Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим.
Можно заметить, что в настоящее время в сообществе науковедов и философов науки отсутствует единое понимание происхождения науки. Нет и единых принципов и критериев ее периодизации.
Широко
признано положение,
что наука, как
и философия, зарождается
внутри древнего мифологического
сознания. Но вот
по вопросу о том,
как наука стала
самостоятельной
областью общественной
деятельности (при всех
ее взаимосвязях с другими
областями общественной
жизни и культуры), существуют
различные точки зрения[8]8
Вопросы о возникновении
и развитии науки в подробно
освещенном культурном
контексте см.: Кармин
А. С., Бернацкий Г. Г.
Философия. СПб., 2001.
С. 391–397; Кармин А. С.
Культурология. СПб., 2001.
С. 614–619.
[Закрыть].
Одни
авторы полагают, что
наука возникла в доисторические
времена вместе с появлением
у древних людей самых
первых, простейших
знаний о мире и формированием
более или менее продуманных
навыков приспособления
к окружающей природе[9]9
См.: Нидам Дж. Общество
и наука на Востоке и
Западе // Наука о науке.
М., 1966. С. 149–178
[Закрыть].
Так что наука оказывается
одним из самых древних
занятий человека.
Другие авторы временем рождения науки считают античность, а критерием становления науки как таковой – переход к «теоретизации» знаний, в отличие от «рецептурности» знаний предшествующих цивилизаций. При этом разные авторы суть «теоретизации» и факт рождения науки связывают с интеллектуальными достижениями в той или иной области знания: у одних (например, у Гуссерля) – это формулирование Платоном учения об «идеях», у других (например, у Кассирера) – построение физической теории Аристотелем, у третьих (например, у Поппера) – завоевания космологии и логики и т. д.
Согласно третьей точке зрения, возникновение науки относится к позднему европейскому Средневековью (XII–XIV вв.). Решающий аргумент в этом случае – распространение эксперимента в естествознании.
Согласно четвертой точке зрения, наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI–XVII вв. в период, называемый «великой научной революцией». В этот период такие «ученые на все времена», как Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, стали систематически применять действительно научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и опытом.
Нетрудно
видеть, что первая
и четвертая точки
зрения – своего
рода крайности, и
истина должна лежать
где-то посередине. Представляется
вполне разумным рассматривать
формирование науки
как долгий исторический
процесс, который начался
в глубокой древности
и завершился к XVI–XVII
вв.; в течение всего
этого промежутка времени
науки в ее современном
понимании, представленном
в приведенном выше
определении, еще не
было. И только с XVI–XVII
вв. началось существование
науки – такой, как мы
ее понимаем сейчас[10]10
Вторая и третья из перечисленных
точек зрения на происхождение
науки отражают важные
вехи в формировании
науки.
[Закрыть].
Разумеется, наука развивается,
но происходящие в ней
изменения пока еще
не являются такими,
чтобы названное определение
перестало «работать».
Изменения эти, как известно,
фиксируются посредством
различения «классической»
и «неклассической»,
или «постклассической»,
науки.
В истории науки можно выделить четыре основных периода.
1. С I тыс. дон. э. до ХVI в. Этот период можно назвать периодом преднауки. На его протяжении наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными практическими знаниями, приобретенными посредством житейского опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями». Это были довольно бедные представления, но внутри натурфилософии формировались зачатки научных знаний. С накоплением сведений, навыков, приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т. д. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, который предшествует ее рождению в качестве особого социального института и особой области и стороны культуры.
2. XVI–XVII вв. Это период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и венчается фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они связываются с формулированием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теорий посредством опыта. Начинает культивироваться критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта. Развивается методология науки. Наука оформляется как особая самостоятельная область общественной деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. В XVII в. создаются первые научные академии. Возникает научное сообщество с присущими ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.
3. XVIII–XIX вв. Этот период соответствует классической науке. В это время образуется множество различных самостоятельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Строятся фундаментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы; в областях гуманитарных наук (психология, языкознание) начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и ее развитие становится важным фактором общественного прогресса. Существенно возрастает число людей, занятых научной деятельностью, которая оплачивается. Социальный институт науки обретает отчетливые черты (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастает роль науки в культуре.
4. XX
век и начало
нынешнего столетия
называют постклассической
наукой. Этот период,
как известно, начался
научной революцией,
и наука стала
существенно отличаться
от классической
науки. В различных
областях научного
знания были совершены
величайшие открытия.
В математике в результате
критического анализа
теории множеств и оснований
математики возникает
ряд новых дисциплин,
а также появляется
метаматематика, представляющая
собой глубокую рефлексию
математической мысли
над самой собой. Гедель
дает строгое доказательство
того, что непротиворечивость
достаточно сильной
теории не может быть
доказана внутри нее
самой[11]11
«Достаточно сильной»
означает в данном случае
то, что теория включает
в себя арифметику. На
первый взгляд может
показаться, что это
условие теоремы является
серьезным ограничением
в ее применимости. Однако,
фактически, всякое
серьезное научное утверждение
так или иначе связано
с необходимыми расчетами.
[Закрыть].
В физике создаются
теория относительности
и квантовая механика
– теории, заставившие
пересмотреть сами основания
физической науки. В
биологии развивается
генетика. Появляются
новые фундаментальные
теории в нейрофизиологии,
психологии, медицине,
лингвистике и других
гуманитарных науках.
Бурно развивается экономическая
наука. В технических
науках тоже происходят
изменения величайшего
значения, созданы кибернетика
и теория информации.
Меняется вся система
научного знания.
Во 2-й половине XX в. в науке происходят новые революционные преобразования. Их принято называть научно-технической революцией. В отличие от предшествующих революций в науке и технике, она имеет глобальный характер, захватывает одновременно многие отрасли науки и многие области техники и технологии. В результате одни изменения влекут за собой другие, а сами темпы этих изменений оказываются такими, каких история человеческой цивилизации еще не видела.
Особо следует отметить и тот факт, что в разные периоды развития науки (и на разных этапах ее развития внутри этих периодов) одни области науки и отдельные конкретные научные дисциплины благодаря содержанию полученных в них результатов оказываются более значимыми для философской мысли вообще и философско-научной мысли в особенности, нежели другие. Таковыми «в свои времена» оказываются, например, математика (теоремы о неполноте формальных систем, теория игр), физика (теория относительности, теория элементарных частиц), физическая химия (синергетика), химия (периодическая система элементов), биология (теория органической эволюции, этология, молекулярная генетика), нейрофизиология (рефлекторная теория высшей нервной деятельности), экономическая наука (теорема о транзакционных издержках, теория оптимального распределения ресурсов), политическая наука (теорема о невозможности построения безупречной системы принятия коллективных решений), технические науки (теория тепловых двигателей, кибернетика, информатика). Соответственно, философско-научные концепции опираются на историко-научный материал своего времени: одно представление о науке («образ») – в размышлениях Бэкона, другое – в размышлениях Конта, третье – в размышлениях Гуссерля, Карнапа, Поппера, Куна и т. д.
Для философии науки история науки по роли и значению чем-то подобна тому, чем в любом научном исследовании для теоретического уровня является уровень эмпирический. В самом деле, откуда могут взяться соответствующие философские мысли о науке, если отсутствует историко-научное знание вообще и знание о современном состоянии науки в частности?
История науки и философия науки принадлежат к той области современного познания, объектом которой является духовная культура. С учетом того, что духовная культура включает в себя познание, т. е. духовное (культурное) освоение человеком мира, можно отметить, что история науки и философия науки – формы рефлексии культуры над самой собой со всеми связанными с этим обстоятельством особенностями и сложностями их существования (или сосуществования) и их изучения. Говоря более конкретно, они обе, будучи формами духовной культуры, изучают то явление духовной культуры, которое называется наукой.
Имея один и тот же объект – науку, причем взятую в совокупности всех ее компонентов, история науки и философия науки различаются предметами, т. е. тем, под каким углом зрения в каждой из них изучается наука. К вопросам истории науки относятся вопросы о том, кто именно, что именно, когда и где открыл. Не менее важны для истории науки также вопросы о том, как те, кто открыл нечто, сделали это, как возник и был реализован замысел какого-то конкретного открытия, чем именно авторы открытий обязаны другим ученым и какое значение и последствия внутри самого научного познания имели те или иные открытия.
В
задачу историка науки
входят и обобщения
упомянутых историко-научных
фактов, и построение
«динамического образа»
состояний науки в последовательные
исторические периоды.
Его же задачей является
выработка представлений
о соотношении между
историко-научным компонентом
картины исторического
процесса и всей общей
картиной, т. е. решение
вопросов о том, в какихусловиях
состоялись открытия
и какие значение и последствия
они имели для всей культуры
в целом. В связи с этим
наряду с изучением
применения отдельных
методов научного исследования
историк науки анализирует (во
всяком случае на уровне
историографии) и такие
явления, как стилевые
особенности научного
мышления той или иной
эпохи[12]12
Можно напомнить об
эпистемах М. Фуко, тематическом
анализе Дж. Холтона,
историографических
стилях X. Уайта и т. д. (См.:
Фуко М.Слова и вещи.
Археология гуманитарных
наук. СПб., 1994; Холтон
Дж. Тематический анализ
науки. М., 1981; Уайт Х.
Метаистория: Историческое
воображение в Европе XIX
века. Екатеринбург, 2002.)
[Закрыть].
Вопросы философии науки касаются осмысления общих характеристик системы научного знания, общих характеристик процесса получения этих знаний, форм и структур организации процесса научных исследований, общих особенностей науки как формы духовной культуры.
Можно отметить также, что история науки входит в область науки, а философия науки – в область философии.
Как и следовало ожидать, история науки и философия науки, имея один и тот же объект, оказываются органически взаимосвязанными. Эта взаимосвязь имеет, фактически, генетический характер. Как уже говорилось, пока не возникла наука, не могло быть ни истории, ни философии науки. С возникновением науки – очевидно, в начале, в зачаточной форме «преднауки» – появляется возможность для существования истории науки. Разумеется, это тоже «предыстория» науки. Скорее всего, устная традиция передачи первых «(пред)научных» знаний, как и первых «(пред)философских» представлений представляла собой некое единое целое, которое постепенно выделялось из содержания мифологического сознания. Наши далекие предки объясняли мир посредством олицетворения сил природы, создавая богов. Тем не менее познание – конечно, когда оно имело место – было чем-то большим, чем просто «переработкой» наблюдаемых явлений посредством олицетворения, ведь познание предполагает обладание истиной в смысле соответствия содержания человеческих представлений тому, что имеет место в действительности. То есть знание, поскольку оно является знанием, пусть даже и в мифологической форме, не становится только субъективной иллюзией знания.