Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, реферат
Творчество великого художника-реалиста, модерниста заключает в себе целый мир. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество Анны Андреевны в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Она встала вровень со своими кумирами: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком - не ученицей и робкой подражательницей, а мастером, смело и размашисто вписавшим яркую страницу в историю русской поэзии.
1. Вступление
2. Основные факты из жизни А. Ахматовой
3. Серебряный век. Его влияние на лирику Ахматовой и других поэтов. Открытия в литературе
4. Акмеизм
5. Эволюция лирики поэта
6. Заключение
7. Используемая литература
По жанровому облику, семантике,
целевой установке это
А. Лурье, Б. Анреп эмигрировали; с Н. Луниным расстались, позже он погиб в лагере). Но личные потери никогда не затмевали главного-творчества.
Блок писал, что стихи Анны Ахматовой "чем дальше, тем лучше". И следующий сборник «Подорожник» (1921) этому подтверждение. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти¬хотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Одно из самых известных стихотворений Ахматовой («Когда в тоске самоубийства») объясняет ее отношение к эмиграции. Это стихотворение явилось также поэтическим ответом на приглашение Анрепа приехать в Париж.
Не знала, кто берет ее...
И, зная, что происходит в России, она выбирает Родину, принимая ее судьбу как свою:
В 1922 году уехал за границу еще один друг Анны Андреевны, композитор Артур Лурье. Ему посвящены стихи «Еще весна таинственная млела...» (1916), «Вот и берег северного моря...» (1922), «Долгим взглядом твоим истомленная...» (1921). Он также звал ее с собой. Ответом послужило поэтическое посвящение «Не с теми я, кто бросил землю» (1922):
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
Участь оставшихся была трудна, часто трагична, но на их судьбах лежит отсвет духовного величия.
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
В этих стихах Ахматовой
В сборнике «Подорожник»
Искажение жизни, которое
А сборник «Аппо
Domini», который увидел свет
А. Вертинский
в письме В. М. Молотову с
просьбой о возвращении на
родину говорил, что он был
«зеркалом и микрофоном своей
эпохи» и тем оправдывал «
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
(Это повтор строки Данте,
процитированный Пушкиным в «
Не скитания пугали Ахматову, а неверность. Конечно, и те, кто уехал, сознавали трагизм происходящего, как Бунин, например. Но отчаяние или скептицизм, в каких бы формах они не проявлялись: от мрачного безверия до цинизма - были чужды Ахматовой. В ней жила готовность быть действующим лицом, а не зрителем трагедии. И поэтому она отмечала тех, кто не выдерживал трагического напряжения любви («Нам встречи нет...»).
В «год Господень» Ахматова приняла общий крест времени, и она знала, что цена этой жертвы - муки Христа («Предсказание»). Но оставшись в стране, где «горю нет конца» («Колыбельная»), в страхе ожидая ареста, когда кажется, что легче казнь («Страх во тьме перебирая вещи»), она пишет стихи о мужестве принятия судьбы
И не восклицает, как потом Ю. Живаго Б. Пастернака в стихотворении «Гамлет»: « Если только можешь, авве Отче, чашу эту мимо пронеси». И мужеством теперь пронизано уже все — отношение ко времени, родине, своим чувствам и спутникам («Петроград, 1919»). Так проступала верность историческим святыням, так Ахматова училась бесстрашно смотреть в лицо своего века и сквозь времена.
В этом
смысле очень характерно, что
в «год Господень» Ахматова
пытается оживить страницы
Ахматова и сама уже не проклинает пытку чувств, а благословляет Верность любви. В непреложности прощаний проступает желание высокого постоянства чувств, груз которых иногда кажется самой Ахматовой непосильным:
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит.,.
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой...
Забвенье боли и забвенье нег -
За это жизнь отдать не мало.
Эти
строки Ахматова почти
Ахматова
достигла такого равновесия
Но не
стоит спешить с выводами. Ахматова
не отказалась от любви. Ей
по-прежнему знакомо чудо, когда
природа исполняет музыку
Я гибель накликала милым,
Как вороны кружатся, чуя
С тобой мне сладко и знойно,
И пусть не узнаю я, где ты,
В Ахматовой появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты и времени. В стихотворении «Все расхищено, предано, продано...» происходит как бы преодоление земли небом. «Прелесть милой жизни» открывается в «Эпических мотивах», которые сродни «Дуинским элегиям» Рильке. Здесь таинственно жизни и явление музы, которая отняла «блаженство повторенья», отдав поэта вечному потоку и побуждая чувствовать значительность каждого мига в судьбе. Ахматова пришла к поэтическому сознанию, рассмотрев в жизни не только «магический кристалл» собственной страсти, но мир, дарованный человеку извне. И в следующих сборниках стихов - "Тростник", "Седьмая книга"
«Нечет» - Ахматова отдана стихиям поэзии, культуры, природы, вечности, хотя боли своего времени, сталинские застенки и войну с фашистами она опишет как беду своего сердца. Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории. Такой она предстает в своих поэмах. Героем «Поэмы без героя» стало время, а не личность отдельного человека, как это было принято в классических жанрах. Ахматова, совмещая свою судьбу с судьбами современников, приобщает их к вечным типам мирового искусства и в этой сложной системе зеркал высвечивает катастрофичность и высоту трагедии XX века. Сопряжение всего со всем - суть поэзии, и Ахматова строит здание поэмы на сложных кружевах ассоциаций. Ей трудно, потому что лирика ее до сих пор фиксировала жизнь с точностью дневника. В поэме от подлинности события нужно вознестись к общему ходу времени. Ахматова сумела это сделать, потому что весь путь ее поэзии - расширение пространства. От оконного луча - к стране, от сегодняшнего - к вечному. Ахматова признает власть мира вне, над ней. Это не буквальная религиозность сознания, хотя призыв молитвы Ахматовой всегда был знаком. Она верит в молитву как в личное очищение, любит таинственную прелесть жизни, которая при всех страданиях вызывает в ней пушкинское благодарение судьбе. Отсюда идет античная пластика художественных образов и отточенность форм ее поэзии. Сложность жизни, эпоха «неслыханных перемен», наводнения хаоса и страдания, зовущие Ахматову к Лермонтову и Достоевскому, побеждены солнцем Пушкина и поддержаны поэзией А. Блока, которого она называла «нашим солнцем, в муке погасшим».