Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Введение
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
2. Проблема сознания в истории философии
3. Сознание и отражение
4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания
5. Общественная природа сознания
6. Сознание и язык
Заключение
Список использованных источников
Знаком называют взаимосвязь означающего (в форме письма, рисунка или звука) и означаемого (значения слова или понятия). Языковой знак соотносится, как правило, со словом, в форме которого усматривают минимальную единицу языка. Способность любого знака обозначать какое-то явление, свойство, отношение обычно называют его значением, или понятием. Например, с понятием о камне ассоциируется предмет со свойствами твердости, тяжести, формы и др. Совокупность свойств, образующих понятие о камне или значение слова «камень», никак не связана с произвольной последовательностью буквенных знаков или произносимых звуков к-а-м-е-н-ь, которые его выражают. Это понятие могло быть выражено каким угодно знаком — означающим, о чем свидетельствуют его написания и произношения в различных языках. Тем самым мы замечаем, что связь между знаком и значением, означающим и означаемым произвольна, т.е. она ничем не детерминирована ни со стороны знака, ни стороны значения. Знак и значение взаимно определимы: знак — всегда то, что имеет значение, а значение — это то, что обозначается знаком, выражается в его письменной, изображаемой или звуковой форме.
Надо заметить, что сам термин «знак» имеет длинную историю от античной философии до сегодняшнего компьютерного моделирования.
Уже Платон
отличает способность языка представлять
предметы через отношение подобия
между означающим и означаемым от
способности языка действовать
на основе соглашения, договоренности.
Произвольность знака отчетливее намечается
у стоиков. Под означающим они
подразумевали то, что воспринимается,
а под означаемым — то, что
понимается. Семиотические свойства
языка, выражавшие его способности
обозначения явлений, стали предметом
философских исканий
Одной из первых современных классификаций знаков считается разделение знаков на три основных вида, предложенное Ч. Пирсом.
Он выделил «иконические знаки», «знаки-индексы» и «знаки-символы». Иконический знак обладает сходством с тем, что он обозначает; знак-индекс может играть роль признака (дым — признак костра) или симптома (жар — симптом высокой температуры); знак-символ действует на основе договоренности о том, что он будет обозначать.
Наиболее распространенные классификации знаков, как правило, сводятся к разделению их на неязыковые и языковые, или на естественные и искусственные. Так, Гуссерль делит знаки на «знаки-указатели» и «знаки-выражения». Первые из них он относит к неязыковым знакам, представляющим или замещающим какие-либо предметы. Эти знаки не выражают сознание и не могут служить средством общения. Вторые знаки являются языковыми знаками, которые выражают акты сознания и служат средством общения людей. Существуют классификации знаков более общего вида. В них все знаки разделяются на естественные и искусственные; причем искусственные знаки, в свою очередь, делятся на языковые и неязыковые. Кроме того, языковые знаки подразделяются на естественные языки (например, национальные) и искусственные (например, языки науки), а неязыковые знаки — на сигналы, символы и другие знаки. Свойства искусственных языков математики символической логики, химии и т.п. производны от знаковых особенностей естественных языков человеческого общения.
Любой вид знака, независимо от того, в какую классификацию он включается, предполагает отношение между означаемым и означающим. Правда, сам характер этих взаимоотношений варьируется в зависимости от разных свойств, которые в них проявляются. Так, действие естественных знаков-признаков основано на фактической детерминации означающего означаемым. Тогда как сходство означающего и означаемого, например, в знаках-рисунках, поддерживается уже определенными соглашениями. А произвольный характер национальных языков или знаков-символов определяется главным образом конвенциональными (договорными) условиями. Например, под словом «стол» подразумевается соглашение о том, что оно будет выполнять функцию знака тех предметов, за которыми можно сидеть. Знак «+» выражает конвенциональное правило-символ арифметической суммы чисел или (если он красного цвета) — символ медицинской помощи. Если мы сталкиваемся, например, со знаками-аллегориями, то они могут быть выражены в форме художественного образа-символа (например, «Обрыв» — название романа И.А. Гончарова — является аллегорическим символом душевной драмы, жизненного «обрыва» героини). Знаки-жесты рук, пальцев, мимика лица, позы тела, пантомимы и т.п. обладают вторичными знаковыми свойствами и могут выполнять роль способов общения людей (например, «стрелять глазами» — жест человека, который стремится привлечь к себе чье-то внимание; «морщить лоб» — жест человека, думающего над чем-то или недовольного кем-то). Знаки-сигналы содержат информацию, которая фиксирует отношения непосредственной зависимости между своим источником и носителем (например, передача информации средствами радио- или телеграфными сигналами).
Таким образом,
различия знаков (с какими бы классификациями
знаков мы не сталкивались) относительны.
Между знаком и тем, что он обозначает,
не может быть никакой причинной
связи. Просто знак может обладать элементами
сходства с обозначаемым предметом,
но может и не иметь никакого сходства
с ним. Отсутствие сходства с обозначаемым
предметом превращает знак в незаменимое
орудие обобщения предметных свойств
и отношений. Значение любых видов
знака «прочитывается», когда сформулированы
правила или условия договора
относительно тех функций, которые
он должен выполнять, когда носители
языка определяют характер подобия
в отношениях обозначения. Произвольность
языкового знака может
Память
людей содержит в себе элементы логических,
энциклопедических, лексико-семантических
и прагматических способностей. Логические
способности воплощены в
Произвольные
качества языка наделяют его не только
неограниченным числом степеней свободы
в общении людей, но и превращают
язык в незаменимое средство выражения
разнообразных актов или
Речь
является индивидуальным актом обращения
человека к языку как социальному
и культурному явлению. Она предполагает
комбинаторную способность
Владея
языком, человек удваивает свои возможности
сознательного отношения к
Своеобразную
форму таких движений в смысловом
содержании сознания представляет работа
сознания с символами. Символы всегда
связаны с некоторым образом,
что отличает их от абстрактных идей,
теоретических понятий. Вместе с
тем если смысл образа нацелен
на воспроизведение сознанием
Символ,
символизация, символическое сознание
имели и имеют исключительно
важное значение как в истории
культуры, так и на современном
ее этапе. Исключительно важную роль
играли символы в возникновении
культуры и на ранних фазах ее существования.
Все архаические сознания, вся
мифология пронизана символами.
Без символизма нельзя представить
себе искусство, теоретическое сознание,
в том числе и наука, так
или иначе связано с
Во всех
ситуациях осуществления
Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого, духовного, производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.
Затрагивая
вопрос о характере влияния языка
и речи на наше сознание о мире, целесообразно
вторгнуться в современную