Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы изучить утопия как форма социального проектирования. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить феномен утопии
2. Рассмотреть социально-методологический потенциал утопии
3. Проанализировать понятие утопии в работах Т. Компанелла
4. Проанализировать понятие утопии в работах Т. Мора
Введение 2
Глава 1. Утопия – как модель желаемого общества 4
1.1 Феномен утопии 4
1.2 Социально-методологический потенциал утопии 14
Глава 2. Утопия как проект Т. Компанелла и Т. Мора 27
2.1 Понятие утопии в трудах Т. Компанелла 27
2.2 Понятие утопии в трудах Томаса Мора 32
Заключение 37
Список литературы 39
Содержание
Введение
На протяжении большей части XX в. общественное развитие, в том числе в нашей стране, характеризуется стремительными и масштабными изменениями, зачастую протекающими в форме глубоких кризисов - экономических, политических, социальной и национальной идентичности, - и ожесточенных конфликтов - межгрупповых, межгосударственных, межэтнических. Такой характер общественного развития требует от социальной теории не только выявлять в каждый исторический момент основные тенденции общественного развития, объяснять их причины и направленность, но, одновременно, требует саморефлексии теории, выявления укорененности теоретических понятий в конкретной исторической ситуации и пересмотра их с изменением социально-исторических условий. Развитие социальной теории предполагает в современную эпоху критическое рассмотрение и социальных процессов, и концептуальных оснований самой теории. Социальная критика как один из вариантов освоения социальной действительности заслуживает особого внимания, особенно в контексте современной гуманитарной ситуации, когда переход от модерна к постмодерну еще не завершен ни в теории, ни в социально-политической практике.
Помимо этого одной из важнейших задач социальной теории является рассмотрение альтернативных вариантов развития действительности. Выявление этих вариантов, их рассмотрение, критика или, наоборот, выяснение связи с реальностью и обоснование их прогностической ценности позволяют постоянно соотносить возможное и наличное, критически осмысливать происходящее и произошедшее. Именно в этом состоит функция утопии как социально-психологического феномена.
Научная необходимость анализа соотношения социальной критики и утопии определяется тем, что уточнение и определение места утопии в современной социальной критике позволит более четко определить, в чем социальное значение утопии, какова роль социальной критики, каковы ее критерии и формы. Анализ методологии и теоретической эволюции, как утопии, так и социальной критики позволит выявить взаимное влияние и взаимодополнения этих двух социально-теоретических феноменов, а также позволит определить их роль в современном социальном процессе.
В мировой философской литературе существует множество работ, рассматривающих феномен утопии. Также много работ, посвященных отдельным критическим концепциям. Есть работы, посвященные критике как теоретическому феномену. К сожалению, практически отсутствуют работы, посвященные методологическим основаниям социальной критики, ее связям с феноменом утопии.
В соответствии с предметом работы, рассматривающие современную социальную критику можно подразделить на три группы: 1) посвященные Франкфуртской школе как наиболее институционально оформленному направлению социальной критики, 2) рассматривающие социальную критику в разработке отдельных ее авторов, 3) рассматривающие социальную критику в сопоставлении различных авторов.
Цель данной работы изучить утопия как форма социального проектирования. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить феномен утопии
2. Рассмотреть социально-методологический потенциал утопии
3. Проанализировать понятие утопии в работах Т. Компанелла
4. Проанализировать понятие утопии в работах Т. Мора
Глава 1. Утопия – как модель желаемого общества
1.1 Феномен утопии
В результате изначально двойственного смысла, заложенного в это понятие Т.Мором, до сих пор трудно дать однозначное определение термину утопия в связи с его изменчивостью и многоплановостью. Между тем, вопрос о сущности утопии так и остается нерешенным, а ее дефиниция – не сформулированной. Этот факт можно объяснить тем, что исследователи пытались одним термином обозначить два внешне схожих, но имеющих различную природу феномена: утопию и утопизм. Как социальное явление, утопизм вытекает из несчастного сознания (Г.Гегель), когда недостижимый идеал становится реализуемой социальной задачей1.
Подробный анализ сущностных характеристик утопии и утопизма позволил дать следующие определения этих понятий:
Утопия в широком смысле - это нарратив, который на основе мысленного моделирования формирует определенным образом аксиологически ориентированное общественное сознание. Более узкое в смысловом значении понятие утопии может быть определено как проект совершенного государственного и общественного устройства, противоположного существующей действительности, созданный на основе ориентации на некий идеал и обосновывающий альтернативную социальную гипотезу.
Утопизм, как социальное явление, вытекает из несчастного сознания, двойственная сущность которого порождает стремление к недостижимой цели. При этом происходит замена идеала, который по его природе просто невозможно осуществить в реальной жизни, некой целью. Утопизм также предполагает наличие социального активизма, что порождает в процессе реализации некого проекта многообразные социальные деформации.
Рождение негативных утопий было тесно связано с исторической эволюцией утопии. Они также характеризуются понятиями антиутопия, какотопия, дистопия, контрдистопия, контр-предупреждение.
Можно отметить такие характерные черты этих произведений, как критика утопизма как явления и противопоставление ему описания некого антимира, где личность человека находится в пограничной ситуации. Эта ситуация проявляется в конфликте внешнего насилия со стороны общества и внутренней природы самого человека. Становление информационного общества, а также кризис идеи исторического прогресса привели к тому, что авторы произведений, созданных в жанре антиутопии, отрицают уже непосредственно саму идею создания совершенного общества.
В настоящее время исследователи ставят перед собой задачу изучения типоморфологии утопии, то есть тех ее разновидностей (форм, типов, видов), которые можно положить в основание членения утопического массива.
Принципом, положенным автором в основу членения имеющегося утопического массива, является степень соотношения воплощенного в утопии идеала с различными сторонами общественной жизни. В результате чего, утопии подразделяются на эскапические (утопия-идеал) и героические (утопия-проект).
Необходимо различать черты, присущие сознанию автора утопии и утописту-практику. Отличительными чертами сознания создателя утопии являются критика существующей реальности, противопоставление ей некого умозрительно созданного идеала совершенного общества, трансцендентность и вневременной характер.
Сознание утописта-практика движется от критики реальности, через целеполагание к проективности - попытке реализации намеченной цели.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных анализу утопической концепции, высказанной Платоном в его трудах Государство и Законы, отнесение творчества Платона к утопическому творчеству является весьма спорным. Данное утверждение основано на суждении об использовании авторами исследований феномена утопии теории утопической инженерии Платона, изложенной К.Поппером. В процессе дальнейшего развития социально-политических теорий сами авторы, также как и толкователи их произведений, практически всегда отмечали оказанное на них значительное влияние платоновских идей о государстве.
Христианство разделило мироздание на две автономные сферы - земную и небесную. Произошла переоценка ценностей, изменившая взгляд на место и поведение человека в мире. В научной литературе отмечено существование ряда социально-философских идей представителей, как официальной линии христианского мировоззрения, так и социально-религиозных и еретических движении средневековья, озабоченных поиском идеального плана бытия.
В XIV-XVI веках меняется парадигма взглядов на человека. Теперь признается его ценность как личности, право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
Принципы равенства, справедливости, человечности становятся желаемой нормой в отношениях между людьми.
Именно в это время появляется знаменитая Утопия (1516) Т.Мора. Она стала первым классическим произведением утопического жанра. Унаследовав от предшествующих социально-политических работ важные принципы осмысления социальной действительности, такие, как дихотомия двух миров, построение совершенного государства на принципах разума, определяющую роль теоретического знания в устроении мира, Мор создал новый жанр - литературную утопию2.
В первой половине XVII века, когда бурно развивается наука, а в политической сфере приобретает вес реальная политика (realpolitik), снова происходят перемены в сознании людей, характеризующиеся мнением, что цель может быть выше способов ее достижения. В этот период появляются Город Солнца (1623) Т.Кампанеллы, Новая Атлантида (1627) Ф.Бэкона и ряд работ схожей проблематики. В утопиях Возрождения и Нового времени начинают появляться новые аспекты, намеченные еще в Утопии Т.Мора - это попытка создания программы прогрессивных преобразований. Новое время характеризуется стремлением утопической мысли осуществить переход от объяснения несовершенства мира к его переустройству. Этот шаг был решительно сделан представителями французского Просвещения и деятелями Великой французской революции. Таким образом, с середины XVII века начинается отступление от классического типа утопии, которое характеризуется намерением авторов утопий реализовать свою мечту о совершенном обществе в реальном мире, а также перенесением идеала в определенную точку пространственно-временного континуума, максимально приближенную к реальности. Утопия превращается в утопизм.
XIX век в истории утопии связан с расцветом утопического эксперимента. Широко известны утопические коммуны, созданные Э.Кабэ, Р.Оуэном, Ш.Фурье.
В XX веке происходит изменение тематики и направленности утопических произведений, переосмысление целей утопистов. Идеал спокойного счастья интенсивно размывается модернизацией экономики и образа жизни.
Это порождает, с одной стороны, динамическую индивидуальность, умеющую жертвовать настоящим ради будущего, а с другой, - разные типы маргинальных личностей, обладающих собственными идеалами и мечтами. Местом действия утопии становится не уютный остров, а человеческая цивилизация со всеми ее проблемами. Страх потерять личность вместе с жаждой самоутверждения изменяют, предмет утопической мысли. В этот период окончательно оформляется неклассическая утопия, которую стали понимать как специфический тип оценки, прогнозирования тех или иных тенденций общественного развития.
Официально временем рождения русской утопии называют XVIII век. Близкая по духу к народным мотивам и воспитанная на европейской традиции, она оформлялась либо как путешествие в далекую страну (Путешествие в землю Офирскую (1784) М.М.Щербатова), либо как сон героя. Начиная с XIX века, русские утопии в большинстве своем носят просветительский характер и не только пропагандируют идею широкого распространения науки и техники в будущем обществе, но и затрагивают нравственные проблемы. Наряду с ними встречаются произведения развлекательного характера, созданные с использованием различных фантастических сюжетов на западный манер.
Анализируя послереволюционное развитие утопии в России, ее официальная линия получила функции обучения и воспитания населения, а произведения авторов, не относящихся к направлению соцреализма (М.Булгаков, А.Платонов, Е.Замятин и др.), замалчивались и оставались на полках спецхрана.
Творчество И.Ефремова стало своеобразным переходным звеном между двумя традициями социальной философии XX века, в русле которых в СССР развивались утопия и антиутопия. В 60-х гг. появилось большое количество новых авторов, изменились и сюжеты их произведений. Хотя главное внимание по-прежнему уделялось достижениям в области научно-технического прогресса, герои произведений получили лица и характеры.
Технические достижения не только радовали и восхищали, но и тревожили, смущали и пугали. Писатели ставят вопрос не только о достижениях науки, но и о мерах по ее обузданию.
В 80-е годы XX века возникают из небытия произведения, отторгнутые социалистическим реализмом, созданные в рамках негативной утопии и антиутопии, они поднимают проблему поиска идеала и попытки воплощения его в жизнь. В этот же период укрепляет свои позиции футурология. Люди по всему миру, заботящиеся о будущем человечества, взывают к его мудрости и ищут возможность спасения от надвигающейся катастрофы в переходе на качественно иной уровень развития цивилизации, способный преодолеть трудности, связанные с глобальными проблемами современности3.
Подводя итог анализу развития утопической традиции на Западе и в России, русская утопия, перенявшая ряд характерных черт западной утопической традиции, обладает рядом собственных особенных качеств. Если преобладающей темой западной утопии был поиск путей рационального переустройства общества на основе принципов Разума, то для русской утопической традиции стало характерным желание переустроить общество на основе христианских добродетелей.
Утопия в России вплоть до начала XX века тесно взаимодействовала с православием, старалась удержать равновесие божественного и человеческого начал, тесно связанных с персонализмом русской философии.
Предпринятый анализ показал, что понятие идеал может означать:
Наилучшее состояние, которое можно себе представить, являющееся абсолютно совершенным.
Наилучшее из возможных в нашем мире состояний.
Второе значение понятия часто отождествляют с человеческим благом или конечной целью, к которой должно стремиться в своем развитии общество.
Природа идеала внутренне противоречива. С одной стороны, он находится в определенном разладе с действительностью, а с другой, - сама действительность вызывает идеал к жизни и формирует его конкретный образ. Эта двойственность в понимании идеала проявилась и в интерпретации особенностей утопического идеала, присутствующих в научных исследованиях. Е.Л.Черткова проводит разграничение между понятиями цель и идеал. В содержании понятия цель она выделяет три составляющие:
Информация о работе Утопия как проект Т. Компанелла и Т. Мора