна восприниматься или осмысливаться особым способом — как писал об этом М. Бахтин — "в категориях не-бытия, в категориях цели и смысла" (4). В этом, собственно говоря, и заключается главная причина устойчивого и долговременного воспроизводства ценностей (в том числе и в превращенных формах) в общественном и индивидуальном сознании. Один из примеров такой долговременности — сакральное восприятие марксизма в России после Октябрьской революции 1917 г ., ставшее результатом насильственного искоренения из общественной жизни религии и церкви. Вместо ожидаемого замещения религиозных ценностей рациональными, "научно-атеистическими" произошла подмена одной религии (православия) другой (коммунизмом).

     Поскольку социокультурные факторы трансформируются в человеческом сознании в определенные ценности, то совершенно очевидной  оказывается тесная корреляция между  политикой и культурой. Эта корреляция сделалась предметом отдельных  политологических исследований относительно недавно (50—60-е гг. нашего столетия), с приходом в мировую науку  таких признанных ныне ученых, как  Г. Алмонд, С. Верба, Г. Пауэлл, Л. Пай. Их разработки прочно закрепили в арсенале политической науки понятие "политическая культура", означающее чаще всего превалирующие в общественном сознании политические ориентации, позиции, навыки и ценности. Это объемная и недостаточно разработанная в политологии проблематика. Не имея возможности останавливаться на ней подробно, отметим лишь, что было бы чрезвычайно важно внимательно проанализировать, в частности, взаимосвязи между характером политической власти и различными носителями культурной традиции в обществе — языком, обычаями, верованиями, мифами и обрядами, официальным и народным искусством. Несомненно, в дальнейшем прояснении нуждается и сам термин "культура", чрезвычайно емкий, многозначный и потому не всегда вполне операциональный.

     Таким образом, социально-экономическая и  социокультурная среда оказываются  взаимодополняющими, помогая осмыслить  особенности функционирования политического  режима, а значит, и саму его природу, более разносторонне. Эти факторы  являются как бы "фоновыми" в  политическом процессе, но они могут  и будут нами рассматриваться  в дальнейшем и как долгосрочные ресурсы режима, а потому без их учета анализ природы и перспектив его жизнеспособности не может быть полным. 
 

     17. Методологические основания для  построения теорий политического  процесса

     Характеристика  политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов  по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество. 
 
Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. 
 
В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.
 

     18. Индивидуальное сознание и политическая действительность

     Индивидуальное  сознание – это  совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

     ОБЩЕСТВЕННОЕ  СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний. 

     Политическое  сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

     Ценности  – характеристика индивидуального  сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами  можно сказать, что политические ценности – это усвоенные, приспособленные  индивидом (под влиянием личного  интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые  представления. Эти представления  усваиваются личностью в процессе социализации и служат своего рода «фильтром», с помощью которого формируются  конкретные политические установки.

     Ценности  являются представлением человека об идеальном объекте или ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), в то время  как установки характеризуют  отношение людей преимущественно  к конкретным объектам. Данное разделение является, конечно, условным. Кроме  того, ценности оказывают значительное влияние на формирование конкретных политических установок, поэтому могут  рассматриваться как один из элементов  установок.

     Ключевую  роль во взаимоотношениях «внутреннего»  и «внешнего» поведения человека играет политическая установка: она  «предшествует действию, являясь  его начальным этапом, настроем на действие»

     Таким образом применительно к уровню политического под установками (attitudes) следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам.

     При этом важно отметить, что на формирование политической установки значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных  мотивационных потребностей, таких  как ощущения включенности в структуру  социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.

     Важной  функцией установки, помимо преобразования потребностей и мотивов в действия, является и оценочно-ориентационная функция: «она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние  объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной  потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка  приводит в действие психические  процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов  и действия». Другая существенная функция  установок состоит «в их способности  не только опредмечивать… возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов».

     19. Политические отношения  и системы взаимодействий  различных социальных  языков. Семиотический  анализ.

     В 80-е г.г. возникает центр семиотических исследований, связанный с анализом дискурсов. Он концентрируется вокруг Т. Ван Дейка. Исследователи центра начинают уделять внимание не только содержательным аспектам, но и технике анализа политического дискурса. С этого момента можно говорить о становлении самостоятельного методологического подхода анализа политических процессов.

     Для изучения политического дискурса представители  данного методологического направления  широко используют методы семиотического анализа (изучение дискурса-рамки), а  также риторики и литературоведения (анализ конкретного дискурса-произведения).

     Исследуя  дискурс-рамку (языки), ученые выделяют различные уровни организации политического  дискурса-рамки. В частности такими уровнями считаются словари, простой  язык, допускающий существование  одной точки зрения на явление  и общепринятого смысла, сложный  язык, допускающий существование  множества точек зрения и субъективных смыслов, а также миф.

     Одним из наиболее развитых направлений анализа  в рамках данного подхода является контекстный анализ политического  дискурса, а точнее его отдельных  составляющих. В результате такого контекстного анализа выявляются особенности  смыслов отдельных составляющих политического дискурса, формирующиеся  под воздействием внешних для  него факторов (социально-экономических, культурных и политических условий). При этом признается, что дискурс  не является простым отражением процессов, происходящих в других областях социального  мира, например, в экономике. Он объединяет смысловые элементы и практики всех сфер общественной жизни. Для объяснения процесса его конструирования используется концепция артикуляции. Соединяясь, разнородные элементы образуют новую  конструкцию, новые смыслы, новую  череду смыслов или дискурс. Напр., лейбористское правительство, пришедшее  к власти  в Англии в 50-х гг., выстроило свою программу, используя различные идеологические компоненты: государство всеобщего благосостояния, обещания всеобщей занятости, кейнсианская модель управления, национализация определенных индустрий, поддержка предпринимательства, холодная война. Эта стратегия была не просто выражением интересов определенных социальных слоев общества, ответом на изменения в экономике; она явилась результатом объединения различных политических, идеологических и экономических моделей, в результате чего был сконструирован новый дискурс.

     Обращение при анализе дискурса-произведения к достижениям риторики и литературоведения  предполагает, в первую очередь, использование  методов, связанных с анализом сюжета. Здесь существуют хорошо зарекомендовавшие  себя схемы и модели, которые позволяют  представить отдельные политические события и процессы (митинг, избирательный  процесс и т.п.) как дискурс  со своим сюжетом, смыслами и прочими  параметрами и спрогнозировать  его развитие. Большое внимание уделяется  исследованию альтернативных сюжетов  на основе одной исходной модели, а  также изучению сюжетов с открытыми  концами. Эта техника и технология позволяет получить хорошие результаты при анализе политического процесса как динамической характеристики политики. 

     20. Социокультурный  контекст российской  политической сферы

     Процессы  модернизации, происходящие в обществе, определили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские  идеи, которые существенно увеличивают  культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело  в культурный контекст большое количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает  индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.

     В настоящее время в обществе наблюдаются  тенденции и процессы, негативно  характеризующие современную социокультурную  ситуацию. Так:

     -  увеличивается разрыв между инновационным  потенциалом культуры и массовой  способностью его освоения и  использования в повседневной  социокультурной практике. Динамизм  общественной и культурной жизни  вызвал значительное усложнение  структуры и содержания отношений  людей друг с другом, с природным  и искусственным окружением, которое  выражается в уровне психической  и социальной напряженности, которым  сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного  окружения людей и не имеющими  пока эффективных средств решения,  являются: массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта;

Информация о работе Политическая самоидентификация