Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа
Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике. Символизм не был явлением внутренне однородным. Он представлял собой сложное, исторически развивающееся литературное направление, связанное с именами крупнейших поэтов начала XX века.
Чтобы понят
Введение……………………………………………………………….……2
§1. Символистский журнал начала XX века…………………………5
§2. Журнал «Весы»………………………………………………………..15
§3. Журнал «Золотое руно» ……………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...29
Использованная литература…………………….……………………..30
Приложение………………………………………………………………..31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет"
Гуманитарный факультет
Кафедра
связей с общественностью и массовых
коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "История отечественной журналистики"
Тема: Тип
символистского журнала начала XX века
Выполнил: Лебедева Елизавета
Студентка 3 курса
Факультет: Гуманитарный
Специальность: Связей с общественностью и массовых коммуникаций
Группа: № 6083
Проверил: доцент
кафедры связей с общественностью и массовых
Санкт-Петербург
2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Символистский журнал начала XX века…………………………5
§2.
Журнал «Весы»………………………………………………………..
§3. Журнал «Золотое руно» ……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература…………………….……………………..
Приложение……………………………………………………
Символизм был своеобразной попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. Это обусловило отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической литературы к философско-идеалистической реакции в эстетике. Символизм не был явлением внутренне однородным. Он представлял собой сложное, исторически развивающееся литературное направление, связанное с именами крупнейших поэтов начала XX века.
Чтобы понять символизм, нужно принять его несколько «театральное» отношение к жизни как должное, как нечто естественное и даже необходимое. «Театральность» не была игрой. Русские символисты жили в состоянии непрерывных ожиданий, причем не вполне определенных, но зато катастрофического размаха. Жизнь в состоянии ожидания сделала их чуткими к малейшим колебаниям духовной атмосферы. И потому творчество символистов - подвижно и переменчиво.
“В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”.1 Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к свободе.
Актуальность
данной работы заключаются в том, что в
ней предлагается взглянуть на пропаганду
эстетических идей, положенных в основу
«нового» течения журналистики, с помощью
первых в России журналов-манифестов,
которые оказывали огромное влияние
на развитие не только русской журналистики,
но и европейской.
Целью курсовой
работы является выявление специфики
журнала – манифеста. Для достижения цели
необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития русской журналистике начала XX века;
-
проанализировать
- выявить специфику журнала - манифеста
- проанализировать публикации А. Белого, В. Брюсова и Эллиса в журнале «Весы»;
- выявить роль журнала «Весы» в ряду символистских периодических изданий начала XX века;
- проследить эволюцию журнала «Золотое руно»
- проанализировать публикации А. Блока в журнале «Золотое руно».
Объектом исследования являются периодические издания символистов.
Предметом – журналы «Весы» и «Золотое руно»
Хронологические рамки:
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов познания: аналитический, исторический, дедукции и описания,
Поставленная
цель и сформированные задачи определили
структуру работы, которая состоит
из введения, трёх параграфов, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава
1. Символистский журнал
начала XX века
В конце XIX – начале XX в. искусство, в том числе и литература, превратилось в составную часть единого общественно - эстетического движения эпохи, стало детищем нового периода русской истории. Впервые в истории русской литературы всеми признанному реализму пришлось разделить свое влияние на читателей с представителями модернизма, в первую очередь самого мощного и плодотворного его течения – символизма.
Новое
искусство испытывало необходимость
эстетически обосновать свои принципы,
объяснить обществу свои цели и задачи.
Сначала его представители
Традиционно развитие русской литературы было тесно связано с журналистикой, особенно с толстыми журналами. Н.К. Михайловский писал, что «история новейшей русской литературы может быть сведена на историю журналистики». На журнальных страницах появлялись новые произведения писателей, обзоры ведущих критиков помогали понять не только особенности развития литературы, но и своеобразие общественного и культурного развития страны.
В конце 80 – начале 90-х годов художественное единство русской литературы оказалось нарушенным. Рядом с традиционным реалистическим направлением появились представители «нового» искусства, заявившие о себе не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке... Они пытались познакомить русскую публику с философскими и эстетическими принципами нового течения, с образцами творчества. Этой цели служили манифесты, такие, например, как брошюра основоположника русского символизма Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892г.), сборники «Русские символисты», изданные еще одним мэтром символизма В.Я. Брюсовым в 1893–1894 гг., выставки художников нового стиля – впоследствии их назвали «мирискусниками». Все это было известно лишь узкому кругу интересующихся и сочувствующих. Однако ни известные критики, ни журналисты, пи более или менее широкий круг читателей на протяжении почти 10 лет не признавали «нового» искусства. Его представителей не печатали в журналах, они оставались в глазах общества непонятными бунтарями, ниспровергателями основ. В конце XIX в. и сами модернисты, отойдя от первоначальной позы бунтарей-декадентов, эпатирующих общество, ощутили необходимость полнее и подробнее объяснить своеобразие возникших художественных школ. Манифесты, выпущенные в виде брошюры или сборника, лишь декларировали появление нового и показывали образцы. Детальная разработка программ и эстетических основ была возможна только на журнальных страницах, однако редакции солидных журналов «бунтарей» не печатали.
Одним из первых толстых изданий, допустивших на свои страницы символистов, был «Северный вестник» Л.Я. Гуревич. Но как оказалось, сам тип такого журнала не подходил для подробного, сделанного на должном уровне эстетического обоснования проблем искусства. Русские модернисты в основном принадлежали к высокообразованной научной и творческой интеллигенции, дети профессоров, известных художников, сами получившие достаточно серьезное образование. Пропагандируя свои идеи, они опирались на философские и эстетические труды русских и европейских мыслителей, связывали творчество по законам красоты с проблемами бытия, религии, психологии. Для читателей журнала «обычного русского типа», даже самых образованных, все это было сложно, а главное, не всегда интересно. Л.Я. Гуревич – издательница «Северного вестника» – вспоминала: «...В “Северном вестнике” работал целый ряд известных беллетристов и профессоров, которым многое должно было быть чуждо и неприятно в журнале... Огромность сметы, обусловливаемая этой “солидностью” журнала, заставляла меня иногда жалеть о том, что мы не пошли по пути заграничных “молодых”, открывающих небольшие журнальчики “для своих”. Но сейчас же приходила мысль, что такие журнальчики остаются в очень узком кругу читателей, тогда как о “Северном вестнике” говорили повсюду и подписка его росла. И... я продолжала заботиться о том, чтобы в журнале было достаточно того “просто интересного” материала, который, как лакомство, тащил в большую публику то, что представляло для нас идейную ценность».2 Издательница сама поняла несоответствие эстетической программы петербургских символистов, сотрудничавших в журнале, и общественно-политических отделов традиционного русского издания.
Перед русскими модернистами встала задача создания своих журналов, своих не только по содержанию, но и по типу. Опираясь на западноевропейский опыт, о котором писала Л.Я. Гуревич, русские модернисты создали особый тип издания – журнал-манифест, приспособленный для разработки основ новых течений в искусстве и показа образцов нового искусства.
Модернистские
издания являются самыми изученными
в современной науке. Пристальное
внимание к русскому модерну вызвало
появление огромного количества
научных исследований, которые не могли
обойти публикации журналов, издаваемых
различными группами и течениями. Воссоздана
история создания таких журналов, использовано
большое количество воспоминаний поэтов
и писателей, стоящих у их истоков, введена
в научный оборот их переписка. И этот
материал постоянно пополняется. Поэтому
в последующем изложении акцент будет
сделан на формировании типа подобных
изданий, на основных его характеристиках.
Русскими
учителями нового направления стали писатели
XIX в. В начале 1900-х гг. внутри символизма
обозначались три течения. Первое из них
на рубеже XIX-XX вв. было представлено группой
писателей (Н.Минский, Д.Мережковский,
З.Гиппиус и др.), связавших искусство с
богоискательскими идеями, с идеями «религиозной
общественности». Второе течение (в нем
главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт),
заявившее о себе во второй половине 90-х
гг., рассматривало новое направление
как чисто литературное явление, как естественную
закономерность в поступательном движении
искусства слова Там же. Этим писателям
было свойственно импрессионистическое
восприятие жизни и стремление к чисто
художественному обновлению русской поэзии.
«Младшие» символисты - А.Блок, А.Белый,
В.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский)
при своем вхождении в литературу выступили
как приверженцы философско-религиозного
понимания мира в духе поздней философии
В.Соловьева.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вячеслав Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.
Художественным
и публицистическим органом символистов
был журнал “Весы” (1904 – 1909). “Для нас,
представителей символизма, как стройного
миросозерцания, – писал Эллис, –
нет ничего более чуждого, как
подчинение идеи жизни, внутреннего
пути индивидуума – внешнему усовершенствованию
форм общежития. Для нас не может быть
и речи о примирении пути отдельного
Эти установки
и определили борьбу символистов против
демократической литературы и искусства,
что выразилось в систематической клевете
на Горького, в стремлении доказать, что,
став в ряды пролетарских писателей, он
кончился как художник, в попытках дискредитировать
революционно-демократическую критику
и эстетику, ее великих создателей – Белинского,
Добролюбова, Чернышевского. Символисты
всячески стремились сделать “своими”
Пушкина, Гоголя, названного Вячеславом
Ивановым “испуганным соглядатаем жизни”,
Лермонтова, который, по словам того же
Вячеслава Иванова, первый затрепетал
“предчувствием символа символов – Вечной
Женственности”.
С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к свободе.3
Наследие
символистов представлено и поэзией,
и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна
Сложный и трудный
путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов
(1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение
поэта и способствовала началу его отхода
от символизма. Однако к новому пониманию
искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение
к революции у Брюсова сложно и противоречиво.
Информация о работе Тип символистского журнала начала XX века