Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:14, курсовая работа
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно – хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово–промышленные группы.
В форме финансово–промышленных групп реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы.
Например,
состав ФПГ «Объединенная горно-
Транснациональные (межгосударственные) финансово-промышленные группы. К ним относятся ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств и имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения.
Среди официально зарегистрированных транснациональных ФПГ, основанных на кооперационных связях с предприятиями Белоруссии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Молдавии и Латвии, можно отметить такие группы, как «Нижегородские автомобили», «Транснациональная алюминиевая компания» («ТаНАКо»), Транснациональная финансово-промышленная группа «Славянская бумага» и др., действующие в сферах ТЭК, химической, металлургической и атомной промышленности, целлюлозно-бумажного производства и производства химических волокон.
Если
транснациональная ФПГ
Наиболее привлекательной формой интеграции участников ФПГ являются "мягкие" ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, - союз, ассоциация, консорциум, - которые присущи подавляющему числу ФПГ (95%).
Объединяет партнеров центральная компания (ЦК). Ее роль может состоять в выполнении функций координатора, инвестиционного консультанта, торгового посредника, лоббиста общегрупповых интересов и др. Координирующая роль ЦК наглядно проявляется, когда она выступает уполномоченным по ведению общих дел простого товарищества (договора о совместной деятельности). В свою очередь, центральная компания является одной из сторон договора о совместной деятельности.
ЦК организует производство продукции с использованием консолидированных ресурсов, реализацию этой продукции, перечисление НДС, распределение прибыли в соответствии с условиями договора, а банк финансирует текущие расходы.
Опыт
уже действующих ФПГ
Кроме того, привязка интересов участников к конечному экономическому результату производственно-хозяйственной деятельности ослабляет напряженность в межкорпоративных связях. По российскому законодательству на стадии объединения вкладов для совместной деятельности не возникает объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Поскольку эти налоги начисляются после реализации конечной продукции совместной деятельности, то тем самым обеспечивается значительная экономия оборотных средств. Что касается организационных объединений типа холдинга, их привлекательность пока невысока (5%). В качестве основных причин, затрудняющих создание ФПГ данного типа, можно указать следующие: последствия ваучерной приватизации – "распыленность" акций предприятий при первичном их размещении через чековые аукционы и льготы при приватизации трудовым коллективам; отсутствие собственного капитала, достаточного для покупки акций предприятий, являющихся участниками кооперации; настороженное отношение многих руководителей к появлению крупных внешних акционеров, нежелание стать "дочерней" или зависимой фирмой и еще не разрушенные надежды самостоятельно обустроиться на рынке; наличие довольно сложных бюрократических процедур при регистрации холдингов, прежде всего, это ограничения по сферам деятельности и доле на рынках ("Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", Указ Президента №1392 от 16.11.1992 г.). Среди зарегистрированных ФПГ можно выделить классический холдинг (такая группа создается путем поглощения (скупки) или создания новых, зависимых по собственности предприятий), холдинг, в основу которого положены трастовые отношения, и холдинг с перекрестным владением акций. Примером классического холдинга с жесткой централизацией контроля над ресурсами участников группы является ФПГ «РОССТРО». ОАО «РОССТРО» – центральная компания холдинга – владеет пакетами их акций. Структурные подразделения общества и предприятия, входящие в холдинг, обеспечивают управление проектами, выполнение всего комплекса работ и услуг по подготовке строительства, производству строительных материалов, проектированию объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию. Создание холдинговой компании путем передачи ей части акций предприятий (трастовые отношения) означает для последних делегирование полномочий по управлению определенным видом деятельности специально организованной корпоративной структуре (ФПГ на основе доверительного управления). Центральная компания такой ФПГ получает в доверительное управление имущество (часть имущества) участников. Речь идет о мощностях, которые образуют технологическую цепочку. Центральная компания организует согласованное использование этих мощностей, платит налоги, распределяет доходы в пользу бенефициариев. Банк финансирует текущие расходы, что весьма важно при длительном технологическом цикле производства.
Вместе с тем, консолидация через доверительное управление сопряжена с уплатой налога на прибыль как до, так и после ее распределения. Плательщиками этого налога выступают и доверительный управляющий, и бенефициарии. К ФПГ, ориентированным на трастовые отношения головного предприятия с остальными участниками, имеющего в управлении пакеты государственных акций предприятий, входящих в состав группы, с некоторой условностью можно отнести группы «Точность», «Тяжэнергомаш», «Восточно-Сибирская группа».
После устранения запрета на перекрестное владение акциями участниками ФПГ процесс интеграции развивается и по этому принципиально важному для диверсифицированных групп направлению. Взаимное (перекрестное) владение акциями участников ФПГ представляет собой один из вариантов холдингового строения, но представленного в рассредоточенном виде. Участники группы, владея перекрестно акциями друг друга и обладая в сумме контрольным пакетом любого участника, выступают по отношению к нему как бы в роли группового холдинга. Отношения между участниками такой группы строятся не на иерархической основе, поскольку нет институционализации холдинга. При этом все участники выступают одновременно в двух ипостасях – субъекта и объекта управления, хотя на практике акцент, может быть, сдвинут в ту или иную сторону, вследствие чего стратегические решения будут приниматься не всеми участниками группы, а своего рода ее элитой. Это приводит к формированию уникальной системы взаимного контроля, когда каждая фирма, член объединения, имеет небольшие, недостаточные для одностороннего контроля пакеты акций всех остальных фирм, а вместе они располагают контрольными пакетами акций каждого из членов ФПГ.
Характерная
особенность данного
Перекрестное владение акциями участников ФПГ может принимать совершенно разнообразные виды. Например, если лидером ФПГ выступает банк, он может быть и ведущим акционером центральной компании (ФПГ «Интеррос», «Каменская агропромышленная группа»). Но основным обществом может выступать и ЦК, которую, в свою очередь, контролирует лидер группы.
Есть также такие ФПГ, один из участников которых (не центральная компания) владеет достаточно крупной долей уставного капитала других участников.
Различия в вариантах структурного построения ФПГ, целях и задачах их развития закладываются на начальной стадии создания группы. Связано это, в первую очередь, с различными мотивациями инициаторов создания ФПГ. К наиболее часто встречающимся их категориям можно отнести инициативные группы, образовавшиеся вокруг промышленных предприятий, достаточно мощные финансовые структуры, оказавшиеся владельцами крупных пакетов акций значительного числа промышленных предприятий, местные органы власти, связывающие формирование ФПГ с решением крупных региональных программ.
То, что полипрофильные (кооперативные) ФПГ составляют более половины всех групп, объясняется специфическим характером этих объединений. Дело в том, что при приватизации большинство предприятий получило в свое распоряжение (в лице менеджеров) контроль над всей выпускаемой ими продукцией и их денежными потоками. Однако из-за нежелания руководства передавать контролирующие функции в другие руки, достаточно сложно интегрировать такие предприятия в иные формы ФПГ.
Ориентация
на ту или иную форму интеграции
в рамках ФПГ в существенной степени
зависит от целевой стратегии
предприятия или группы взаимосвязанных
предприятий. И все же опыт показывает,
что, как только "мягкие" формы интеграции
исчерпывают свои возможности для эффективного
ведения бизнеса, им на смену приходят
более жесткие, холдинговые. Поэтому есть
все основания ожидать в ближайшее время
постепенного увеличения числа ФПГ холдингового
типа.
5. Достоинства и недостатки ФПГ.
Оценки потенциальных возможностей ФПГ при их создании оказались явно завышенными. Воплотиться в жизнь им мешают как неблагоприятные внешние условия для развития групп, так и многочисленные внутренние трудности. Участники групп жалуются на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то, что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.
На
практике отечественные ФПГ
"Хлипкость" банка. Крепость всей групповой конструкции во многом зависит от силы банка, который зачастую является системообразующим. Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие или очень маленькие банки. Отсутствие средних банков специалисты объясняют тем, что банкиров интересуют лишь те группы, деятельность которых они могут контролировать.
Предприятия нередко обвиняют банки (которые стали их акционерами) в том, что их интересует не развитие производства, а извлечение собственной выгоды из контроля над финансовыми потоками, а к реализации инвестиционных проектов в ФПГ они проявляют минимальный интерес. Обследование 24 ФПГ показало, что 80% из них не получали поддержки от своего банка или могли рассчитывать лишь на краткосрочное финансирование.
Характерно, что во многих ФПГ, даже несмотря на технологическую и коммерческую слаженность, собственных средств для пополнения капитала предприятий все равно нет. Поэтому для них актуально иметь в своем составе инвестиционный банк. Но банки хотят развиваться преимущественно как универсальные.
С другой стороны, участие предприятия в учреждении банка стало нелегким экзаменом для того и другого. У предприятия-акционера, который вложил в банк крупную сумму, естественно возникает интерес поправлять свое положение за счет банка, получая деньги на свои проекты независимо от их эффективности и окупаемости. Разумные банки отказываются подчиняться внутригрупповой дисциплине, если от них требуют инвестировать в невыгодные проекты. Некоторым банкам в ходе наращивания акционерного капитала удалось дистанцироваться от своих промышленных учредителей, хотя есть опыт успешного развития групп и при сохранении за промышленными акционерами крупных пакетов акций банков.
Резкое уменьшение банковских капиталов в результате кризиса внесло коррективы в формирование ФПГ. До кризиса они формировались в основном вокруг банков, после их центрами, скорее всего, станут наиболее мощные предприятия. Банки сосредоточатся на расчетном обслуживании и кредитовании предприятий, входящих в ФПГ, а не на скупке их контрольных пакетов.
Ограниченные инвестиционные возможности. На нынешнее состояние ФПГ существенно влияют повышенный риск крупных инвестиций в условиях расплывчатости государственных структурных приоритетов и масштабы инвестиций, необходимых для решения стратегических задач.