Психофизиология и диагностика школьных трудностей в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематическо­го обучения привело к росту числа детей, не способных без особого на­пряжения адаптироваться к учеб­ным нагрузкам. По данным Инсти­тута возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ ТРУДНОСТИ
II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И МЕХАНИЗМЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
III. ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
IV. ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Содержимое работы - 1 файл

Диагностика школьника.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Незрелость зрительно-простран­ственного восприятия, зрительной перцепции и пространственного гнозиса являются важнейшими фак­торами, определяющими характер трудностей обучения. Несформированность в развитии этих функций может оказывать влияние на всю сложную функциональную систему организации деятельности (письма, чтения), тормозить процесс ее фор­мирования. Специальное изучение комплексных показателей зритель­ного восприятия позволило выявить в начале обучения несформированность зрительного восприятия у 75 % мальчиков и 57 % девочек, причем эти «факторы риска» очень тесно связаны со здоровьем и развитием ребенка до школы. Эти же исследо­вания показали высокие компенса­торные возможности детей младше­го школьного возраста в процессе специальных занятий и необходи­мость учета этих факторов при обу­чении письму, чтению и математике. Для того, чтобы определить эти на­рушения, необходима дифференци­рованная диагностика дефектов про­странственного гнозиса, моторики, зрительно-моторных координации. Сложность такой диагностики в том, что причиной может быть частичное недоразвитие и процессов восприя­тия, и моторики, и зрительно-мо­торных координации в комплексе, которые часто проявляются неспе­цифически, а внешне дают картину сходных нарушений психики или нарушений поведения. Нейрофизиологические исследования показали, что у детей со школьными трудно­стями наиболее активным в процес­се зрительного восприятия оказы­вается не правое (для которого специфичен этот вид деятельности), а левое полушарие. Можно предпо­ложить, что выполнение зритель­но-моторных и зрительно-простран­ственных задач у этих детей затруд­нено не только из-за дисфункции правого полушария, но и отражает нарушение функции направленного внимания, из-за снижения участия лобных отделов коры в этом процессе, причем каждый третий ребенок-первоклассник страдает нарушением внимания, связанным с особенностя­ми функционального развития мозга. Следует подчеркнуть, что именно уча­стие лобных зон коры превращает пер­цептивную деятельность в активный процесс, выполняет функцию актив­ного анализа, осуществляет страте­гию зрительного поиска.

Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование базисных учебных навы­ков, являются зрительно-моторные координации. Считается, что уже в возрасте 3-6 месяцев зрительная и двигательная системы объединяют­ся в общую функциональную систе­му. Специфика нарушений данной функции заключается в том, что это может быть дефицит не отдельно зрительной или моторной функ­ции, а дефицит (несформированность) интегративного взаимодействия этих функций. Незрелость зрительно-мо­торных координации и определяет выраженные трудности начального этапа формирования навыка письма (букв и цифр).

Среди детей с трудностями в обу­чении более 60 % составляют дети с различными проявлениями нару­шений речевого развития, многие из которых не выражены достаточно четко.

Несформированность речи, отста­вание в речевом развитии лежит в основе многих форм интеллектуаль­ных, сенсорных и двигательных на­рушений и это вполне объяснимо, т. к. речь выполняет коммуникатив­ную, регулирующую и программи­рующую функции. Именно речь по­буждает к действию, и понимание инструкции (задания) является глав­ным компонентом организации целе­направленной (произвольной) дея­тельности. Речь (в т.ч. внутренняя) регулирует поведение ребенка, боль­ше того - сам ребенок осуществляет коррекцию и оценку своей деятель­ности вербально. Однако дети до 5 лет, как правило, действуют в со­ответствии с ситуацией, а не по вербальной инструкции, поэтому словесную инструкцию необходимо сопровождать практическим дей­ствием. Речь становится регулято­ром действия для ребенка 5-7 лет не сама по себе, а во взаимосвязи с прак­тическим действием.

В 6-7 лет, выполняя действие (особенно сложное), дети задают себе инструкцию и корректируют его с помощью внутреннего проговаривания: «Так, теперь сюда... нет, не так, вот теперь так...».

Речь имеет сложнейшую мозго­вую организацию, по­этому парциальные дефициты разви­тия мозга могут давать сложную мозаику нарушений, а каждое из этих нарушений создает свою специ­фику школьных трудностей (от нару­шений фонетико-фонематического восприятия, до нарушения темпа и интонации речи).

У детей с нарушениями речевого развития отмечается сложная кар­тина специфических трудностей не только при обучении письму и чте­нию, но и выраженные трудности при обучении математике и другим предметам, связанные с трудностя­ми восприятия вербальной инструк­ции (задачи, задания), трудностью перевода ее в конкретное действие.

Речевое развитие тесно связано со сформированностью процессов мышления, т.к. именно на основе речевой деятельности формируются поня­тия, обобщения, логические постро­ения. Без совершенного речевого развития невозможно вербальное мышление.

Леворукие дети выделяются как особая группа, у которых наблюда­ются трудности обучения, особенно в тех случаях, когда ребенка до шко­лы переучивают, заставляя работать правой рукой. Именно переучивание приводит к возникновению у этих детей невротических расстройств. В этих случаях трудности в обучении могут быть связаны не с леворукостью, а с переучиванием и нарушени­ем психического здоровья ребенка в связи с переучиванием.

Леворукие дети - это не однород­ная группа. Выделяются три основных вида леворукости: генетичес­ки закрепленная (наследственная), компенсаторная (патологическая), вынужденная (социальная). У леворуких детей с генетически закреп­ленной леворукостью (семейным левшеством) может не быть никаких особых проблем, выходящих за рам­ки индивидуальных особенностей, характерных как для праворуких, так и для леворуких детей. У лево-руких детей с компенсаторной (пато­логической) леворукостью, возника­ющей чаще всего при дисфункции левого полушария, может отмечать­ся комплекс специфических трудно­стей. Напомним: левое полушарие мозга регулирует движения правой руки, а правое - левой. Если у ребен­ка по какой-то причине, например, из-за родовой травмы нарушена дея­тельность левого полушария, то его функцию на раннем этапе развития может взять на себя неповрежденное правое полушарие, и тогда ведущей (наиболее активной), становится ле­вая рука. У таких леворуких детей очень часто отмечаются и наруше­ния речевого развития и нарушения в организации деятельности. Это вполне объяснимо, т.к. основные ре­чевые центры расположены в левом полушарии и дисфункция левого по­лушария у детей с компенсаторной леворукостью одновременно вызыва­ет и нарушения речевого развития. У таких детей нередко страдают и зрительно-пространственное воспри­ятие, и зрительно-моторные коорди­нации, что ведет в свою очередь к возникновению и развитию комп­лекса школьных трудностей.

Третья группа - так называемые вынужденные леворукие. Сломан­ная в раннем детстве и неудачно сросшаяся правая рука не такая уж редкость, и ребенок привыкает рабо­тать левой, тренирует ее. Сложнокоординированные движения у вы­нужденных леворуких затруднены, они, как правило, неловки, движе­ния их неточны, медленны, двига­тельные навыки формируются дли­тельно и с большим трудом.

Итак, леворукость как причина школьных трудностей вполне реаль­на, но для того, чтобы помощь ребен­ку была эффективной, необходимо разобраться в механизмах возника­ющих проблем.

В отечественной педагогической литературе практически отсутствует анализ и характер школьных труд­ностей у детей медлительных, не способных работать в общем, темпе класса. Медлительность связана с уровнем активации ЦНС и скорос­тью развертывания отдельных опе­раций в процессе деятельности. Ско­ростная и темповая характеристики организации деятельности, особенно максимальный темп, генетически заданы и имеют значительный раз­брос индивидуальных значений, ко­торые невозможно оценивать в кате­гориях «хорошо - плохо», т.к. любая деятельность может быть быстрой, но качественной и некачественной, либо медленной и также качествен­ной и некачественной. Медлитель­ные дети, даже очень способные и хорошо подготовленные к школе, буквально с первого дня становятся отстающими в прямом смысле этого слова. Особенностью таких детей яв­ляется более длительное включение в деятельность, трудность переклю­чения на новый вид деятельности, резкое снижение объема усваивае­мой информации при увеличении темпа ее подачи, более низкая и неустойчивая работоспособность. Постоянная нехватка времени, цей­тнот в школе и дома (а это один из сильнейших стрессовых факторов) осложняются повышенной тревож­ностью, ожиданием неудачи. Труд­ности письма, чтения, счета в соче­тании со стрессом из-за постоянного ограничения времени и недовольства взрослых приводят не только к воз­никновению школьных проблем, но и к выраженным нарушениям физи­ческого и психического здоровья. Неправильная педагогическая так­тика и форсированный темп обуче­ния становятся основными причина­ми  трудностей медлительных детей. Подчеркнем, что причиной школь­ных трудностей являются не особен­ности медлительных детей, а недо­статочный учет их особенностей, неверная тактика и методика работы в школе и дома.

Распространенной причиной школь­ных трудностей являются нару­шения организации деятельности, проявляющиеся как «синдром дефи­цита внимания» (СДВ). Мы уже рас­сматривали эти нарушения при ана­лизе динамики работоспособности и подчеркивали, что именно внимание является важнейшим фактором оп­тимизации деятельности. У детей с синдромом дефицита внимания вы­явлена функциональная недостаточ­ность (или незрелость) лобных отде­лов коры, обеспечивающих произ­вольную регуляцию деятельности, ее программирование и контроль. Следует заметить, что в начале обу­чения, в 6-7 лет, лобные структуры коры еще не в полной мере включе­ны в организацию и регуляцию дея­тельности, и это определяет трудности организации произвольного вни­мания в этом возрасте. К 9-10 годам произвольная регуляция деятельно­сти заметно улучшается, однако в период полового созревания отмеча­ются регрессивные изменения вни­мания, что вновь осложняет органи­зацию деятельности и создает базис для новых школьных проблем.

В качестве причин школьных трудностей часто рассматривается уровень интеллектуального развития. Действительно, особенности интел­лектуального развития (а это ком­плексная характеристика, включаю­щая запас сведений и знаний, особенности мышления, уровень фун­кционального развития, специфи­ку организации деятельности) суще­ственно сказываются на проявлении различных трудностей при обуче­нии. Однако общий высокий уровень интеллектуального развития неред­ко сочетается с так называемыми парциальными (частичными) дефек­тами функционального развития. И именно эти дефекты при достаточно высоком уровне интеллектуального развития способны стать причиной комплекса школьных проблем.

При анализе причин трудностей почти не рассматривается соответ­ствие методик и программ обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям разви­тия детей. А несоответствие методи­ки и требований функциональным и возрастным особенностям развития ребенка способно вызвать не менее серьезные трудности, чем отклоне­ния в состоянии здоровья или задерж­ки в развитии. Мы разберем эти труд­ности на примере начальных эта­пов обучения письму, чтению, мате­матике.

Исследования последних лет убе­дительно доказывают, что несоответ­ствие режимов и методов обучения функциональным возможностям де­тей ведет к нарастающему ухудше­нию состояния здоровья школьни­ков, увеличению числа учащихся, испытывающих не проходящие труд­ности при обучении. Особую насто­роженность вызывают попытки ин­тенсифицировать учебный процесс, сделать главным критерием успеш­ности скорость. Это относится в пер­вую очередь к стремлению ряда пе­дагогов увеличить скорость чтения вслух до 120-150 слов. Такая ско­рость не только очень трудна для артикуляционных движений, но, главное, при такой скорости подачи информации (а чтение вслух и есть подача информации самому себе) она просто не усваивается, т. к. оп­тимальной является скорость 80-90 слов в минуту. Необдуманные, не­обоснованные рекомендации, как в этом случае, не только не могут дать ожидаемого эффекта, но способны нанести вред здоровью детей. Мы уже упоминали, что стресс отставания, стресс неуспевающих приводит к тя­желейшим неврозам, а отрицатель­ные эмоции, включаясь в структуру поведения, либо побуждают к дея­тельности, либо формируют меха­низмы ее избегания. Изменить фор­мирующуюся в начальной школе структуру эмоционально-потребностной сферы на следующих этапах развития и обучения чрезвычайно сложно.

Таким образом, причинами школь­ных трудностей могут быть как вне­шние (экзогенные), так и внутренние (эндогенные) факторы, которые, как правило, действуют не изолированно, а в комплексе, создавая слож­ную мозаичную структуру школь­ных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

 

 

Практические психологи все чаще используют различные графические тесты и приемы. Особенно актуально их применение при работе с детьми, когда общение затруднено. Ведь в силу их проблем, характера психологических защит (уходы, искажения образа «Я» и др.) вопросники и традиционные беседы оказываются неэффективными. Кроме того, младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Консультативная работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его коммуникативных затруднений.

Волгоградским психологом Т.Ю.Андрущенко разработаны спе­циальные приемы графического выражения детьми субъективных трудностей в общении. Эти приемы дают возможность, во-первых, вывести и материализовать проблемы ребенка по результатам гра­фической деятельности, во-вторых, соединить недифференцирован­ные, до конца не осознанные переживания с причинами, вызвавшими их, в-третьих, провести анализ-обсуждение возник­ших затруднений, опосредствованное наглядным материалом и по­могающее снять личностные защиты, а также организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внут­ренних конфликтов. Итак, вот эти приемы:

А) «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ» — прием предназначен для выявле­ния круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Начиная беседу, консультант говорит: «Я знаю, что любой че­ловек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай луч­ше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудил некоторые интересные и важные ее моменты».

Практика показывает, что такое введение снимает насторо­женность, присущую началу общения с незнакомым человеком. Нео­жиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.

Дальнейший ход работы направляется следующими побужде­ниями.

1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения.

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последова­тельно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне шко­лы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрос­лых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение простран­ства разным  сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе, дома — родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общения со знаком «—»).

Информация о работе Психофизиология и диагностика школьных трудностей в обучении