Курс лекций по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:57, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международное право"

Содержимое работы - 1 файл

Междунар право конспекты лекций.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

 

2. Государство – основной субъект международного права.

 

Международное право создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Государства выступают как основные субъекты международного права.

Правосубъектность государства универсальна. Государство приобретает правосубъектность с момента своего возникновения независимо от воли других субъектов, уже существующих на международной арене. Данное свойство государств вытекает из самой их сущности как суверенного образования, они являются субъектами международного права ipso facto, и поэтому называются субъектами «первичными».

Государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и с их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми субъектами, имели юридическую обеспеченность.

Государство обладает исключительным и неотъемлемым свойством -  государственным суверенитетом. Государство осуществляет суверенитет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств.

Как суверенное образование государство обладает иммунитетом ( лат. – льгота, изъятие, неприкосновенность). Государство не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem nоn habet imperium — равный не имеет власти над равным).

Судебный иммунитет означает, его неподсудность судебным органам другого государства, привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

Согласно ст. 401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аналогичная норма закреплена в ст.251 АПК РФ

Федеративное государство выступает в межгосударственных отношениях как целостный субъект международного права. В ведении федерации в целом находятся высшее представительство и заключение международных договоров.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство и территория РФ;  регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; внешняя политика и международные отношения, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Подобные положения содержатся в зарубежных конституциях. В Конституции (Основном законе) ФРГ закреплено: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они обладают приоритетом перед законами и непосредственно создают права и обязанности для жителей федеральной территории» (Ст. 25). Согласно Основному закону ФРГ «ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации» (ч. 1 ст. 32).  Конституция США устанавливает, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов  обязаны следовать  этому праву, каким бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов» (п. 2  ст. VI).

По Конституции Индии к компетенции Союза отнесены  «внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотношений Союза с каким-либо иностранным государством», заключение и выполнение договоров с иностранными государствами (приложение 7).

Механизм реализации международной правосубъектности федеративного государства различен. В Германии перед заключением Федерацией договора, «затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана» (ч. 2 ст. 32 Основного закона ФРГ).

В Российской Федерации участие ее субъектов в заключении договоров регулируется федеральным законодательством («О международных договорах Российской Федерации», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).  В соответствии с указанными законами международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта, а при разработке договора, затрагивающего полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предложения соответствующих органов субъекта рассматриваются при подготовке проекта.

В международном праве нет нормы, определяющей международно-правовой статус субъектов федеративного государства. Но международное право и не отрицает международной правосубъектности таких образований. Объем международной правосубъектности определяется конституцией федеративного государства.

Так, ст. 32 Основного закона ФРГ предоставляет возможность землям в пределах их  компетенции, и с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ч. 3 ст. 32).  В соответствии с Конституцией Бельгии  субъекты Бельгийской федерации (сообщества и регионы) обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов (§ 1 ст. 127 и § 1 ст. 130).  Договор между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве 1993 г. в ст. 9 воспроизводит данное положение.

Субъекты федерации вправе вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, заключать международные договоры между собой, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.

Примером служит практика таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия. Субъекты этих государств (штаты, провинции, земли, кантоны) заключают договоры  с субъектами других федераций, или  с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией).

В России международно-правовой статус республик, областей, краев и других субъектов РФ  определен в Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Закон предоставляет субъектам РФ  право в пределах предоставленных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Такие связи субъекты вправе поддерживать с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ — и с органами государственной власти иностранных государств (ст. 1). Связи субъектов с иностранными партнерами могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Предусмотрено также право на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие соглашения не являются международными договорами (ст. 7 Закона).

Международно-правовой статус многих субъектов определен в Конституциях республик, в уставах краев, областей. Во многих субъектах РФ приняты специальные акты, регулирующие международную деятельность.  Примером может служить Закон Свердловской области в 2005 г.  «О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене».  Закон регулирует порядок заключения и реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, вопросы открытия и деятельности представительств Свердловской области на территории иностранных государств и зарубежных представительств на территории Свердловской области. При этом предусматривается согласование с Министерством иностранных дел РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. установил, что формулировки конституций ряда республик в составе Российской Федерации противоречат Конституции РФ. По мнению Суда, «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного государства и участником соответствующих межгосударственных отношений...».

Существует несколько способов образования новых государств, в том числе возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.

В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

 

3. Международно-правовое признание

 

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Институт признания регулируется обычными нормами, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытка Комиссии международного права ООН кодифицировать данный институт ничем не завершилась.

Относительно юридического значения признания существуют две теории  — декларативная и конститутивная. Наибольшее распространение получила декларативная теория, согласно которой государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует ее. 

В Уставе Организации Американских государств предусмотрено: «Политическое существование государства не зависит от  признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту свой целостности и независимости, на обеспечение, на обеспечение своей безопасности и процветания….» (ст. 9).

Конститутивная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Согласно этой теории возникновение государства неравнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Признание  «конституирует» государство как субъект международного права.

Практическое значение имеет вопрос - каков статус непризнанного государства и его актов? Непризнанное государство может участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях.

Однако, прием непризнанного государства в международную организацию не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.

Признание государства признание констатирует появление нового государства,  дает ему возможность эффективно реализовать свою международную правосубъектность.

Как правило, признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства. Такой вопрос возникает в случае прихода к власти правительства не конституционным путем.  Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает данное правительство законным и единственным представителем государства в международных отношениях. При этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств,  пришедших к власти революционным путем. В соответствии с доктриной Эстрады (министр иностранных дел Мексики), в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве. Его позицию поддержал Бентакур, по мнению которого необходимо воздерживаться от признания правительств, пришедших к власти путем насилия, а не путем выборов.

Проблема признания может возникать применительно к национально-освовободительному движению и в отношении воюющей стороны.

Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Борющиеся  за свое освобождение нации,  являются субъектами международного права. На международной арене их представляют органы национального освобождения, выполняющие функции публичной власти.  Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъектности. Например, признание Организации освобождения Палестины в качестве представителя  палестинского народа. ООП пользуется тсатусом постоянного наблюдателя при ООН с 1974 г.

Признание восставших означало, что признающее государство признает факт восстания и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. За повстанцами признавали право на получение гуманитарной помощи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав.

В случае оккупации создаются органы руководства национальным сопротивлением. Признание органов сопротивления означает признание власти, борющейся против оккупантов. Необходимость такого признания возникает в случаях, когда органы власти, организовавшие эту борьбу, находятся в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет).  С момента признания органы народного сопротивления получали статус сражающихся, что позволяло распространять на них правила ведения войны, оказывать гуманитарную помощь.

Информация о работе Курс лекций по "Международному праву"