Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
1АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ………….......5
2.ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ……………………...11
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ «ПОЛИТИКА» И «АФИНСКАЯ ПОЛИТИЯ»……………………………………………...19
3.1 «Политика»………………………………………………………………19
3.2 «Афинская полития»……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
Политическое устройство. Законы. «Политическое устройство в государстве есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть в государстве, так и норму всякого в нём общежития». Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум». Более развёрнутое определение закона таково: «Законы… суть те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, которые её нарушают». При этом законы управляют всем вообще, каждое же дело в отдельности обслуживается в соответствии с законом государственной властью. Аристотель подчёркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо «закон не имеет никакой другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжение известного времени». Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и , наконец, судебную.
Состав государства. Аристотель подчёркивает, что «государство по природе своей - множество», «нечто сложное», «состоит из многих частей», причём друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо «один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело», не следует требовать от одного и того же человека игры на флейте и шитья сапог. Государство, далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благородных и неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов(но рабы не часть государства). Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качествами он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества - численное превосходство массы.
Происхождение государства. Государство не единственная форма общежития. Другие формы - семья и «селение». Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их конечная цель, т. е. возможность и энтелехиальность государства была заложена в человеке с самого начала, ведь человек «по природе своей существо политическое»: дар речи обусловливает природное стремление к такого рода общежитию. Если у животных голос служит лишь для выражения радости и печали, то у человека «слово служит для того, чтобы высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо…» Поэтому и само государство есть «естественная форма общежития», «государство существует естественно». Государство возникает из нескольких селений как энтехелея семьи и селения. Власть в государстве – это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы семьи монархическая, царская, то и первая форма политического устройства – патриархальная монархия(царство): «Подобно тому, как всякою семьёю управляет старейший в роде в качестве царя, так и дальнейшее расселение семьи вследствие родства её членов между собою находится также под управлением царя». Однако существуют и другие формы политического устройства.
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих разных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, один народы поддаются только деспотичной власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь». Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит «столкновение прав», ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и «достойные», а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.
Классификация видов политического устройства. Аристотель делит политическое устройство по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть – у одного лица, меньшинства или большинства. Для Аристотеля это формальная сторона: и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство населения может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые – меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные( монархия, аристократия и полития) и три неправильные(тиранния, олигархия и демократия).
Монархия – древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бы бог между людьми», «попытки подчинить их…закону…смешна», « они сами закон». Обычно против таких людей употребляли остракизм. Аристотель против остракизма, ибо «такие люди в государствах суть вечные цари их», и «остаётся только повиноваться такому человеку».
Аристократия, однако предпочтительнее царства. При аристократии власть находится власть в руках немногих , обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
Полития(республика) – власть большинства. Но у большинства единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому «республиканское общество состоит из людей, носящих оружие», «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны». Обладает ли большинство преимуществом над меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства: «…многие…лучше не порознь, а все вместе», ибо «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят всё», но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить изличного достоинства, богатства или происхождения, то всегда найдётся самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому государство достойных, богатых, благородных неустойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.
Тирания. Аристотель резко отрицательно относится к тирании: «тираническая власть не согласна с природою человека», «чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана».
Олигархия, как и аристократия, - власть меньшинства, но не достойных , а богатых(основной элемент олигархии – богатство, аристократии – достоинство). Говоря об олигархии , Аристотель подчиняет количественный критерий имущественному: здесь важнее, кто правит, чем сколько правят: «Где граждане пользуются властью в силу своего богатства, там – несмотря на то, будет ли таковых меньшинство или большинство, - политический быт необходимо представляет собою олигархию». Аристотель говорит, что «олигархия… там, где верховная власть принадлежит меньшинству богатых и благородных».
Демократия. Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство хотя свободных, но в то же время недостаточных».
Связь между формами политического устройства. Олигархия – власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства – в демократию. Царство вырождается в аристократию или политию, та – в олигархию, та – в тиранию, а тирания – в демократию.
Назначение государства. Государство есть «масса… граждан…которая довлеет себе для удовлетворения всем потребностям своей жизни». Многие люди эти потребности сводят к материальным, для чего они должны оказывать друг другу взаимные профессиональные услуги. Но цель государства не в этом. Она и не в том, чтобы защищать людей от взаимной несправедливости. Государство, конечно, выполняет эти экономические и юридические функции, создавая людям условия жизни; но «цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо», а потому «цель государства есть счастье жизни». Итак, «государство есть такая форма общежития, которая существует с целью вполне счастливой жизни как для семейств, так и для целых поколений – жизни совершенной и вполне себе довлеющей», «государство есть общество людей равных, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни».
Социальный идеал Аристотеля. Философ говорит, что «счастливо только наилучшее государство, а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство. Наилучшая форма правления должна служить наилучшей жизни, а «наилучшая жизнь есть жизнь счастливая, т.е. жизнь, полная добродетелей, энергии и самого верного применения добродетели ко всем случаям жизни…» Самое ж главное состоит в том, что «граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости», а «законодатель прежде всего должен обращать внимание на то, чтобы лучшие люди не только правительственные , но и частные в состоянии были вести жизнь досужую, и чтобы ничто не нарушало их досуга».
Существенные и несущественные части государства. Это деление не совпадает на необходимые и не необходимые части, ибо необходимое может быть несущественным: «не всё то, что необходимо входит в состав государства, следует считать за существенные его части», а потому и «не всех тех должно считать гражданами, без которых не может существовать государство…». К необходимым, но существенным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным – воинов и правителей: «… земледельцы, ремесленники и всё торговое сословие необходимо входят в состав каждого государства; Но существенные его части суть: воины и члены совета…».Аристотель прямо говорит, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина», потому что земледелие, ремёсла, промыслы необходимы для жизни, но противны добродетели, ибо «ведя жизнь ремесленника или фета, нельзя преуспеть в добродетели», «в государстве с наилучшим политическим устройством… граждане не должны заниматься ни промыслами, ни ремёслами, потому что такая жизнь неблагородна и противна интересам добродетели. Граждане такого государства равным образом не должны быть и земледельцами; напротив, как для развития в себе начала добродетели, так и для политической деятельности им необходим философский досуг».
Главная задача правителей. Поэтому правители, заботясь о добродетели граждан, должны обращать внимание на то, чтобы лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы в состоянии вести досужую жизнь, ибо «для хорошего политического устройства граждане должны быть свободными от забот о делах первой необходимости…». Всех же трудящихся философ лишает гражданства. В то же время он намеревается всех эллинов превратить в господ. Поэтому в производительной сфере место эллинов должны занять варвары-рабы: «Что же касается до земледельцев, то особенно желательно, чтобы они были рабы…кроме того, земледельцами могут быть варвары, периэки, которые по натуре своей близко подходят к рабам».
Аристотель против большого имущественного неравенства. Он подчёркивает, что «внешние блага достойны приобретения только в интересах души», а поэтому наилучшая форма собственности – «собственность средней величины», ибо вообще «умеренное и среднее есть самое лучшее», «редчайшее счастье государства состоит в том, чтобы граждане его владели умеренною собственностью». Владельцы такой собственности рассудительны. Это «среднее сословие» и устанавливает «лучшую форму политического общежития». Можно подумать, что социальные идеалы Аристотеля близки к демократическим.
Гражданин. Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, «есть разные воззрения, т. к. одного и того же человека не все признают гражданином». Понятие гражданина в каждом политическом устройстве своё. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что это истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государства и в суде, так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо всё дело в том, кого сочтут за гражданина: «Кто гражданин в демократическом государстве, то часто не считается за гражданина в олигархическом», ибо «в демократиях … все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив». Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане – это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.
Информация о работе Философия государства и государственного правления Аристотеля