Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:58, реферат
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчёркивая тем самым, что 1812 год стал исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьёзно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма.
Введение 3
Жены декабристов. 5
Путь Е.И. Трубецкой в Сибирь. 6
Мария Николаевна Волконская 11
Заключение 18
Список литературы 19
С Бурнашевым у Трубецкой и Волконской сложились особые отношения. Через его руки проходила их переписка, и ему стало ясно, что в Петербурге у них имеются влиятельные родственники и друзья.
Среди этих громких имен и положений Бурнашев, гроза Нерчинских рудников, чувствовал себя маленьким и ничтожным человеком и понимал, что с этими титулованными декабристами, особенно с их женами, нужно держать себя совсем по-иному и всегда быть настороже.
Он опасался Трубецкой, женщины мягкой, но с ироническим складом ума, и боялся Волконской, к которой не решался даже входить без доклада, и вынужден был смотреть сквозь пальцы на их постоянную помощь каторжанам и добрые отношения с ними...
Обстановка и общие условия жизни в Нерчинских рудниках угнетали. На протяжении почти года здесь шла непрестанная тяжелая борьба за жизнь, за свое человеческое достоинство - безнадежная смена дней, недель, месяцев. Не по часам, а по звону кандалов жены узнавали, что уже пять часов утра и мужья отправляются на работу.
Лишь здесь, живя в покосившейся крестьянской хижине, под которой «во глубине сибирских руд» работали их мужья, они познали, на что обрекли себя, уехав за тысячи верст в Сибирь.
Нужна была глубокая вера в правоту дела, за которое осуждены были на вечную каторгу декабристы, чтобы унылые, безрадостные и мрачные Нерчинские рудники явились для Волконской «землей обетованной». Чтобы, оказавшись на каторге, жены декабристов почувствовали себя счастливыми в жалкой, затерявшейся в далекой Сибири хижине. Чтобы добровольно расстаться с родными и близкими, покинуть Петербург и навечно похоронить себя в суровой Сибири...
Совершая по вечерам прогулки к маленькому сельскому кладбищу. Волконская и Трубецкая не раз спрашивали друг друга: «Не здесь ли нас похоронят?» Это было грустно и безотрадно. Но они не раскаивались в том, что приехали сюда.
Волконская никогда не выказывала грусти. Мягкая и обаятельная, она была любезна и приветлива с товарищами мужа и со всеми окружавшими ее, но горда, взыскательна и непреклонна во взаимоотношениях с комендантом и тюремщиками. Естественно, что при создавшихся условиях и сам начальник рудника Бурнашев вынужден был сдерживать себя.
Так отразился на общем режиме заключенных приезд Волконской и Трубецкой. Декабристы почувствовали, что они не одиноки...
Почему-то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.
Споры о поступке жен декабристов не утихают до сих пор. Одни cчитают их национальными героинями, образцами русского женского характера, едва ли не мученицами, бросившими все ради любви к своим мужьями и стремления разделить их участь. Другие - чуть ли не первыми революционерками, бросивших во имя идеалов декабризма детей и родных. Сторонники и той и другой точки зрения защищают ее с яростью, достойной, наверное, лучшего применения. Скорее всего, ни та, ни другая точка зрения не может быть абсолютно верной.
Прежде всего из женщин, последовавших за декабристами в Сибирь, русскими по крови и культурной ориентации были только несколько. Далеко не все из них поехали в Сибирь, движимые горячей любовью к своим спутникам жизни, тем более что браки в среде русской аристократии заключались, как правило, родителями, и сердечная склонность сына или дочери если и принималась в расчет, то в качестве едва ли не последнего аргумента. Достоверно известно, что у М. Волконской до ссылки были крайне плохие отношения с мужем, и в Сибирь она, как и большая часть ее подруг, поехала из чувства долга.
Но столь же неправомерно было бы выставлять жен декабристов соратницами своих мужей в политическом смысле. О политических воззрениях своих мужей и о существовании тайных обществ они узнали, уже живя с ними в ссылке. В аристократическом обществе дамам не принято было интересоваться политикой, ну а дворяне со своими женами, конечно, эти темы не обсуждали. Что касается детей, которых было запрещено брать с собой в Сибирь, то не нужно забывать, что жены декабристов ехали в полную неизвестность и абсолютную бытовую неустроенность, в то время как их дети оставались на руках многочисленных любящих родственников и толпы слуг.
Могут ли быть жены декабристов идеалом и примером для подражания для современных женщин? Можно поставить проблему шире - является ли для современных женщин идеалом та жертвенная любовь или то чувство долга, которое, без сомнения, явили миру эти женины? Но, с другой стороны, требовало ли это чувство таких жертв - разрыв с семьей, родными, детьми, привычной средой и образом жизни, ведь для тех женщин, которые не последовали за своими мужьями, не последним аргументом были именно отрыв от своего круга и лишение привычного комфорта. На этот вопрос нет и, наверное, никогда не будет однозначного ответа. В подобных обстоятельствах каждая женщина сама решит этот вопрос, но, конечно, никому не пожелаешь оказаться в тисках страшного выбора между мужем и детьми.