Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:01, реферат
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее реше¬ния во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, ре¬зультаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.
Андрогогика:
наука обучения взрослых
Андрогогика (от греч. andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен К.Каппом, немецким историком просвещения (1833).
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.
В 60— 70-е годы нашего века известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых».
Начало формирования теоретических аспектов андрагогики как самостоятельной науки было положено в 70-х годах в работах американских ученых М. Ноулза , П. Смита , английского П. Джарвиса, отечественного С.И. Змеева и др.
Сегодня в научном мире используются четыре фундаментальных издания, посвященных андрогогическим проблемам в образовании.
Все
авторы считают, что андрогогика - это
наука, предназначенная для образования
взрослых. С.И.Змеёв считает объектом андрагогики
процесс обучения взрослых. Ю.И.Калиновский
показывает, что это дисциплина, которая
позволяет взрослым, готовящимся к социальному
профессиональному творчеству, воспитывать
способность к самостоятельному и ответственному
мышлению, а другой части социума - осознавать
и реализовывать свои права и исполнять
свои обязанности с полным пониманием
задач, стоящих перед страной на современном
этапе.
Наиболее
широко и в то же время точно рассматривает
андрагогику авторский коллектив учебного
пособия под редакцией С.Г.Вершловского
- это наука, познающая и обобщающая практику
образования взрослых. Авторы считают,
что андрагогика создает теоретические
и методические основы деятельности, помогающей
взрослым приобрести общие и профессиональные
знания, освоить достижения культуры и
сформировать (или пересмотреть) жизненные
принципы.
Активная
волна бизнес-образования и в
нашу страну «принесла» ясное понимание
того, что образование взрослых работающих
студентов существенно
В
современных учебниках для
Чаще
всего преподаватели бизнес-
Сегодня
многие прогрессивные школы бизнеса
строят образовательные процессы в
соответствии с идеями так называемого
«недирективного обучения» Алана Роджерса.
Эти идеи просты, основаны на непредвзятом
наблюдении за взрослыми студентами и
поэтому эффективны:
Любой человек воспринимает только то, на что направлено его сознание.
Для
образования, в которое погружают
свое сознание взрослые студенты, ценность
имеют концепции, которые переданы
так, что с их освоением:
Заметим, что у студентов в связи с вопросом: «Что для вас ценно в образовании?» - чаще всего возникают несколько иные представления, но смысл их тот же. Правильные образы мира, деятельности, людей, себя, способные повлиять на его деятельность в бизнесе, - это то, что студент неявно или явно ожидает получить, соглашаясь на учебу.
Основываясь на таком понимании ценности
образования для студентов, следует искать
не просто методы занятий, а методы, которые
бы в сознании студентов превращали идеи
и концепции:
На первый взгляд, это утверждение может показаться противоречием по отношению, казалось бы, к главной для многих ценности образования - обогатить практику, научить делу. Но это только на первый взгляд.
Процесс
усвоения в образовании взрослых
студентов полезно понимать как
этапы движения их сознания, например
по следующей цепочке:
Действие =>
Понимание => Знание =>
Действие.
В данной цепочке отражается путь движения сознания в процессе образования именно взрослого человека, работающего, добывающего знания из собственной деятельности в виде опыта и теории и вновь возвращающего эти знания в деятельность для ее развития.
С
философской точки зрения этот путь
видится как путь двухколенного
«восхождения» сознания:
Идея
двухколенного «восхождения»
Конкретное проявляется в процессе правильного исследования («восхождения») дважды - в начале познания как его исходный пункт (назовем его чувственно-конкретным) и по завершении познания как итог (мысленно-конкретное). Полное «восхождение» начинается с наблюдения существующей действительности и заканчивается возвращением в нее, обновленную нашим сознанием.
В
ходе этого процесса должно быть выстроено
такое представление о
Заметим, что полнота образовательных актов достигается тогда, когда в них воссоздаются оба этапа «восхождения».
Понимание как особенная деятельность человеческого сознания имеет свои закономерности. Причем по отношению к взрослым студентам эти закономерности проявляются наиболее «выпукло», поэтому их можно понять и нельзя не учитывать при организации образования.
В наибольшей степени закономерности понимания раскрыты в таких метафизических дисциплинах, как герменевтика, когнитивная психология, феноменология и некоторые другие. Выделим лишь некоторые особенности понимания как процесса, для того чтобы возбудить в наблюдательном преподавателе волну размышления о том, как встроить эти закономерности в методы образования взрослых студентов в бизнес-среде.
Мы никогда не видим то, что есть, а лишь то, на что смотрим. Всегда «между» нами и наблюдаемым явлением существует некоторое условие, благодаря которому явление окрашивается нами в особенный «цвет».
Наше сознание как бы двухслойно: один слой - это направленность его актов, намерения (интенции), а другой - это содержание намерений (интенций).
Сознание объекта - это поток актов. Понимая что-либо, в каждом из этих актов мы «окружаем» понимаемое вопросами и испытываем в них то, что хочется понять. Именно это создает материал и возможность для образования смысла.
«То, что мы видим нечто действительно наличное, не больше и не меньше, - представляет собой результат направляющего наше видение процесса обретения ясности, отсечения иллюзорных образований», то есть понимание проявляется как процесс освобождения от иллюзий подобно тому, как скульптура появляется в результате освобождения каменной глыбы от лишнего материала.
Мир, который мы воспринимаем, выстраивается сознанием как концентрическое пространство. В центре - эго воспринимающего. Так, есть ближайший мир, ближний мир, дальний мир. Так же выстраивается и понимание: понимание ближайшего, ближнего, дальнего в объекте.
«Каждое отдельное переживание возникает, скорее всего, лишь в результате его выделения внутри всеобъемлющего сознания, которое всегда уже предполагается как единое.» «Соответствующий признак мы всегда находим как единство текущих многообразии.»
«Цель любого понимания - достичь согласия по существу.» Издревле известно, что сущность - это то, что тождественно в разнообразном. Стало быть, понимание - это особенный синтез противоположностей.
Доступно пониманию лишь действительное совершенство смысла. Презумпция совершенства - это наше отношение к истине, которое ведет наше познание.
Понимание любого объекта всегда имеет открытый горизонт полегания смысла. Пониманию подлежит только часть предмета. Остальное в нем образует бесконечный «горизонт» его признаков.
«Понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсолютно загадочное» .
Из
этих и некоторых других закономерностей
можно вывести полезные следствия
для организации «восхождения»
студентов к вершинам «понимания». Сформулируем
их в виде рекомендаций или, лучше, требований
к преподавателю, стремящемуся создать
законопослушные методы проведения занятий
с взрослыми студентами: