Музейная педагогика в системе соцокультурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:37, реферат

Краткое описание

Именно в музее на основе междисциплинарного и поликультурного подходов с наибольшей эффективностью при помощи особых методик может формироваться ценностное отношение к культурно-историческому и художественному наследию. Использование возможностей музея позволяет во взаимодействии с образовательными учреждениями придать большую мягкость решению многих социальных и особенно молодежных проблем.
Таким образом, целью нашей работы будет являться определение места музейной педагогики в системе современной социально-культурной деятельности.

Содержание работы

Введение 2

Социально-культурная деятельность в системе музейной работы 4

Музей как социально-культурный институт 14

Музейная педагогика 17
в системе социокультурной деятельности 17


Список использованной литературы 26

Содержимое работы - 1 файл

муз-пед в сист СКД.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

     Миссия музея в современном мире – это генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации всех элементов наследия.

     Сегодня, как и прежде, музеи погружены в историю и должны представлять собой специфическую форму ее бытования в современности. Это своеобразный архив человеческой памяти, в котором не должны быть утеряны временные перспективы, поскольку благодаря им осуществляется приобщение посетителя к культурному наследию.

     Современный музей как относительно устойчивый элемент социокультурной жизни общества прошел длительный период институционализации, на протяжении которого происходило взаимодействие трех социальных групп: владельцев музейных ценностей, музейных профессионалов и публики. Это круг лиц, вступающих в процессе функционирования музея в определенного рода отношения, которые приобретают характер социально-значимых функций, относящихся как к удовлетворению конкретных социокультурных потребностей человека, так и к организации предметно-содержательной деятельности учреждения.

     Выступая  в качестве специфического средства коммуникации, музеи приглашают современного посетителя к восприятию исторических пространств и разнообразных экспонатов, к постижению неисчислимых богатств человеческого опыта и размышлению об увиденном, о познанном, и т.д.

     Социальные  функции музея определяются общественным его назначением, ориентацией музейной деятельности на удовлетворение общественной потребности, на выполнение «социального заказа».

      Зарубежное  и российское музееведение традиционно  выделяет две основные социальные функции музея – документирования и образовательно-воспитательную.  А.М. Разгон выделил четыре основные функции: документирования, охранную, исследовательскую и образовательно-воспитательную. Другие специалисты выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т.е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. Д.А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение.

      Однако  весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций – документирования и образовательно-воспитательной. Документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности.

      Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов – музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т.е. с охранной функцией, и с их изучением, т.е. с исследовательской функцией. Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.

      В связи с утверждением коммуникационного подхода наметилась тенденция определить третью из основных функций музея – коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также другими людьми. Музей способен сыграть важную роль в преодолении наметившегося коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества.  
 

     Музейная  педагогика

     в системе социокультурной  деятельности 

     Понятие «музейная педагогика» пришло к  нам из Германии, однако в России это направление начало утверждаться потому, что возникла потребность в смене образовательных парадигм и формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, в которой практика получила бы импульс для своего развития.

     В определении Б.А. Столярова, музейная педагогика – это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. 

     По  определению другого известного специалиста в данной области, М.Ю. Юхневич, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

     Понимание музейной педагогики как научной  дисциплины наиболее близко позиции  ученых – музееведов, а также  тех музейных работников, которые ощущают  необходимость выхода за рамки чисто эмпирического подхода к культурно-образовательной деятельности музея. Подобный подход нашел отражение в разработках специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. По их мнению, в конце 1980-х гг. «появилась возможность приступить к концептуальному, теоретическому обобщению подходов и конкретных данных в области музейного образования и заложить… основы новой стратегии его развития».

     В истории своего становления в России музей как социальный институт по классификации М.Ю. Юхневич проходит следующие стадии:

  • просветительская модель (1870-ые – 1920-ые гг.);
  • политизированная модель (1920-ые – 1950-ые гг.);
  • информативная модель (1950-ые – 1980-ые гг.);
  • коммуникативная модель (1980-ые – по наст.вр.).

     Как утверждает ряд авторов (Бонами З.А., Гнедовский М.Б. и др.), расцвет музейной педагогики как новой, динамично развивающейся, отвечающей современным запросам общества дисциплины, был возможен именно в рамках коммуникативной модели деятельности музея.

     Впервые коммуникационный подход к музею был сформулирован в зарубежном музееведении 1960-х гг. - в работах канадского ученого Д. Камерона и достаточно быстро завоевал популярность. Это происходило на волне «музейного бума» 1960-1970-х гг. и процесса демократизации музея, который ощутил необходимость повернуться лицом к своему посетителю, увидев в нем равноправного участника диалога. Рост популярности коммуникативной концепции, видимо, объяснялся общественными изменениями иного порядка: на смену веку информации шел век общения.

     В нашей стране коммуникационный подход начинает завоевывать свои позиции  несколько позднее. Этот процесс, не связанный впрямую с «перестройкой», в определенной мере подталкивается ею: музей стремится к смене идеологических парадигм.

     Образовательная модель, основанная на коммуникационном подходе, привнесла несомненную новизну во взаимоотношения музея с его аудиторией, затронув их основу. Менялось представление о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. Наиболее точно и емко это сформулировано М.Б. Гнедовским, в работах которого последовательно раскрывается суть нового коммуникационного подхода (Гнедовский М.Б., 1986; 1987; 1989; 1994). «Сверхзадача» музея по отношению к аудитории определяется исследователем на основе аксиологической концепции (в терминах актуализации ценностей), которая противопоставляется господствующей ранее информативной модели.

     Как один из авторов проектной концепции  «Музей и образование» (1989) М.Б. Гнедовский определяет его образовательную специфику следующим образом: «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, - опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности. Не знание истории как совокупности умозрительных истин и сведений, но отношение к ней, личное отношение - вот что призван формировать музей... Поэтому музей "сообщает знания" лишь по необходимости, лишь по той причине, что неведение (или невежество) не может служить основой ценностного переживания» (Музей и образование. Материалы для обсуждения, 1989, с. 18-19).

     Такой подход к содержанию образовательной деятельности музея заставляет пересмотреть сложившиеся в рамках информативной модели представления об отношении музея и его аудитории. Поэтому далее М.Б. Гнедовский продолжает: «Личностная позиция посетителя возможна лишь в том случае, если он с самого начала рассматривается как "субъект" музейно-образовательной деятельности, как носитель определенных культурных установок (обуславливающих его восприятие), имеющий свои интересы и склонности и обладающий правом самостоятельного отбора информации. Это требует признания осмысленности посетительского восприятия даже в том случае, если оно не совпадает с восприятием профессионала, заставляет дополнить представление об однонаправленном воздействии музея на аудиторию представлением об их взаимодействии, диалоге» (там же).

     Итак, образовательное назначение музея, который возник из потребности людей наделять ценностным смыслом определенные предметы и явления, заключается в формировании ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Это осуществляется в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного. Поэтому в новой образовательной концепции большая роль придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению.

     Коммуникативная модель, в известной степени, опрокидывала прежние представления о сущности образовательной деятельности музея. В то же время для обозначения этой деятельности в анализируемый период продолжали бытовать самые различные термины, включая такие, как научно-просветительная работа, научная пропаганда, популяризация. Этот терминологический разнобой в какой-то степени свидетельствовал об отсутствии единого подхода к пониманию того, ради чего музей встречается со своей аудиторией.

     В то же время смена образовательных  парадигм стимулировала употребление нового термина – музейная педагогика. Одновременно с ним все чаще начинает использоваться термин культурно-образовательная деятельность, который наиболее точно отражает характер образовательного процесса в музее: образование в сфере культуры (см., например, Культурно-образовательная деятельность музеев, 1997). Этот термин возвращает нас не только к отечественным традициям прошлого, но и в лоно международного музейного сообщества. Так, например, соответствующий комитет Международного Совета музеев (ИКОМ) носит название Комитет по образованию и культурной деятельности. И это также является серьезным аргументом в пользу данной дефиниции, которая будет употребляться на страницах этой книги.

     Областью  музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения  к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. При этом меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Одновременно музейная аудитория перестает рассматриваться как сумма абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и иным признакам.

     В контексте обсуждения проблем музейной педагогики понятие «образование» трактуется как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностного отношения к миру. Специфику музейного образования определяет то обстоятельство, что оно осуществляется на предметной основе и в специально организованной, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где органично сочетаются документально-достоверное и художественно-образное начала и где человек находит «кратковременное убежище от агрессии, безобразия и шума внешнего мира» (К.Хадсон). А потому в музее посетитель:

    • чувствует свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;
    • получает возможность извлекать знания, опираясь на первоисточник;
    • ощущает способность к расширению чувственно-эмоционального опыта, ценностному переживанию, эстетической реакции, к постижению языка вещей;
    • освобождается от повседневных забот, с охотой подчиняясь особому «музейному» регламенту поведения.

     Музейное  образование относится к сфере  неформального. Оно демократично, лишено жестких схем и распространяется на все группы общества: детей и взрослых, местных жителей и туристов, здоровых людей и групп людей с ограниченными возможностями здоровья. К тому же, если школа, например, призвана обеспечить базовое образование на основе регламентированных программ, то музей дает избирательное образование. Плоды его, отмечает К. Хадсон, «столь же случайны и непредсказуемы, сколь плоды просвещения школьного или университетского. И в этом смысле, - очень тонко подмечает он, - все, чего мы можем достичь, - это создать в музее такую атмосферу, в которой образовательный процесс скорее возможен и уместен, чем невозможен и неуместен».

Информация о работе Музейная педагогика в системе соцокультурной деятельности