Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа
К сожалению, с годами всё быстрее уходит в прошлое традиция следовать советам мудрецов. Время не стоит на месте, и нам кажется, что наше общество и насущные проблемы не имеют ничего общего с обществом и взглядами античности, ибо всему свойственно изменяться…Глубоко ошибочное мнение.
Да, изменения не проходят мимо, и поскольку философия тесно связана с развитием эпохи, то она так же склонна к некоторым переменам. Однако, несмотря на то, что перемены сии могут носить глубинный, кардинальный характер, основа основ, пришедшая из античного времени, изменяется крайне неохотно
Введение
К сожалению, с годами всё быстрее уходит в прошлое традиция следовать советам мудрецов. Время не стоит на месте, и нам кажется, что наше общество и насущные проблемы не имеют ничего общего с обществом и взглядами античности, ибо всему свойственно изменяться…Глубоко ошибочное мнение.
Да, изменения не проходят мимо, и поскольку философия тесно связана с развитием эпохи, то она так же склонна к некоторым переменам. Однако, несмотря на то, что перемены сии могут носить глубинный, кардинальный характер, основа основ, пришедшая из античного времени, изменяется крайне неохотно. Именно поэтому, чтобы лучше понять тонкости бытия современного века, осознать своё место в несущемся потоке жизни, необходимо заглянуть в прошлое и попытаться найти в нём ответы на вопросы нашего времени, научиться следовать наставлениям великих, идеи которых сохраняют свою новизну и по сей день, стоит только вдуматься в их глубинный смысл…
Целью моей работы является знакомство с поистине замечательным явлением древности - Стоической философией и её учениями. Стоицизм стал объектом моего исследования не случайно! Как писал Столяров А. А.1 «…под ним я предлагаю понимать сложившийся на протяжении полутора тысяч лет своеобразный стиль <…> практических моральных наставлений. Этот стиль давно уже стал претендовать на статус самостоятельной практической «философии», широчайше применимой и годной для всякого человека во всякое время».2
Кроме того, Стоя – содержательнейшая из философских школ – «исключительный интерес к себе вызывает гениальной разработкой в себе вопросов логики и теории познания, оцененных современной наукой лишь сравнительно недавно».3
Как видно
из вышеприведенных убеждений,
философия Стоицизма обладает
некой «универсальностью» для
человека любого времени,
Глава
1. Возникновение школы.
Периодизация.
Стоицизм, как было сказано выше, имеет долгую историю. Он был основан Зеноном из Китиона4 за 300 лет до н.э. в Афинах. Название философской школы происходит от греч. Stoa Poikilē (Расписной Портик) – колоннады в Афинах. Здесь и собирались в поисках уединения Зенон и его ученики (Клеанф из Троады и Хрисипп из Солы), которых прозвали «стоиками».
Предпосылками к возникновению Стои стали изменения, происходившие в обществе в эпоху эллинизма, прежде всего в социально-экономической и политической сфере, которые сказались так же на духовной жизни граждан. Крестьяне, чьим трудом создавались богатства эллинистических монархий, стали подвергаться более суровой эксплуатации, чем та, которая существовала в греческом мире прежде. «Эллинизм - тот период (между 323 и 30 гг. до н. э.) в истории стран восточного Средиземноморья, когда на месте державы Александра Македонского (после eгo смерти) образовался ряд государств, строй которых определялся сочетанием элементов греческого полиса и восточных монархий…»5 Для этого времени был характерен небывалый расцвет торговли. Перемещение торговых сил привело к тому, что наряду с Египтом на первый план выступила Малая Азия, где место малых провинциальных занимают большие города, ставшие опорными пунктами эллинистической торговли. Выходцы из торговой среды чутко ощущали дух времени, и их представления соответствовали эпохе. Ведение крупного строительства, возникновение замыслов создания исполинских сооружений, создание отличающихся динамизмом изображений портретов мыслителей, цель которых подчеркнуть величие их мысли, страсть к коллекционированию произведений искусства и литературы, попытка религиозного единения (взамен множественности языческих верований) путем слияния местных культов – всё это относится к эллинизму. Вышеуказанные процессы и события не могли не повлиять на формирование мировоззрения стоиков. Многие из них были выходцами из Малой Азии, где с наибольшей силой проявились эти события. Самобытный характер стоической философии был определен многообразием культурных традиций народов. Вернемся к эксплуатации греческих крестьян, связанной с расцветом торговли. Подобные тенденции начали сказываться и в более позднее время, и стоицизм получил особую популярность в римскую эпоху. Здесь «чувство личной несвободы, все больше беспокоившее граждан империи в условиях рабовладельческих отношений, вызывалось утратой личной экономической независимости и смысла индивидуальной деятельности. При этом обострились социальное неравенство граждан и борьба между социальными группами населения».6
Школа Стои намеревалась предложить современному обществу то, что помогло бы ему обрести равновесие и стойкость, а именно: определение истины и добра. Философия стоицизма очень точно отражала мироощущение эпохи, умонастроение эллинистического человека, чувствующего свое одиночество в условиях разрушения древнегреческого полиса. Решающее значение приобретал поиск смысла жизни в новых общественных условиях.
Стоицизм, возникнув в трагический для древних греков период разрушения полиса, оказал значительное влияние на формирование идеологии христианства. Гимн моральному образу мыслей и поступков, провозглашенный Стоей, подготовил почву для возникновения христианской формулы дарования счастья всем людям, почитающим добродетель. Христианское учение заимствовало из Стоицизма ряд понятий и идей, например, идею телесности божества как духа особого типа. Благодаря христианству идеи стоиков проникли в философию Нового времени, в том числе и в русскую. Идеи стоиков о свободе, о всеобщем благе и ценности человеческой личности, стремящейся к единению с другими, звучат по-современному до сих пор.
В истории стоицизма принято различать 3 периода:
1. Древняя (Ранняя) стоя: III—II века до нашей эры. Представители: Зенон, Клеанф и Хрисипп.
2. Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панеций, Посидоний.
3. Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века нашей эры. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Полностью сохранились и дошли до нас только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом.
Далее более подробно проследим особенности каждого из периодов развития философской школы.
Глава
2. Учение Ранней Стои
«Мудрость есть знание вещей божественных и человеческих, а в практическом
отношении совершенное искусство жизни. Мудрость доступна мудрецу, а все прочие должны довольствоваться стремлением к мудрости - философией».7 Такое определение давали философии основатель стоической школы и его ученики. Основную задачу философии они видели в том, чтобы научиться жить согласно с природой. Кроме того, суть философствования рассматривалась как учение добродетели и практически отождествлялась ей. Чтобы стать добродетельным, то есть правильно жить, человек нуждается в правильных представлениях о законах космоса, о согласованной с этими законами цели человеческой жизни.
Основа стоического мироощущения выражена в следующей формуле: закон космоса и закон добродетели един - это закон Зевса, «природный закон, он же «здравый разум», мировой логос8, определяющий все сущее и указывающий, что следует делать, а чего не следует. Таким образом, стоики решают проблему «начал»: смысл человеческой жизни и смысл всекосмического бытия гармонически связаны в понятии «природа». Наилучшей жизнью считается не чистое созерцание или чистая практика в отдельности, а их синтез – разумная жизнь, в которой человек способен уподобиться разумному началу мироздания.
Именно этот период характеризуется делением стоической философии на составные части - логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части. Клеанф предлагал же шестичленное деление, в которое входили диалектика, риторика, этика, политика, физика, теология; однако позже оно свелось к трехчленному. Видимые разногласия между стоиками существовали относительно сравнительной важности отдельных частей и порядка их изложения. Однако, общим для всех был ориентир на единство логоса в его проявлениях – познании, мироустроении и целеполагании. Следовательно, отсюда вытекают 3 области функционирования логоса - логическая, физическая и этическая – которые и являются тремя родовыми добродетелями.
- Логика должна исполнять роль общего введения и обобщения, трактующих о принципах и границах познания, о критерии истинного и ложного и о способах это выразить.
- Физика должна обосновать законы мироздания, дать основу для суждения о благе и зле и тем самым утвердить законы этики.
- Этика – формулировать конечную цель разумного существа и способы ее достижения.
Все части философии находятся в органическом единстве.
Широко
известны общешкольные сравнени
Однако в школе не существовало общепризнанной догмы, которая бы установила порядок изложения отдельных частей.
Зенон
придерживался порядка «логика
– физика – этика». Именно этот порядок
имел больше всего оснований претендовать
на роль общешкольной догмы. Кроме Зенона
ему следовали и другие стоики – Архедем
и Эвдром. А Клеанф и Диоген из Птолемаиды
следовали порядку «логика
– этика – физика». По моему же мнению,
введенный Зеноном ряд «логика -
физика – этика»
не только не противоречит воззрениям
наиболее авторитетных
стоиков, но и, самое главное, позволяет
прояснить внутреннюю логику движения
от периферии к центру, от
введения к знанию и умению правильно
жить.
2.1 Единство Учения
Для того чтобы полноценно представить себе учение Стои, следует уяснить следующее положение: вся предметность9 делится на 2 категории: бестелесное и телесное. Бестелесны пустота, пространство, время, чистые смыслы и другие общие понятия. Всё остальное, включая такие, как может показаться, невещественные образования – благо, добродетель – телесное, и только оно существует в собственном, настоящем смысле. Логика имеет своим предметом только сферу бестелесных смыслов; физика - сферу телесного и бестелесного, за исключением последних; этика – сферу таких телесных образований, как благо, зло и тому подобное.
Действовать и быть причиной в собственном смысле может только тело. Следовательно, взаимодействие, имеющее генетический характер, возможно только между телесными предметностями; всякий контакт между сферами телесного и бестелесного исключен. Однако, стоики воспринимали космос как нечто единое, тем самым всё же допуская некоторую активность бестелесного. Для Стои были насущными те самые вопросы, на которые мы до сих пор не имеем ответа: как в телесном веществе мозга возникает и функционирует то, что называется «сознанием», каков физиологический механизм целеполагания и т. д.
Внутренняя цельность и замкнутость учения отражает структурное единство мироздания. То есть единство – не только отправная точка, но и цель учения. По верному замечанию, «философ-стоик это человек, захваченный поиском единства»10.
2.2 Логика
Логическая часть философии состоит из 2-х разделов - риторики и диалектики. Сама по себе диалектика - это наука о знаках и о том, что ими обозначается. Она включает:
- учение об «обозначающем» - как о звуках, фиксированных в словах - это учение соответствует грамматике;
- учение об «обозначаемом» - логика в собственном смысле, которая соответствует формальной логике.
- учение о критерии истины - соответствует теории познания, имеет своим предметом материальные критерии (формы и содержание «представлений»).
Внимание, которое стоики уделяли теории знаков, объясняется их взглядом на природу деятельности разума, то есть общеметафизическими воззрениями. Знаком в общем смысле считается нечто очевидное, указывающее на нечто неочевидное. В качестве знаков могут выступать любые природные явления (дым по отношению к огню, тело по отношению к душе); наиболее универсальный знак – слова с выражаемым ими смыслом. Фундаментом стоической диалектики является связь между знаком, несущим в себе смысл, и реальным объектом.
Знак = обозначающее (слово «груша»);
Объект (то, что высказывается, смысл), или реальная чувственная предметность = обозначаемое (сам плод груша).
Объект и слово-знак телесны (поскольку звук – нечто производящее воздействие). Высказываемое, или чистый смысл («лектон») – бестелесно. Различие между смыслом и обозначающим его звуком (или писаным словом) иллюстрируется различием между «внутренней» и «внешней», выраженной, речью. Первая есть совокупность смыслов, то, что мыслится при произнесении или написании соответствующих слов. Она свойственна только разумным существам (звуки же издают и животные). Различие в словесном выражении одних и тех же смыслов тождественно различию между языками. Разумное существо обладает способностью сообщать содержание своего сознания другим разумным существам и воздействовать на них особым средством – словом. Дети и животные обладают только «внешней» речью - такой речью, которой не соответствуют какие-либо фиксированные смыслы.
Законы языка и мышления не определяют форм мироздания; они лишь раскрывают то объективное содержание, которое, по мысли стоиков, действительно имеется в космосе. Человеческий разум есть лишь частное проявление всекосмического Логоса - единственного подлинного гаранта объективности и целостности мироздания. Логическая часть в общем повествует о функциях Логоса в языке и мышлении.
Несмотря на то, что риторика являлась наименее важной частью логического учения по сравнению с диалектикой, большинство влиятельных стоиков занимались именно ею. Для них риторика отличается от диалектики лишь тем, что пользуется развернутыми и нестрогими формами для выражения суждения. Поэтому риторика – разновидность научного доказательства; она тоже раскрывает истину и доступна не каждому. «Хорошо говорить способен лишь мудрец, ибо хорошо говорить значит говорить истину, а риторика есть знание того, как наилучшим образом облечь эту истину в слова…».11
Искусство убеждать стоиков само по себе не интересовало, в риторике они видели хорошую прозу, главным свойством которой должна быть доказательность. Кроме того, стоики довольно активно занимались поэтикой.
Клеанф сочинял поэтические опусы и даже считал поэтические средства наиболее подходящими для выражения божественной истины.
В силу того,
что сочинения стоиков о логике в основном
были утрачены, на статус общешкольной
догмы смогло претендовать лишь логическое
учение Хриссипа, которое было разработано
во всех деталях, и именно по нему мы можем
составить сколько-нибудь цельное представление
о логике Стои.