Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:15, контрольная работа
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о философии науки и основных этапах ее развития - позитвизма и постпозитивизма.
Достижение данной цели реализуется через постановку и решение следующих исследовательских задач:
Изучение теоретических аспектов становления философии науки.
Раскрытие основных этапов развития философии науки.
Анализ и выявление идей и концепций, выдвинутых крупнейшими представителями философии науки, соответствующих каждому этапу.
Содержание:
Введение 4 стр.
Становление философии науки 5 стр.
Основные этапы развития философии науки 7 стр.
3.1 Позитивизм 7 стр.
3.2 Постпозитивизм 21 стр.
4. Заключение 25 стр.
5. Смысл истории Н. Бердяева 26 стр.
6. Список используемой литературы 35 стр.
Обращение к реальной жизни, к историчности личности особенно сильно раскрывается в контексте "экзистенциального персонализма" Бердяева. Главное для философа - не подменять настоящую жизнь идеей жизни. Жизнь абсолютна в том отношении, что она непосредственна. Для того чтобы быть к ней причастным, не требуется какой-либо идеи жизни, какого-либо опосредующего звена, модели. Так же как для причастности к истории не требуется чего-либо вне самой истории. История, как и жизнь - это то, что уже случилось; то, по отношению к чему человек всегда "внутри". Невозможно "устранить" себя из мира, и даже в самопожертвовании человек утверждается в мире, а не просто отказывается от него. "Жизненность" истории и общества означает удержание бытия в таком мире, где возможно самоутверждение в самопожертвовании. Смерть как некая конечная возможность действительно дополняет совокупность возможностей любой ситуации. Особенность утопизма в том, что он хочет создать мир, где самопожертвование не просто возможность, а необходимость. Эта попытка "обойти" свободу, свободное решение личности есть, в конечном счёте, истолкование свободы как правильности, адекватности. Но личностный поступок - это нечто принципиально иное, нежели правильное действие, чему судьба Христа - первый пример. Торговля о цене жизни неуместна в любых ситуациях, и каждый из нас во всей непосредственности ощущает бесценность своей жизни даже вопреки её "ничтожности". Утопизм же есть оценивание жизни на её идейность, а личности - на её разумность. Такова логика традиционализма, как мы ее находим в работах Н. Бердяева.
Еще одна очень важная тема философии истории Бердяева – это размышления о том, как соотносятся время и вечность. Дело в том, что, по Бердяеву, все мы живем не в каком-то одном времени, а по меньшей мере в трех: раз человек является существом природным, социальным и духовным одновременно, то и времени для него существует тоже три - космическое, историческое и экзистенциальное. Бердяев даже нашел геометрический образ для описания каждого времени - круг, линия и точка. У космического времени - природная закономерная логика круговорота, оно оперирует не днями и годами, а эпохами, тысячелетиями. Историческое же время идет по прямой и оперирует меньшими временными категориями. Но наиболее значительные события совершаются во времени экзистенциальном, именно в нем происходят творческие акты, свободный выбор, формируется смысл существования. Для него относительна длительность события: иногда день для человека более значителен и долог, чем десятилетие, а иногда и год промелькнет незаметно.
Анализируя «Смысл истории», можно увидеть, что сама история у Бердяева - дискретна, в ней зияют провалы исторических катастроф, оборвавших существование великих культур. Впрочем, каждая погибшая культура, согласно концепции Бердяева, способна воскреснуть: она оживает, когда к ней в своих творческих исканиях обращаются люди иных эпох, иных культур, когда они в поисках смысла жизни «переносят свою духовную судьбу во все великие эпохи»10; судьба христианства, более того — судьба человеческого мира вообще для Бердяева зависит от нравственного выбора отдельной личности, способной своим духовным усилием связать распавшуюся связь времен. Последовательный исторический оптимизм, как можно констатировать, приводит религиозного мыслителя к отрицанию личности; последовательный исторический пессимизм приводит к тому, что личность с ее духовной судьбой мыслится как единственно важное и ценное в истории.
Начавшись, история человечества, по мнению Бердяева, - должна будет закончиться. В противном случае, при предположении «дурной бесконечности» мирового процесса, считал Бердяев, в истории не было бы разрешения, перехода в другое состояние, выхода из несовершенства в полноту вечной жизни. Эсхатологические мотивы, обостренное ожидание завершения этого падшего мира многое объясняют в философии истории Бердяева и прежде всего то, почему, живя в такое «вулканическое» время, он был достаточно равнодушен к политическим оценкам, прогнозам и тому подобным «частностям».
Заключение
Историософская тематика пронизывает традицию русской мысли с момента ее становления и до настоящего времени. Размышления о судьбах человечества, попытки увидеть внутреннюю логику смены эпох, страстная жажда постичь смысл истории собственной страны, — все крупные русские мыслители в той или иной мере отдали дань этим «вечным вопросам»; проблемы, которые, казалось, нашли убедительное решение в творчестве властителей дум прошлого, спустя десятилетия вновь вставали перед их потомками, требуя новых, адекватных времени решений. Вот почему бердяевский «Смысл истории» остается актуальным и по сей день.
Н.А. Бердяев строил свою философию истории на основе христианского вероучения; смысловым центром модели исторического процесса для него было рождение и историческое развитие христианства. Кроме того, философ, исповедуя православие, рассматривал христианство как целостность, понимая его в экуменическом ключе.
В своей работе Бердяев
отрицает Просвещение, обвиняя его
в разрушении культуры и традиций
исторически сложившихся
История, - по Бердяеву, - это путь к иному миру, значит, задача истории разрешима лишь за ее пределами, в сверх-истории, в вечности. Если не понимать ограниченности истории, то «нельзя не прийти к самым пессимистическим, безнадежным результатам, потому что, с этой точки зрения, все попытки разрешения всех исторических задач во все периоды должны быть признаны сплошной неудачей. В исторической судьбе человека, в сущности, все не удавалось и есть основание думать, что никогда и не будет удаваться. Не удался ни один замысел, поставленный внутри исторического процесса. Никогда не осуществлялось то, что ставилось задачей и целью какой-либо исторической эпохи... Если взять исторический процесс в целом, то коренной неудачей, которая этот процесс поражает, нужно признать, что в нем не удается Царство Божие...»12
1 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 84-99
2 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 62
3 Там же. с. 64
4 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 166
5 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 166
6 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. с. 71
7 Там же. с. 98
8 Там же
9 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 26
10 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 19
11 Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. с. 7
12 Там же. с. 29
Информация о работе Исторические этапы развития философии науки