Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас «дедовщину» в школе называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг [17, с. 90].
Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ
ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
5
2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ
11
3. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
14
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
24
Таким образом, буллингом можно считать умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).
3 СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Буллинг является разновидностью
насилия и, в свою очередь, также
может выражаться по-разному, т.е. имеет
свои виды. Поскольку мы указали, что
буллинг имеет место
– буллинг в школе;
– буллинг на рабочем месте;
– буллинг в армии («дедовщина»).
Конечно, проявления буллинга могут наблюдаться и в других более-менее организованных коллективах. Но мы остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.
Буллинг имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Акты агрессии, направленные на одних и тех же жертв, создают между ними стабильные отношения, в которых буллинг на одном полюсе дополняется виктимизацией на другом полюсе. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это – устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.
Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления следующие точки зрения. Так, Д. Лэйн [16] выделяет физическое и психическое насилие; И. Бердышев [3] говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием; Т. Мерцалова [20] выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное.
На наш взгляд школьное насилие включает в себя различные действия обидчика по отношению к жертве, но все они направлены, как отмечает Малкина-Пых [18], на унижение посредством эмоционального, физического, экономического или сексуального насилия и агрессии. Рассмотрим содержание каждого из перечисленных видов насилия.
Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае оружием служит голос. Выделяют следующие виды эмоционального насилия:
– насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня и оскорбляя его, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков – очень распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя;
– отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение, как подчеркивает Малкина-Пых, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек [18, с. 332]. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Вопиющий случай проявления такого вида жестокости зафиксирован в феврале 2010 г. в Ростовской области. По данным ГУВД, драка между школьницами произошла в безлюдном дворе цимлянской школы №2. Несколько подростков-восьмиклассников устроили «разборки» с ученицей 6-го класса своей школы – одна из них издевалась над девочкой, а другие снимали это на мобильные телефоны и комментировали. На видео, которое было выложено в интернете, восьмиклассница бьет девочку рукой, таскает ее за косу, заставляет целовать обувь своей подруги и несколько раз бьет ногой.
Сексуальное насилие или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).
Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. Также в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Исследователь Мальцева [19] отмечает, что появилась новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг, т.е. жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.
Таким образом, буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел ли место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Одной из основных задач социально-педагогической работы по преодолению школьного буллинга является реализация комплексной коррекционной программы развития у учащихся навыков конструктивного управления агрессией. Данная программа должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:
– системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
– единство коррекции и диагностики;
– приоритетность коррекции каузального типа;
– учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;
– комплексность методов психологического воздействия;
– активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе [11, с. 170-171].
Психолого-педагогическая коррекционная работа должна в итоге быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин, ведущих к ее проявлению, расширение активного используемого инструментария в поведении ребенка. В психолого-педагогической литературе и практике [10, 29, 30] выделяются следующие направления, по которым должна осуществляться работа по коррекции агрессии. К ним относятся:
– обучение агрессивных детей способам выражения гнева в социально приемлемой форме;
– обучение детей приемам саморегуляции и умениям владеть собой, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
– формирование таких личностных качеств подростков, как эмпатия и доверие к людям (эффективным способом реализации этого направления является метод индукции несовместимых реакций, к которому относятся юмор и смех, а также ориентация на состояние других людей).
Таким образом, в процессе коррекции агрессивного поведения учащегося целесообразно освоение модели изменения поведения, позволяющей:
– развить осознание и принятие ребенком себя, своих потребностей, эмоциональных состояний;
– принять эмоции и потребности других людей в сочетании с развитием навыков выражения негативных эмоций и удовлетворения потребностей в социально-приемлемых формах.
Как показывает анализ педагогической практики [10, 11, 30], в ситуации неудачи 28,1 % подростков проявляют прямую вербальную агрессию, 23,9 % косвенную вербальную агрессию, 18 % ребят склонны к косвенной физической агрессии (ломают предметы, пинают вещи и т.д.), а у 30 % подростков, демонстрирующих агрессивное поведение, наблюдается прямая физическая агрессия. Это достаточно высокий процент, обязывающий социального педагога продумывать тактику работы с такими учащимися.
При обнаружении в коллективе учащихся, практикующих насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на этого ученика.
Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (семейные неурядицы, неудачи в учебе, проблемы в отношениях с друзьями и т.д.), то можно включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания. Не акцентируя внимания учащихся на конкретном ребенке, учителю следует обсудить факты антиобщественного поведения, которые могут быть вызваны душевной неустроенностью ребенка, и призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.
Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми будет наиболее эффективна в том случае, если она осуществится на основании методики ослабления детской агрессивности, предполагающей использование следующих форм работы:
– переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло;
– профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов, подкрепленные ссылкой на закон и права других людей;
– ролевые игры, позволяющие воспроизвести реальные ситуации и обучить детей социально приемлемому поведению в различных обстоятельствах;
– поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям (написание поздравлений, участие в благотворительных акциях и др.);
– упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность;
– тренинг психологического характера (глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.);
– закаливание организма (умывание холодной водой и др.);
– тренировка воли (обещание не вступать в конфликты и не обижать других, следить каждый день за выполнением данного обещания и т.д.);
– самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня, анализ поведения, поступков и т.д.) [29, с. 49].
Если в школе выявлена группа подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные ребята не разойдутся по домам. Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом и т.д.) удерживает часть ребят в этом сообществе. Учитель, используя влияние других учеников в классе, должен добиться выхода из группы всех колеблющихся членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения и публично хвалить за успешное их выполнение. Борьба с группами агрессивной направленности в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога, имеющих свои особенности [10, с. 5].
Информация о работе Буллинг как социально педагогическая проблема