Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:52, реферат
Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что всё пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности.
Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали числовое выражение. Ими было обнаружено, что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы.
Мурманский
Государственный Гуманитарный Университет
Реферат на тему
«Математическое
искусство Мориса
Эшера»
Исполнитель –
Д. С. Карун, студентка
ПО-1 группы
ХОТиД
факультета
Мурманск
2010
Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что всё пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности.
Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали числовое выражение. Ими было обнаружено, что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую "Канон".
Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин назвал красоту "числовым равенством". Философ-схоласт Бонавентура писал: "Красоты и наслаждения нет без пропорциональности, пропорциональность же прежде всего существует в числах. Необходимо, чтобы все поддавалось счислению". Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый".
Таким
образом, пропорциональность, соразмерность
частей целого является важнейшим условием
гармонии целого и может быть выражена
математически посредством
Голландский художник Морис Корнилис Эшер, создал уникальные и очаровательные работы, в которых использованы или показаны широкий круг математических идей.
Когда он учился в школе, родители планировали, что он станет архитектором, но плохое здоровье не позволило Морису закончить образование, и он стал художником. До начала 50-х годов он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах («Time» и др.) он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников были и математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.
В
процессе своей работы он черпал идеи
из математических статьей, в которых
рассказывалось о мозаичном разбиении
плоскости, проецировании трехмерных
фигур на плоскость и неевклидовой
геометрии. Он был очарован всевозможными
парадоксами и в том числе "невозможными
фигурами". Парадоксальные идеи Роджера
Пенроуза были использованы во многих
работах Эшера. Наиболее интересными для
изучения идеями Эшера являются всевозможные
разбиения плоскости и логика трехмерного
пространства.
Морис Корнелиус Эшер родился в городе Лееварден в 1898 году. Он был младшим сыном в семье инженера, где, кроме него, было еще четверо детей. Старшие братья пошли по стопам отца, стали научными работниками и инженерами. А младший оказался не в ладах с математикой. В школе учился неважно (еще одна характерная деталь биографии знаменитого человека), лучше всего давалось ему рисование. В конце концов Эшер выбрал профессию художника-графика. Его отец, инженер-гидравлик, хотел, чтобы сын получил солидную профессию, и в 1919 году Эшер поступает в Гаарлемское училище архитектуры и декоративного искусства. Кстати оказавшись одним из первых, кто стал делать гравюры на новом для того времени материале — линолеуме. Хоть Эшер и посещал школу архитектуры и декоративных искусств в Гарлеме, он тем не менее не стремился что-либо построить.
В 1922 году, проучившись в училище два года, Эшер переезжает в Италию, где проживет 13 лет. Каждое лето он путешествует по Южной Италии или Испании. Летние впечатления служат материалом для гравюр, над которыми он работает зимой.
К середине тридцатых годов политический климат в Италии стал нестерпимым. В 1935 году девятилетнего сына Эшера обязали носить форму юного фашиста. Это послужило толчком к решению семьи переехать в Швейцарию.
Холодная снежная Швейцария действовала на Эшера угнетающе. Он обратился в морскую компанию, совершавшую грузовые перевозки по Средиземному морю, с просьбой разрешить ему путешествовать на ее судах с оплатой гравюрами, выполненными в пути. Удивительно, но предложение было принято.
Это было последнее большое путешествие Эшера. Эшер провел 2 года в Швейцарии, 5 лет — в Брюсселе. После этого он больше не нуждался во внешних впечатлениях для творчества.
С 1941 года Эшер постоянно живет в Голландии в городе Барне. Всемирная известность пришла к нему в 1951 году после публикаций сразу в трех популярных журналах: «The Studio», «Time» и «Life». В 1954 году в Амстердаме состоялась большая выставка Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу. Математики сразу признали художника «своим», с этого времени его рисунки – неизменный атрибут физико-математических изданий. Слава мало изменила образ жизни художника, который продолжал упорно работать.
Математики любят Эшера. В его гравюрах и литографиях видят ключи к доказательству теорем или оригинальные контр-примеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графики.
Однажды
известный геометр Г. Кокстер
пригласил Эшера на свою лекцию,
посвященную математическому
«Я
так ни разу и не смог получить хорошей
оценки по математике. Забавно, что
я неожиданно оказался связанным
с этой наукой. Поверьте, в школе
я был очень плохим учеником. И
вот теперь математики используют мои
рисунки для иллюстрации своих
книг. Представьте себе, эти ученые
люди принимают меня в свою компанию
как потерянного и вновь
И это говорит человек, без гравюр которого не обходится с середины прошлого века ни одна «иллюстрированная» книга по математике, физике, топологии, не говоря уж о популярных изданиях! (Кстати, советский научно-популярный журнал «Квант» публиковал Эшера свыше 20 раз, «Знание-сила» - еще больше.)
В его словах, наверное, есть доля преувеличения. Так, например, в августе 1960 года Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже. Почему кристаллография? Видимо, потому, что из всех работ Эшера лучше всего известные его орнаменты (или мозаика), то есть периодическое заполнение плоскости одинаковыми фигурами.
В
последние годы здоровье художника
заметно ухудшается, что не даёт
Морису Эшеру работать в полную силу.
Эшер скончался 27 марта 1972 года в госпитале
нидерл. Diakonessehuis в Хилверсюме от рака кишечника.
Похоронен в Барне на кладбище Ниве Алхемеен
Бехраафсплаатц (нидерл.
Nieuwe Algemeen Begraafsplaats).
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В
то же самое время работы Эшера
подчёркнуто относятся к
В
процессе работы художник брал идеи из
математических статей, в которых
рассказывалось о мозаичном разбиении
плоскости, проецировании трёхмерных
фигур на плоскость, неевклидовой геометрии,
«невозможных фигурах», логике трёхмерного
пространства. Хотя Эшер не принадлежал
к основному потоку авангардного
искусства XX века, считается, что его
творчество следует рассматривать
в контексте теории относительности
Эйнштейна, фрейдовского психоанализа,
кубизма и прочих достижений в
области соотношений
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.
Морис Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).
На
множестве картин Эшера происходит
демонстрация упорядоченного сечения
плоскости или заполнение её тождественными
формами, которые без зазоров, плотно,
прилегают друг к другу (навеяно
«мавританским» средневековым стилем).
Идеи для своих картин Морис Эшер берет из точных наук и в первую очередь из математики. Работы Эшера, отталкиваясь от абстрактного понимания мировых закономерностей, будят фантазию, заставляют иначе взглянуть на мир, породить новую абстракцию – которая послужит основой нового мира либо более точного понимания нашего.
3.1
Мозаика
Регулярное
разбиение плоскости, называемое "мозаикой"
- это набор замкнутых фигур, которыми
можно замостить плоскость без
пересечений фигур и щелей
между ними. Обычно в качестве фигуры
для составления мозаики
Интересоваться
мозаиками Эшер начал в 1936 году во
время путешествия по Испании. Он
провел много времени в Альгамбре,
зарисовывая арабские мозаики, и
впоследствии сказал, что это было
для него "богатейшим источником
вдохновения". Позже в 1957 году в
своем эссе о мозаиках Эшер написал:
В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней.
Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. (Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности в мозаиках иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник.) Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.