Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:17, контрольная работа
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса.
1.Эволюция форм познавательной деятельности человека………………стр. 3
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание…….…………….стр. 6
3. Философское учение об истине………………………………………...стр. 17
4. Практика и ее роль в познании………………………………………….стр. 21
5.Список используемой литературы………………………………………стр. 24
Понятие — это элементарная «клеточка» логического мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений. Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.
Суждение — это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.
Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых).
Структура простого суждения выражается формулой S — Р,
где S есть субъект суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект — «Земля», предикат — «центр Солнечной системы», а «не является» — связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).
Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.
Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.
Рассмотрим логическую структуру умозаключений.
Ниже
в левом столбце приведены
умозаключения «а» и «Ь», а
в правом изображены их логические
структуры, соответственно обозначенные
буквами «А» и «В».
(a) | Ртуть – жидкость
Ртуть - металл |
(A) | M – P
M - S |
Некоторые металлы - жидкость | Некоторые - S - P | ||
(b) | Железо электропроводно.
Медь электропроводна. Золото электропроводно. Ртуть электропроводна. Железо, медь, золото, ртуть - металлы |
(B) | S1 - P
S2 – P …. Sn – P S1, S2, … Sn - S |
Все металлы электропроводны. | Все S - P |
Суждения над чертой называются посылками, а суждение под чертой — выводом или заключением.
В случае (а) вывод вытекает из посылок с логической необходимостью.
Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.
Если
посылки истинны, логически правильное
дедуктивное умозаключение
В случае (b) умозаключение является не дедуктивным: в нем вывод следует из посылок не с необходимостью, а лишь с большей или меньший вероятностью. Вывод здесь не обязательно истинен, а лишь правдоподобен. Но зато он имеет более общий характер, чем посылки.
Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным.
Индукция позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными.
Кроме приведенных выше форм умозаключений существует множество других видов дедуктивных и индуктивных умозаключений, различных по своей логической структуре.
В
мышлении дедукция и индукция взаимно
дополняют друг друга.
Интуиция.
В процессе развития человеческих знаний большую роль играет взаимодействие чувственного и рационального познания. Интуиция — одно из самых ярких и удивительных проявлений подобного взаимодействия.
Слово «интуиция» в русском языке приобрело неоднозначный и очень широкий смысл. Интуитивными часто называют какие-то неведомые мыслительные процессы, протекающие на уровне подсознания, и любые идеи, пути возникновения которых нам непонятны. Обычно указываются лишь некоторые, наиболее впечатляющие характерные черты интуиции:
•неожиданность интуитивного решения проблемы («ага-переживание»);
•неосознанность хода интуитивного процесса и невозможность объяснить, каким образом появился его готовый результат;
•непосредственная очевидность этого результата и чувство уверенности в его истинности;
•необходимость обоснования и проверки интуитивных догадок.
Но каковы механизмы интуиции, каким образом рождаются результаты внезапных интуитивных «озарений»? Этот вопрос особенно заслуживает внимания потому, что многие деятели науки и искусства, изобретатели и бизнесмены, политики и полководцы ссылаются на интуицию как на источник своих наиболее удачных догадок, оригинальных решений, принципиально новых идей, изобретений и открытий.
Указанные особенности интуиции можно объяснить, исходя из предположения, что основой ее является особого рода взаимодействие наглядных образов и абстрактных понятий. Такое представление об интуиции позволяет понять, как в уме человека рождаются принципиально новые наглядные образы и абстрактные понятия, хотя интуитивное мышление в этом смысле, видимо, не охватывает всего того, что именуют словом «интуиция».
Вообще говоря, возможны четыре различных способа формирования образов и понятий.
1) Переход от одних наглядных образов к другим наглядным образам (О→О) — чувственная ассоциация.
2) Переход от одних понятий к другим понятиям (П→П) — логическое рассуждение.
3) Переход от наглядных образов к понятиям (О→П).
4) Переход от понятий к наглядным образам (П→О).
Первые два способа сами по себе не могут привести к созданию принципиально новых образов и понятий, потому что новое знание получается в них путем комбинирования элементов, уже содержащихся в старом знании. Принципиально новые понятия потому и являются принципиально новыми, что они не могут быть логически выведены из имеющихся в распоряжении субъекта понятий. А принципиальная новизна образов в том и состоит, что они не могут появиться в результате ассоциации имевшихся у субъекта чувственных образов.
Однако третий и четвертый способы позволяют конструировать такие понятия, содержание которых включает в себя чувственные данные, ранее не подвергавшиеся логической обработке, и такие образы, в которых уже известные наглядные элементы по-новому логически упорядочиваются и приобретают новые смыслы. Это и открывает путь к оригинальным, принципиально новым решениям и идеям.
В основе интуиции лежат связи между наглядными образами и понятиями, которые формируются у людей, начиная с детства, в течение всей жизни. Эти связи часто остаются неосознанными, но от них в большой мере зависят пути движения мысли человека при решении тех или иных задач.
Ребенок, овладевая каким-либо словом, вначале связывает его с чувственным обрезом конкретного предмета. Например, слово «ляля» обозначает для него ту куклу, с которой он играет, и только ее. Позже данное слово переносится на другие предметы, сходные с первым, и становится общим именем целого класса предметов: всякая кукла — «ляля». У слова появляется значение, характеризующее существенные признаки предметов этого класса, т. е. возникает понятие. Однако это понятие остается сопряженным с наглядными образами, которые сопутствовали его формированию. Понятие о кукле и у взрослого сопровождается всплывающими со дна памяти детскими образами. Даже самое абстрактное научное понятие в процессе усвоения его человеком окружается каким-то «ореолом» сопутствующих наглядных образов. Причем этот «ореол» у каждой личности отличается своеобразием.
Например,
понятие «электростатическое
Удачная комбинация образов, сопровождающих понятие, способна содействовать эффективному его использованию. Переходя от понятия к образу, содержащемуся в его «ореоле», человек может затем ассоциировать этот образ с каким-то другим (и, возможно, взятым из очень далекой области). И если последний входит в «ореол» другого понятия, то оно «неожиданно» втягивается в процесс мышления, что может привести к появлению совершенно новой идеи, которую нельзя было бы найти посредством одних только логических рассуждений.
Поскольку
логико-понятийным мышлением и чувственностью
«ведают» разные полушария головного
мозга человека, интуиция, по-видимому,
связана со скачкообразной переброской
информации из правого полушария
в левое и обратно. Скачкообразные
переходы от образов к понятиям и обратно
совершаются «автоматически», на уровне
подсознательного мышления. Подобные
«скачки» мысли отличаются как от чувственных
ассоциаций, так и от логических рассуждений.
Если ассоциации происходят в плоскости
наглядных образов, а логические рассуждения
— в плоскости абстрактных понятий, то
интуиция представляет собой «прыжок»
с одной плоскости на другую. В таком «прыжке»
наша мысль как бы выходит в «третье измерение»
и благодаря этому оказывается способной
преодолеть барьеры, преграждающие ей
дорогу к новому знанию при движении в
одной и той же плоскости. Поэтому указанный
«обходной маневр» позволяет с помощью
интуиции получить результаты, которые
нельзя достичь другими путями.
Таким образом, становятся понятными отмеченные выше особенности интуиции — внезапность, неожиданность и неосознаваемость происхождения интуитивной догадки. Скачкообразность ее объясняет, отчего возникает чувство уверенности в ее истинности и понимание того, что все же она нуждается в проверке.
Переход от образов к понятиям (О→П) называется концептуальной, а от понятия к образам (П→О) — эйдетической (от греч. «эйдос» — образ) интуицией.
Пример концептуальной интуиции: к выводу, что планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, Кеплер пришел следующим путем. Исходным материалом для него служили данные астрономических наблюдений за движением Марса (обозначим их Ои — «исходные образы»). Перенося эти данные на карту неба, Кеплер обнаружил некоторое сходство положения полученных точек с эллиптической линией (представление о ней — «вспомогательный образ» Ов). Это позволило ему обратиться к математическому понятию эллипса. Оно сыграло роль «понятия-матрицы» Пм, в соответствии с которым было построено новое понятие П — «эллиптическая орбита планеты».
Пример эйдетической интуиции: открытие химиком Кекуле строения молекулы бензола («бензольного кольца»).
Понятие о молекуле бензола было у Кекуле исходным пунктом размышлений, но структуру ее он никак не мог себе представить. Образ возник у него внезапно, когда он, увидев в зоопарке клетку со сцепившимися в круг обезьянами, вообразил вместо них радикалы СН, соединенные в кольцо. Так родилась структурная формула, изображающая строение молекулы бензола.
В
данном случае понятие о молекуле
бензола — это «исходное
Следует
подчеркнуть, что возможность интуитивного
«угадывания» истины зависит от «фона»,
на котором происходит интуитивное «озарение»,
т. е. от имеющегося в распоряжении человека
объема информации. А он подготавливается
с помощью самых различных познавательных
действий. Поэтому рождение новых идей
обеспечивается не только одной отдельно
взятой интуицией, а всем разнообразием
средств познавательной деятельности
человека.