Курс лекций по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:57, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международное право"

Содержимое работы - 1 файл

Междунар право конспекты лекций.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

Российская Федерация восприняла международно-правовой статус СССР в качестве государства продолжателя. Этот термин получил договорное закрепление. В преамбуле Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 г. стороны констатировали, что Российская Федерация является государством — продолжателем Союза ССР. Аналогичное положение содержится в Договоре между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г.

Россия выступила в качестве государства-продолжателя при определении судьбы членства Союза ССР в ООН и в других международных организациях. Государства, создавшие СНГ (т. е. большинство бывших республик ССР), согласованным решением от 21 декабря 1991 г. поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. Послание Президента РФ Генеральному секретарю ООН с информацией о том, что членство СССР в ООН продолжается Российской Федерацией, было положительно воспринято всеми государствами — членами ООН и получило официальное подтверждение.

Министерство иностранных дел РФ 3 января 1992 г. обратилось к правительствам зарубежных государств с просьбой рассматривать дипломатические и консульские представительства СССР в качестве представительств РФ. В свою очередь дипломатические представительства зарубежных стран в г. Москве и их консульские представительства в отдельных консульских округах на территории России продолжили свою деятельность как представительства в Российской Федерации.

Представляется, что Российская Федерация выступает одновременно в качестве государства — продолжателя СССР в отношении одной категории прав и обязательств и в качестве государства-преемника в отношении другой категории прав и обязательств.

 

5. Государственно-подобные образования.

 

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые имеют самостоятельный международно-правовой статус на основе международного акта или международного признания.

Историческим примером являются вольные города – Краков, Данциг (Гданьск).

В настоящее время специальный международно-правовой статус имеет Ватикан (Святейший престол), официальный центр Римско-католической церкви, и Мальтийский орден,  официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями.

Государственно-подобные образования имеют право заключать договоры, открывать представительства (Российская Федерация поддерживает с Ватиканом официальные отношения через представителя России при Ватикане, являющегося по совместительству представителем России при Мальтийском ордене).

Ватикан имеет представительства (постоянных наблюдателей) при ООН, ЮНЕСКО, МОТ, является членом ряда специализированных учреждений ООН (в частности, Всемирного почтового союза), Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.

 

6. Международная правосубъектность народов (наций)

 

Международное право закрепляет право народов и наций на самоопределение.

Каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. В соответствии с Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

На государстве лежит обязанность уважать право народа на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Неотъемлемое право народа (нации) на самоопределение является основанием его международной правосубъектности. Субъектом международного права являлся народ (нации), находившийся в колониальной зависимости от метрополии, но боровшийся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение. Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства был способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. А именно - право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры, присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров выступал представляющий народ орган,  сложившиеся в ходе борьбы за независимость (фронт национального освобождения, временное правительство).

Колониальный народ (нация) имел право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая права на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Принцип права народов (наций) на самоопределение гарантирует право каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.  Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Самоопределение народа внутри многонационального государства не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение направлено на повышение уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства. Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 марта 1992 г. подчеркнул,  «не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».

 

7. Правосубъектность международных организаций

 

Международные организации — это институт современного общества, отличный от государства. Как справедливо отмечал Г.И. Тункин,  было бы неправильно на этом основа­нии утверждать, что они не могут быть субъектами международного права, точно так же, как было бы неверно, признавая правосубъек­тность международных организаций, приравнивать их к государствам. Правосубъектность международных организаций имеет отличительные особенности.  С.А. Малинин и Т.М. Ковалева отмечают, что эти особенности касается: а) источника (происхождения) правосубъектности;  б) характера  и  содержания  (объема)  правосубъектности; в) способов прекращения правосубъектности.

Международные организации как субъекты международного права производны по отношению к государствам, их  правосубъектность зависит от воли государств. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее  международными правами и обязанностями.

Правосубъектность международных организаций договорного происхождения. Права и обязанности международных организаций определяются их уставами или иного рода учредительными актами

Правосубъектность международных организаций носит функциональный характер. Наделение той или иной международной организации правами и обязанностями зависит от ее целей и их объем не может превышать функциональных потребностей организации. Способность к совершению международных действий ограничена целями и фиксируется в учредительном акте и дополняющих его документах. Так, при обращении Всемирной Организации Здравоохранения в Международный Суд ООН относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте Суд отказался ответить на запрос в связи с отсутствием у Всемирной Организации Здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме.

Таким образом, правосубъектность международных организаций является производной и функциональной, что определяет ее объем и особенности реализации.

Правосубъектность организации определена теми задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой присущий только ей круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют  общие признаки

- международная организация создается и действует в соответствии  с нормами международного права;

- каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом;

- международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов.

Комиссия международного права ООН  разрабатывает Проект статей об ответственности международных организаций, где предполагается решить ряд практических вопросов. В частности, вопрос присвоения противоправного поведения либо организации, либо ее государствам-членам, либо некоторым из них, вопросы, касающиеся содержания и имплементации международной ответственности  и др. Вопрос об ответственности международных организаций решается в соответствии со специальными договорами (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. ).

Международная организация  обладает элементами наднациональности. Наднациональность как правовая категория является предметом дискуссий. Существуют различные мнения, от однозначного ее принятия до полного отрицания.

Наднациональность определяют как совокупность полномочий, которыми государства наделяют определенный международный орган для целенаправленного регулирования их взаимоотношений, причем эти полномочия имеют приоритетный характер по отношению к соответствующей компетенции государств-членов, включая возможность принятия обязательных для них решений (А.С. Фещенко).

И. Кунц определяющим в наднациональности считал передачу государствами-членами части своих суверенных полномочий международной организации и наделение ее соответствующей компетенцией по их реализации. По его мнению, международное право в целом должно быть наднациональным. Оно не может быть правом между, а только над государствами.

Вопрос о наднациональности международной организации  связывали с вопросом о соотношении суверенитета государств-членов с полномочиями созданного ими внутриорганизационного механизма. Вступление государств в международную организацию влечет за собой с их стороны добровольную передачу данной организации своих суверенных прав. Степень делегирования и составляет сущность института наднациональности (Е.А. Шибаева).

Можно выделить следующие элементы наднациональности.

Наднациональная власть является иерархически более высокой по сравнению с государственной властью, что следует в первую очередь из примата права межгосударственного объединения над внутригосударственным правом.

Решения наднациональной организации имеют обязательную силу и прямое действие на территории государств-участников. Например, в решении от 13 июля 1972 г. по делу о произведениях искусства, обладающих исторической ценностью, Суд ЕС, указал, что «предоставление Сообществу прав и полномочий со стороны государств-членов в соответствии с положениями Договора о ЕЭС влечет за собой не подлежащее пересмотру ограничение их суверенных прав, которое не может быть юридически оспорено никакими ссылками на нормы внутреннего права, какой бы ни была их природа».

В решении по делу Walt v. Wilhelm от 13 февраля 1969г. Суд указал: «В силу принципа верховенства права ЕС положения договоров и акты институтов Сообществ, имеющие прямое действие, делают неприменимым всякое противоречащее им положение существующего национального права».

 

8. Международная правосубъектность индивида.

 

Международно-правовой статус индивидов (физических лиц) вызывает оживленные дискуссии в доктрине международного права.

В дореволюционной литературе встречаются высказывания о признании самостоятельной  личности, индивида в международно-правовых отношениях.  Ф.Ф. Мартенс  рассматривал государства как единственные субъекты международного права, утверждая, что  «ни монархи, ни частные лица, ни общества, участвующие в международных сношениях, не должны быть считаемы субъектами международного права». Вместе с тем отмечал, что они «имеют в области международных отношений определенные права», «человек есть лицо, т. е. субъект известных неотъемлемых прав, которые должны быть уважаемы в области отношений между государствами».

В. А. Уляницкий,  указывая, что преобладающим является признание государства единственным субъектом международного права, допускал, что «в известных случаях субъектом международного права могут быть и отдельные общества и лица, поскольку они находятся в международном обороте и пользуются защитой международного права».

В доктрине международного права едва ли не аксиомой считалось, что  нормы международного права создают права и обязанности лишь для его субъектов. Органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются.

По мнению Ю.С. Решетова, «определение правового положения граждан традиционно является суверенным правом государств, и международное сотрудничество в области обеспечения прав человека не преступало ту черту, за которой начинается внутренняя юрисдикция государств».

Информация о работе Курс лекций по "Международному праву"