Партии в политической системе: становление, сущность, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества. Ввиду многоплановости данной задачи, я попытался построить исследование отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий.

Содержание работы

Введение.

1. Формирование политических партий.

а) Понятие, основные признаки и структура политических партий.

б) Происхождение партий и процесс их становления.

2. Партии в политической системе общества.

а) Функции политических партий.

б) Типология политических партий.

в) Типология партийных систем.

3. Источники и способы финансирования партий.

4. Особенности политических партий сегодняшней России.
а) Становление многопартийности в России.

б) Современные политические партии и парламентские выборы 1999 года.

Заключение.

Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

политолог курс.docx

— 93.71 Кб (Скачать файл)

    Рейтинг "Единства", по данным ВЦИОМ13, начав движение с непроходного уровня в 4% в конце октября, повышался медленно.  Даже за несколько дней до выборов большинство экспертов прогнозировало для него не более 9-11%, и лишь немногие, заметившие рывок "Медведя" на самом финише избирательной кампании, предрекали 16-19% 14. Результат, однако, превзошел самые смелые ожидания: "Медведь" получил в полтора раза больше голосов, чем все четыре объединения квазицентра в 1995 г. Сенсационная победа образовалась вроде бы на пустом месте. "Единство" не имело ни сколько-нибудь внятной программы, ни заслуг, которые можно было бы предъявить обществу, ни лидеров, испытанных на ниве публичной политики, ни партийных оргструктур, ни волонтеров-активистов. Конечно, для достижения такого результата были мобилизованы колоссальные административные, материально-финансовые и информационные ресурсы. Но это само по себе не может объяснить результат такого масштаба за столь короткое время, если только не была произведена грандиозная по величие и филигранная по скрытности подтасовка. Новообразование попало в струю социально-психологического сдвига: обществу по порядку было преподнесено если не само чудо возрождения державной воли, то его уверенное ожидание. И уверенность эта была удачно персонифицирована в лице стоявшего за кадром думских выборов В. Путина, и в лице номинального лидера коалиции С. Шойгу, который не имел никаких политических заслуг, но про которого достоверно известно было, что он человек дела, не болтун, не вор и не коррупционер.

    В основе размежевания между кремлевской  и московской группировками финансово-административной олигархии лежали не социально-экономические  и даже не столько политические различия, сколько противоречия клановые и  личностные, выведенные на верхний  политический уровень. Антагонизм, предельный накал борьбы между ними определил  главный сценарий всей предвыборной кампании. Основные удары наносились не по КПРФ, как в 1995 г., а по "социально  близким" соперникам. Но, как и  тогда, на стратегию основных участников борьбы решающий отпечаток накладывало  приближение президентской кампании. В 1995 г. надо было предельно ослабить шансы коммунистического кандидата, который тогда казался серьезным претендентом на президентский пост. В преддверии президентских выборов 2000 г. эта опасность уже не представлялась серьезной. Лидеры ОВР рассчитывали привлечь избирателей, поставив в центр своей кампании жесткую критику непопулярных кремлевских политиков и магнатов. Кремлевская же группировка опасалась, что на президентских выборах главным соперником ее выдвиженца станет не коммунист, а заявивший свои претензии Е. Примаков. Политический конфликт окрашивался столкновениями по поводу раздела и передела собственности между номенклатурно-финансовыми кланами, принадлежащими к разным группировкам. В этом конфликте центр, как это почти всегда бывает, оказался сильнее. Он обладал такой свободой маневра в проведении энергичной избирательной кампании, какой не было у конкурентов. Его кампания была неплохо сориентирована в пространстве и во времени (выбор такого момента для своих акций, когда вчера было рано, а завтра будет поздно). Он искусно дистанцировался от президента, когда это обещало выигрыш, и не менее искусно использовал всю инфраструктуру, которой располагали президент и его администрация. В его распоряжении были не только каналы государственных телерадиокомпаний, программы которых имеют самую широкую аудиторию, но и федеральные финансовые ресурсы, использовавшийся на непосредственное ведение кампании и на поддержку "верных" регионов, переманивание местных элит и т. п. 

    Впрочем, итоговый результат ОВР на выборах  оказался разочаровывающим лишь потому, что сильно разошелся с первоначальными  рейтингами и ожиданиями. За этот блок было подано голосов больше, чем  за НДР в 1995 г., почти столько же, сколько за "Выбор России" в 1993 г. В целом же партии квазицентра  получили почти 40% голосов - такого никогда  еще не было ранее.

    Одно  из самых примечательных явлений  прошедшей избирательной кампании было завершение процесса трансформации ЛДПР. В отличие от КПРФ - ЛДПР (точнее, ее лидер) использует,  настроения, бессознательные эмоции, а подчас и просто тягу к яркой зрелищности, политической клоунаде. До недавнего времени ЛДПР принадлежала монополия в секторе некоммунистических, отчасти антикоммунистических националистов-державников. В начале 90-х годов В. Жириновский был выведен на политическую арену потайными силами для аккумуляции протестных настроений. Однако он  вырвался из-под контроля и вообразил себя по итогам парламентских выборов 1993 г., которые вывели его партию на первое место, да еще с заметным отрывом от остальных, чуть ли не главной фигурой на шахматной доске российской политики. Однако после ошеломительного успеха в 1993 г. В. Жириновский на каждых следующих выборах терял половину своих избирателей и с ловкостью фокусника менял русло своей демагогии, заостряя ее то против КПРФ, то против демократов, то против тех или иных высокопоставленных чиновников. В то же время он умело компенсировал свои электоральные неудачи политическим бартером, средством обмена в котором являются голоса послушной ему думской фракции ЛДПР.

    ЛДПР, вопреки первоначальным прогнозам  и оценкам, на выборах 1999 г. сумела преодолеть 5%-ный барьер не только потому, что  она, и в первую очередь ее лидер, умеет приспосабливаться и артистически потрафлять вкусам самой «невзыскательной»  части избирателей (которые присутствуют в некотором количестве в любой  стране), но и потому, что на деле в ряде критических голосований  доказала свою полезность существующей власти. Поэтому она и получила в свое распоряжение   финансовые ресурсы и административную поддержку. Кроме того, следует по достоинству  оценить способность ее актива к  самоорганизации на местах, к проведению массовой политической работы с использованием шумовых эффектов. Несмотря на сократившуюся  полезность этой партии для власти, она в ближайшей перспективе, вероятно, еще не распадется и не исчезнет. Знаменательно, что более  высоких показателей, чем в среднем  по стране, ей удалось достичь в  армии и в экономически зависимых  восточных регионах.

    Но  значительно важнее политический траектории ЛДПР перемены, связанные с усилением национал-державнических настроений в политическом классе. Самостоятельный сектор некоммунистических националистов-державников постепенно вытесняется.  С политической сцены сходят Российский общенародный союз С. Бабурина, Конгресс русских общин Д. Рогозина, отпочковавшееся от КПРФ "Духовное наследие".

    Существенные  сдвиги произошли также и в  демократическом секторе. Выборы 1995 г. нанесли демократам существенный урон. Ушли примерно 10% избирателей, которые в 1993 г. голосовали за "Выбор России", ценя в нем не столько демократическое начало и происхождение, сколько прикосновенность к власти.  В 1999 г., как и в 1995 г., демократические партии получили свои 15%. На большее, видимо, трудно было рассчитывать в стране, которая все еще находится в переходном периоде. Демократы несут ответственность не только за свои и чужие просчеты и ошибки, но и за объективный ход вещей, который не мог быть простым и легким для народа, за несбывшиеся ожидания. Но внутри демократического сектора произошло неожиданное перераспределение сил. Один из самых больших сюрпризов избирательной кампании - успех Союза правых сил, который не только преодолел 5%-ный барьер (в чем были уверены далеко не все прогнозисты), но и выдвинулся на четвертое место. Среди слагаемых успеха СПС обычно называют четкую и изобретательную организацию избирательной кампании и поддержку со стороны власти. СПС сумел объединить силы - создать один, хотя и не очень прочно сплоченный блок. Его молодые лидеры вселили в своих избирателей веру в то, что их голоса не будут брошены, как в 1995 г., в общий котел перераспределения. Часть электората СПС отобрал у "Яблока", особенно в столицах и среди молодежи. По данным ВЦИОМ15, возрастной контингент от 18 до 24 лет в электорате СПС составил 25,4%, у "Яблока" - только 11,6%.

    Партия  "Яблоко" получило меньше голосов почти на целый процентный пункт по сравнению с 1995 г., потеряв свыше 900 тыс. избирателей, в том числе 300 тыс. (почти половину) в Москве и 190 тыс. (более половины) в С.-Петербурге, своих главных оплотах16. Рейтинги партии, в начале кампании стоявшие на уровне 12-15%, постепенно снижались и резко покатились вниз  в ее конце, несмотря на привлечение С. Степашина17.

    Таким образом в итоге выборов 1999 года  в России получилась Государственная  дума, заметно отличающуюся политически  и, по всей видимости, профессионально  от своих предшественниц. Самую большую  фракцию вновь создали коммунисты. Кроме того, делегировав часть депутатов к аграриям, они подавили актив АПР, присоединившейся к партиям власти, и организовали одну (правда, одну, а не две, как в предыдущей Государственной Думе) сателлитную группу. Однако результат коммунистов оказался далек от их ожиданий. Сейчас в Государственной Думе заметна явная тенденция создания антикоммунистического большинства.  От партии власти можно было ожидать шагов, направленных на консолидацию политических сил, провозгласивших на выборах ориентацию на продолжение реформ. Однако прокремлевская фракция "Единства" повела иную, более сложную игру. Было принято решение объединиться с партией ОВР для раздела парламентских постов. При образовании новой думской структуры стало ясно, что созданный новый блок «Единая Россия» принесет партиям, получившим меньшинство на выборах тактический успех. Акция эта преследовала   далеко идущие цели, главной из которых была цель  показать, кто в Государственной Думе хозяин.  В результате сложившаяся расстановка сил явилась воплощением классической формулы бонапартизма, когда властная группировка сохраняет господство, балансируя на противостоянии двух крайних сил. Как и следовало ожидать, ОВР продемонстрировал капитуляцию, в СПС наметился раскол, а над партией "Яблоком" в очередной раз нависла угроза политической изоляции. В итоге Государственная Дума сегодня, как институт народного представительства, фактически утратила самостоятельную роль. Однако хуже или лучше такая конструкция для государственного строительства, законодательного процесса, прохождения конституционных поправок, для сохранения демократических свобод, нежели это было при резко оппозиционной Думе - покажет время.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

    В своей курсовой работе я попытался  показать феномен политических партий, рассматривая его в некоторых  основных аспектах. Проследил исторический процесс постепенного роста и  превращения партий из  мелких  общественных  групп, имеющих влияние  внутри своего класса,   в более  крупные объединения,  которые  оказались способны   результативно  бороться за власть и при, удачном  исходе этой борьбы,  успешно осуществлять управленческие функции.

    Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

    На  мой взгляд, партии всегда должны побуждать  к движению вперед.  Всем им необходимо хорошо определять и разграничивать интересы той или иной социальной группы, которую они представляют. Кроме того, партии обязаны четко  видеть формы и методы движения к  осуществлению этих интересов, так  как в противном случае их деятельность окажется чисто декларативной и  не принесет должных результатов.

    Политическим  партиям необходимо постоянное обновление. Они должны быть привлекательными для  молодежи и представителей новых  профессий, воспитывать кадры, которые  хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие  решения. Только активные действия партий, выражающие и защищающие требования сторонников, позволят им в конечном итоге расширять свою социальную базу.

    Так же я хотел бы подчеркнуть и  то обстоятельство, что политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность их является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем зрелее и прочнее будет гражданское общество.

Список  использованной литературы

 
  1. Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. Политические партии и  движения России. - Л., Пресс Лтд., 1996.
  2. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
  3. Бутенко А.П. Советская многопартийность: проблемы формирования. - М., 1991.
  4. Вьюницкий В. Со второй попытки. Многопартийность в России после выборов 1993 г.//Диалог, 1994. № 1.
  5. Гаджиев К.С.,  Введение в политическую науку. – М., Логос, 1999 г.
  6. Головин Ю.А., Ковшиков М.Ф., Янкевич П.Ф и др. Социально-философские учения по проблемам государственного устройства. История и современность. Книга 2. Политология – Ярославль, Ремдер, 2002.
  7. Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. - М., Инст. пед. Систем, 1995.
  8. Ильин М.В., Слова и смыслы: Опыт описания. Ключ: политические партии. – М., РОССПЭН, 1997.
  9. Кочетков А.П. Политические партии и гражданское общество. - М., Посткриптум, 1998. 
  10. Краснов К.К., Кривогуз И.М., Неминущин В.П. Основы науки о политике. - М., 1993. Ч. 1.
  11. Краснова В. Н. Россия: партии, выборы, власть. -  М., 1996 .
  12. Ленин В.И. Опыт классификации политических русских партий // Полн. собр. соч. т. 14.
  13. Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч., т 21.
  14. Макфол М. Осмысление парламентских выборов 1993 г. в России // Полис, 1994. № 5.
  15. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. - М., Посткриптум, 1999.
  16. Панарин А. С. Россия в цивилизованном процессе.- М., 1995.
  17. Политологический словарь (под ред. Миголатьева А.А.),- М.,1994.
  18. Политологический словарь (под ред. Халипова В.Ф.), - М., 1995.
  19. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9.
  20. Рябов В. В. Политология на Российском фоне. - М., Луч, 1993.
  21. Сморгунов Л.В. Семенов А.П. Политология. - М., 1994.
  22. Тимошенко В.И. Российская многопартийность сегодня // Социально-политический журнал. 1994. № 1.
  23. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. - М., 1992. Ч. 3.
  24. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада // Полис. 1991. № 2.
  25. Эллис Э. Политические партии и возобновление истории // Полис.1994. № 2.

Информация о работе Партии в политической системе: становление, сущность, современное состояние