Континентальный шельф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Термин «континентальный шельф» сегодня у всех на слуху. Интерес этот не случаен. По образному выражению одного западного юриста, все запасы полезных ископаемых, которые таит в себе континентальный шельф, в сравнении с разведанными запасами на сухопутной части нашей планеты – это все равно, что почтовая марка, наклеенная на спину слона.

Содержание работы

Глава I. Юридическое понятие континентального шельфа,его внутренние и внешние границы 2
Глава II. Проблема освоения континентального шельфа 11
§ 1. Освоение месторождений континентального шельфа России 11
§2. Проблемы разработки континентального шельфа 16
Глава Ш. Пути совершенствования законодательства о континентальном шельфе 22

Содержимое работы - 1 файл

Таня.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

     Итоги шельфовых работ на всех морях  таковы: запасы осваиваемых там месторождений составляют около 3,6% от всех запасов промышленных категорий в нефтяном эквиваленте. Это оценки Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов мирового океана (ВНИИокеангеология). Его же специалистами установлена средняя плотность извлекаемых ресурсов: 20—25 тыс. т на 1 кв. км продуктивной площади. Из выявленных 800 локальных структур 130 подготовлены к глубокому бурению. Здесь речь идет далеко не обо всех шельфах России: восточные арктические моря считаются практически неизученными.

     Данные  приведенные выше неполные и всего  объема богатств, размещенных под  арктическим и иными шельфами, не знает точно никто.

     В XXI веке, на 62% площадей Баренцева, Печорского и Карского морей не пробурено ни одной скважины, на континентальном шельфе бурится по одной разведочной скважине в год. А ведь здесь есть и такие уникальные вещества, как газогидраты, о которых сегодня знает только узкий круг специалистов и которые, могут стать источником энергии на многие десятилетия.

     Богат арктический шельф запасами и других полезных ископаемых: угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и т. д. Из всего этого многообразия сегодня разрабатываются только месторождения угля на архипелаге Шпицберген и золота на острове Большевик (Северная Земля). Перспективы даже у таких «трудных» районов неплохие: спрос на стратегическое дефицитное сырье континентального шельфа будет расти.

     После открытия нефти Западной Сибири добыча здесь достигла существенных объемов  лишь спустя 20 лет. Можно представить себе, сколько десятилетий уйдет на «раскрутку» шельфовых месторождений. Только подготовительные процедуры, по прогнозам, займут пять лет. Затем еще десять лет — на создание инфраструктуры и обустройство месторождений.

     Таким образом, если работы развернуть прямо с завтрашнего дня, серьезной альтернативой континентальным месторождениям шельф России станет не раньше 2030 года. То есть реальные сроки широкомасштабной добычи на шельфе относятся к середине столетия. Что будет к тому времени с месторождениями Западной и Восточной Сибири, севера страны и другими, можно только предполагать, но прогнозы не везде утешительны. Кроме того, следует учитывать безусловные перспективы увеличения спроса на нефть и газ, а также дальнейшего роста себестоимости добываемых тонн и кубометров. И хотя ученые предрекают освоение к 2030 году новых источников энергии, таких как газогидраты, но это потребует столь же значительных усилий и инвестиций, как и освоение арктического шельфа.

     Тем не менее на фоне озадачивающего подсчета затрат времени и средств прорисовываются, помимо выгод от самой добычи, и другие полезные моменты. Например, выход на шельф — это вывод многих отраслей промышленности в режим устойчивого развития, прогрессирующего производства, повышение занятости населения. Судя по опыту Северной Европы, на одного занятого в добывающей промышленности на море приходится до 12 человек в смежных отраслях промышленности на суше. Это очень актуально для нашей страны, где миллионы рабочих и специалистов из бывшей «оборонки» так и не нашли себя в новых условиях, их трудовой потенциал, знания и опыт используются не по назначению.

     Специалисты ставят и такую задачу, как выработка  принципиально новых конструктивных решений для строительства надводных  и подводных установок для  разведочного и эксплуатационного бурения скважин, а также для создания стационарных объектов нефтегазодобычи: из-за тяжелых льдов в северных морях строить на материке, а затем транспортировать в море громоздкие сооружения, скорее всего, не удастся. Значит, их нужно будет возводить на месте. А это совершенно иной уровень технических и технологических решений. За границей они уже реализуются. На месторождениях Кайстер и Мардок в южной части Северного моря добычу в так называемом безлюдном режиме ведут компании TotalFinaElf и Conoco Philips. Процессы здесь полностью автоматизированы и контролируются системами дистанционного управления с берегового терминала через спутники связи. Газ по подводному трубопроводу перегоняется за 180 км на газовый терминал Тедлторп (Conoco Philips) в Англии, с которого и осуществляется управление всей системой.

     Уже сегодня в суммарной мировой  добыче углеводородного сырья треть  приходится на дно морей. В то же время иностранным инвесторам, чтобы  заключить в России соглашение о  разделе продукции (СРП) и приступить к работам на шельфе, нужно два-три года хождений по бюрократическим инстанциям. В частности, из-за этого российский шельф остается практически нетронутым. Оптимисты могут порадоваться такому «запасу», хранящемуся под надежными замками да еще и на морской глубине. Но в силу обстоятельств, изложенных выше, пора подбирать ключи и к этим кладовым.

     Допустим, что все проблемы решены, секторы  в Арктике проведены, добыча нефти  и газа идет полным ходом. Как и  при всяком вскрытии подземных горизонтов, встает вопрос об экологии. А поскольку речь идет о морском дне и о самом море, то такой вопрос встает особенно остро. Что осложняет экологическую безопасность российской Арктики, как и Арктического региона в целом? Первое — недостаточная изученность особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики.

     Следует отметить, наличие слабой изученности районов арктического шельфа с гидрографической точки зрения применительно к задачам обеспечения безопасности мореплавания. Затем — высокий уровень требований к экологической безопасности при эксплуатации нефтегазовых комплексов, находящихся в районах интенсивного судоходства и рыболовства. С учетом этого в прежние годы были подготовлены проекты федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об обеспечении экологической безопасности арктической зоны РФ», а также Национальный план действий «Защита морей Арктического региона от антропогенного загрязнения». Их разработка стала следствием осуществления Региональной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате антропогенной деятельности, реализации Федеральной целевой программы «Мировой океан», включающей подпрограмму «Освоение и использование Арктики».

     Проблема  освоения континентального шельфа затрагивает  общенациональные интересы России, а  потому специалисты настойчиво призывают  к принятию концепции рационального  освоения природных ресурсов арктических  морей и прилегающих районов  суши. Очевидно, что эти идеи найдут отражение в новом законе «О недрах», обсуждение которого не прекращается уже несколько лет и принятие которого, кажется, уже вполне реально.

 

Глава Ш. Пути совершенствования  законодательства о  континентальном  шельфе

      

     Законодательное регулирование деятельности, связанной с освоением ресурсов континентального шельфа РФ, находится под постоянным вниманием Государственной Думы. В частности, внесённые изменения в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» позволили унифицировать термины водных биоресурсов и минеральных ресурсов, уточнить порядок предоставления их в пользование. Положения закона приведены в соответствие с существующей структурой госуправления и компетенцией органов исполнительной власти. Увеличены с 5 до 10 лет сроки предоставления в пользование участков недр континентального шельфа для проведения работ по геологическому изучению.

     А именно, успехи в развитии нефтегазового  комплекса в величайшей степени  зависят от регулирующего этот процесс  законодательства. Это в полной мере относится и к проблеме освоения российского шельфа.

     В начале надо чётко определиться, в  какой степени государство заинтересовано в его разработке и в каком  поэтапном порядке, какие понадобятся  средства с учётом решения вопросов создания береговой инфраструктуры, транспорта, объектов переработки нефти и сжижения газа и т.д.

     Поскольку объективные обстоятельства, о которых  упоминалось выше, настоятельно диктуют  потребность в более интенсивной  разработке шельфовых месторождений  углеводородов, законодательство должно обеспечить прежде всего экономическую привлекательность таких проектов, в том числе и очень высокозатратных, если говорить об арктическом шельфе. Немало в этом отношении сегодня делается в плане предоставления налоговых и иных преференций компаниям-недропользователям (налоговые каникулы по НДПИ на срок от 10 до 15 лет и др), регламентации объёмов и сроков получения различных согласований в сторону их сокращения. Но всего этого пока недостаточно.

     Следует отметить то,что в условиях дефицита средств интересы расширения фронта работ и привлечения инвестиций требуют более продуманных мер по созданию условий для широкого участия как российских, так и зарубежных компаний в решении комплекса вопросов, связанных с разведкой и разработкой шельфовых месторождений. Эти меры должны предусматривать развитие конкурентной среды, обеспечивать путём проведения конкурсов и аукционов для потенциальных недропользователей максимально возможный эффект в экономической и социальной сферах, способствовать росту объёмов и качества продукции отечественной нефтегазовой промышленности и услуг российских сервисных компаний.

     По  мнению многих специалистов, широкие  возможности для манёвра предоставляют  соглашения о разделе продукции. Допущенные ранее ошибки в их использовании не повод отказываться от использования СРП как инструмента привлечения инвестиций в морскую нефтегазодобычу.

     Негибкость  отечественной фискальной системы  не только препятствует привлечению  в нефтегазовый сектор России иностранных  инвестиций, но и поощряет Российские компании вкладывать большие средства в реализацию зарубежных проектов по разведке и разработке месторождений углеводородов.

     До  сих пор законодательно не установлен статус участков недр, расположенных  на дне Каспийского, Балтийского, Чёрного и Азовского морей. Формально эти участки не относятся к континентальному шельфу, в то же время к сухопутным их также отнести нельзя. Как результат, возникает масса неопределённостей. Например, не ясно, относится или нет распоряжение участками недр, расположенных на дне указанных морей, к исключительным полномочиям правительства (по аналогии с недрами континентального шельфа). 

       Состав законодательства, регулирующего  правоотношения в сфере поисков,  разведки и добычи полезных  ископаемых на акваториях, находящихся под юрисдикцией РФ, достаточно объемен и включает в себя как нормы федерального законодательства, так и международно-правовые акты.

     В Российской Федерации действует  Федеральный закон "О континентальном  шельфе Российской Федерации". Однако в отличие от зарубежных аналогов этот Закон применим не только к отношениям, связанным с пользованием недрами, но и к осуществлению иной хозяйственной деятельности на континентальном шельфе (изучение и использование живых ресурсов, морские научные исследования и др.).

     Существенный  объем правовых норм, регулирующих отношения недропользования, содержится и в действующем Законе РФ "О  недрах". Однако его нормы и  принципы не адаптированы к специфике  регулирования отношений на континентальном  шельфе. Кроме того, правоприменительная практика свидетельствует, что действующее законодательство не позволяет в полной мере урегулировать весь объем правоотношений в сфере геологического изучения, поисков, разведки и добычи УВ.

     Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации существует объективная необходимость совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе.

     К основным направлениям совершенствования  законодательства в этой сфере относятся:

     1. Разработка, обоснование и нормативное  закрепление единых принципов  осуществления деятельности, связанной  с пользованием недрами в пределах  всех акваторий, находящихся под  юрисдикцией РФ. Необходимость разработки  единых принципов связана с тем, что в существующем законодательстве содержатся разные требования к порядку проведения работ, например, на континентальном шельфе и в территориальном море, что осложняет процедуру получения и согласования разрешительных документов, регламентирующих указанную деятельность. Представляется необходимым также, исходя из мирового опыта, законодательно закрепить максимальные размеры участков, предоставляемых в пользование.

     В связи с этим следует рассмотреть  вопрос о целесообразности разработки и принятия закона "О поисках, разведке и добыче полезных ископаемых на акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации", в котором будут установлены общие, единые для всех акваторий принципы осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами.

     2. Разработка и законодательное  закрепление норм, регулирующих  возможность и порядок участия  иностранного капитала в проектах  по освоению нефтегазовых месторождений  на участках акваторий, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации. Учитывая значительную капиталоемкость таких проектов, их техническую и технологическую сложность, следует предусмотреть возможность участия в них иностранного капитала, в том числе через национальную (государственную) нефтяную компанию, а также путем создания консорциумов с российскими юридическими лицами.

Информация о работе Континентальный шельф