Стоицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, с годами всё быстрее уходит в прошлое традиция следовать советам мудрецов. Время не стоит на месте, и нам кажется, что наше общество и насущные проблемы не имеют ничего общего с обществом и взглядами античности, ибо всему свойственно изменяться…Глубоко ошибочное мнение.
Да, изменения не проходят мимо, и поскольку философия тесно связана с развитием эпохи, то она так же склонна к некоторым переменам. Однако, несмотря на то, что перемены сии могут носить глубинный, кардинальный характер, основа основ, пришедшая из античного времени, изменяется крайне неохотно

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Физика 

Физика раскрывает картину мира по существу и подходит близко к «сверхзадаче» учения: продемонстрировать разумность и целесообразность мироздания. Основной предмет Физики – проявление законов логоса в мире вещей и явлений.

Следует отметить узловые проблемы Физики:

- первоосновы (начала, элементы) космоса;

- космогенез и космология;

- уровни организации сущего;

- разумная природа;

- промысл;

- теология.

   Кроме того, прежде чем приступить к изложению Физики Стои, необходимо раскрыть важный вопрос о «категориях».

   «Категории» - наиболее общие понятия, призванные характеризовать то, что так или иначе существует. Обычно перечисляются 4 категории: 1) субстрат, 2) качество, 3) состояние, определенное «изнутри», 3) состояние в отношении (определенное «внутри»).

   Ряд категорий выстраивается так, что каждая последующая раскрывается предыдущей. Наиболее наглядно четыре категории применяются в отношении телесного, то есть того, что обладает способностью действовать и испытывать воздействие. 1-я категория обозначает «субстанцию» как «субстрат», 2-я – качество – родовое или индивидуальное, т. е. существенное свойство вещи или класса вещей, то, что делает их ими самими в отличие от других. Лексически выражается именами собственными, родовыми понятиям и прилагательными. 3-я и особенно 4-я категории характеризуют те свойства, которые приобретаются в силу реальных пространственно-временных и причинно-следственных условий (например, правое/левое, отец/сын и т. п.).

   Нет  сомнений, что категории всё же  применялись для анализа бестелесного (качества которого тоже бестелесны). Об этом свидетельствуют попытки  описать бесконечную делимость  пустоты, пространства и времени. 

 Можно заметить, что категории 1 - 2 способны выражать лишь абстрактные, а потому вспомогательные конструкции; категории же 3 - 4 характеризуют как раз

реальные  наличные предметности (ситуации). Очевидно также, что наиболее универсальная - 3-я категория (4-ю можно считать ее разновидностью) обнимает собою две первых, что было отмечено еще в античное время. Отсюда напрашивается вывод, что Стоическое учение о бытие «регистрирует»  не «сущности» (в смысле абстрактных бытийных единиц), а наличные состояния, или явления.

   Физика в собственном смысле трактуется о телесном и бестелесном. Телесное, как было отмечено ранее, способно действовать и испытывать воздействие. Крайними пунктами телесного являются 2 начала: активное (тождественно принципу уму-логосу, или богу) и страдательное (бескачественный субстрат, вещество конкретного тела). Логос и субстрат всегда нераздельны, не представляют собой независимых и отдельно сущих причин, разделены могут быть лишь мысленно, и только в таком качестве бестелесны - как понятия или как своеобразные мыслительные конструкции, не имеющие никакого объекта в реальности. В стоическом космосе реально существует только одно, единое «начало»: огненный бог-логос и он же – космос. Здесь раскрывается специфика стоического «материализма». Очевидно, что для стоиков космос делим не по линии «материя/нематерия», а  по линии «в большей/меньшей мере активно / пассивно». Смысл разделения начал несет двойную нагрузку. Прежде всего он задан вероятностью познаваемости мира. Человек может либо стать автономным, уподобившись деятельному логосу, либо остаться пассивным и определенным извне.

   На уровне «начал» творческий принцип, или бог-логос, отождествляется с «творческим огнем»  -  это есть технический термин стоической физики; в теологическом плане - с Зевсом. Творческий момент сущего и есть, собственно, его «природа», то, что в себе самом несет начало порождения и развития. Отсюда возникает определение «природы: «творческий огонь, идущий по пути к порождению» с добавлением «деятельно движущийся сам собою». Зенон и Клеанф отождествляли «творческий огонь» с пневмой, «теплым дыханием», состоящим из огня и воздуха. Пневма - не вполне воздух

и не вполне огонь, но нечто третье, огненный эфир. Легче всего представить ее как вездесущую «космическую плазму».

  Тончайшая огненная «субстанция» - источник и причина всякого порождения, она пронизывает весь космос, как мед - соты. Oтсюда определение «природы» как самодвижной пневмы и бога как «огненной пневмы. Таким образом, «бог», «логос-разум», «природа» и «пневма» - понятия, определяемые через друг друга. Эта конструкция выдает явное влияние Аристотеля, в особенности в

понятии «природы». Единство космоса и существование любой телесной

структуры возможно только благодаря разлитому повсюду «напряжению» пневмы. Тонос, собственно, есть «напор огня» своеобразное давление, обеспечивающее постоянную активность пневмы, а тем самым - индивидуальное существование вещей, их «качество» в отличие от других.

   Различие качеств зависит от степени «напряжения» пневмы. 4 известных нам категории описывают различные характеристики состояний пневмы. Главная функция пневмы, помимо породительной, - поддержание единства космоса. Пневма – движущая сила вещества, и в этом смысле она есть всеобщая связь.

   Следовательно, в стоическом космосе основной структурной константой является тонкость и степень напряжения пневмы,  но не дуализм формы и субстрата. Каждое тело и весь космос - это своеобразное «динамическое» единство. «Породительная» роль пневмы раскрывается в следующих понятиях. Пневма есть душа космоса, который мыслится как живое существо. Поэтому процесс возникновения всего в космосе происходит по образцу биологического порождения. Как бог и душа космоса, пневма есть средоточие породительных потенций - «семя». Само порождение осуществляется при помощи так называемых «семенных логосов» - своеобразных сгустков «творческого огня».

   «Сперматический логос» -  есть первичная «пневматическая» структура. В этом понятии раскрывается способ существования пневмы, ее сцособность к самоструктурированию (самосгущению и саморазрежению), ее существование

в виде «творческого огня». Именно поэтому бог именуется  «сперматическим логосом» всего  космоса или «творческим огнем», заключающим в себе все «сперматические  логосы». Итак, пневма в ее «связующей»  и «породительной» функции есть первичное выражение фундаментальнейшего закона мироздания, закона причинной связи: через «творческий огонь» и его логосы все происходит согласно судьбе. Это важнейшее заключение стоической физики.

   Всё выше сказанное далее можно объединить и в более краткой форме рассмотреть космогенез стоиков.

   Мир глазами стоика-физика в общих чертах выглядит следующим образом. Возникновение космоса является следствием сочетания двух процессов – сгущения и разрежении первоматерии. Именно так формируются четыре стихии: оroнь, воздух, вода и земля. Воздух и оroнь как активныe связующие элементы

действуют совместно, образуя своеобразную смесь - воздухооroнь или пневму. Божество активно участвует  в этом процессе, превращая часть  своей субстанции в воду и воздух. Это и доказывает ero присутствие в мире. Все происходит при участии «сперматическоro Лоroca» , блаroдаря которому часть воды превращается в землю и воздух. Вот этот-то воздух, разрежаясь и воспламеняясь, превращается в нечто качественно новое - в особый элемент, который тоже называется огнем. Так происходит «сотворение» тела самого Мира. Бог, творя Мир, находится в нем и продолжает существовать там же в качестве пневмы. Мировая душа - это rocподствующая часть божества, подобно rocподствующей части души в теле, занимает особое мecro в Мире - ero центр.· Нет дуализма между мировой душой и телом, между богoм и материальным миром. Зевс поглощает этот мир, как бы растворяет в себе. Время стирает их противоположность: ведь, хотя мир и имеет начало и конец - именно время создает eгo и время уводит в небытие, но время же возрождает eгo вновь и потому дает ему вечную жизнь. Так сомкнулись физика и теология. Именно такая позиция позволила стоикам поднять вопрос о божестве, как об абстракции. В центре этой концепции образ огня, в телесности которого сомневаться невозможно. Oгoнь является и субстратом, и символом бесконечного процесса обновления мира. «Oгoнь - причина тогo, что все находится в постоянном взаимодействии»12, - говорил Марк Аврелий, выражая традиционные взгляды стоиков.

   Рассуждения  о причине существования взаимодействий, разнообразия качеств и о возможности  бесконечного деления мельчайших  частиц помогли стоикам приблизиться  к пониманию сложнейших проблем  пространства и времени. 
 
 
 

2.4 Этика 

   Этика - кульминация учения Стои, та ее цель, на которую «работают» и логика, и физика. Эта часть разрабатывалась самым тщательным образом.        Оригинальность стоической этики вне сомнений, хотя в ней отчетливо заметны соприкосновения с платонической и кинической этикой и терминологические заимствования (в основном у Аристотеля).

   В делении этики существует много неясностей и споров. Нормативным следует считать деление Диогена Лаэртияавтора единственной сохранившейся биографической истории греческой философии, близкой к жанру «преемств», - на 9 частей:

1) о влечении (импульсе),

2) о благе и зле, 

3) о страстях,

4) о добродетели, 

5) о цели,

6) о первичной склонности,

7) о поступках, 

8) о надлежащем,

9) о полезном и  вредном.

Существуют  также и другие деления этики, но они менее наглядны и во всех таких перечнях частей этики никак не отражено очевидное деление на два больших раздела – теоретическую и практическую этику. Однако при изучении стоической этики, следует уделить особое внимание её «природным» основам.

    Стоя была традиционна в признании «счастья» конечной целью субъекта, а «природы» - верным ориентиром на пути к нему. Счастье в её античной этике имело материальное определение. Основатель Стои Зенон точно уловил тенденции ориентироваться на «природу» абстрактного человеческого индивидуума и довел ее до логического завершения. «Природное» для Стои есть непосредственно-очевидный предел, граница индивидуального произвола и вообще человеческой способности в истолковании мира и в действиях.

   Задачу выведения принципов этики из «природы» решало учение о «первичной склонности». Общий смысл его состоит в обосновании целесообразности действий живой «природы». Считается, что это учение оформилось как школьная догма при Хрисиппе, но основы были замыслены еще Зеноном. Итак, основополагающей природной склонностью живого существа

(степень  его организации не имеет значения) является стремление к самосохранению. Безошибочность этого стремления гарантируется способностью контролировать свое состояние. У разумных существ к инстинкту присоединяется еще и сознание, которое определяется как ощущение и признание своего. Таким образом, «первичная склонность» есть непосредственное «узнавание» живым существом того, что ему полезно, и усвоение полезного; все вредное же отторгается. Цель природы - сохранить достигнутый уровень организации (самосохранение). У животных и детей это происходит на уровне бессознательного влечения, у существ с развитым разумом оно может подкрепляться его (разума) указаниями.

Всё, что попадает в сферу «первичной склонности», называется «первичным по природе». Удовольствие не является природной целью живого существа и есть лишь следствие удовлетворения «первичной склонности».

    Смысл введенного Зеноном учения - четко отделить «первичные» цели живого существа от целей разумного существа и тем заложить основы теории ценностей. У человека уже на уровне «первичной склонности» начинают формироваться «предварительные представления» о природном как благом и полезном; разум затем превращает их в сознательный выбор целей. «Первичное по природе» переходит в разряд «ценности», и сфера чистой нравственности выделяется из первоначально широкой сферы естественного.

Основатели  Стои считали, что мораль строится не только на разумном эгоизме. Они полагали, что начальное преобладание эгоизма есть лишь вынужденная дань самосохранению, позволяющая природе затем полностью развить разумные задатки. Поэтому у всех живых существ «первичные влечения» обращены и на им подобных: к примеру, животные заботятся о своем потомстве.

   У людей природное расположение от прямого окружения (родители, близкие) переходит с развитием разума на все человечество. В полуосознанном чувстве родственности всех людей (как братьев по разумной природе) заложены основы природной справедливости и, в конечном счете, космополитический пафос Стои. Только в сообществе разумных существ начинается сфера нравственности и сфера права. Учение о «первичной склонности» представляет собою сгусток чрезвычайно важных смыслов, из которых затем разворачиваются учения о цели, о благе, обществе и государстве.

   Оно призвано было ответить на вопрос, почему мы как живые существа стремимся к «природным» вещам и состояниям, а как существа разумные - к тому, что отвечает разумной «природе». По моему мнению, эта теория безупречно объясняет существо животного инстинкта, но дальше «работает» значительно хуже, ибо понятие «природа», которым она оперирует, становится слишком «многослойным»; различные смыслы начинают входить в противоречие друг с другом и создают особые затруднения в понимании Стоической этики.

Информация о работе Стоицизм