Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:58, реферат
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчёркивая тем самым, что 1812 год стал исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьёзно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма.
Введение 3
Жены декабристов. 5
Путь Е.И. Трубецкой в Сибирь. 6
Мария Николаевна Волконская 11
Заключение 18
Список литературы 19
Ленинградский Государственный Университет
имени А.С. Пушкина
Факультет
экономики и инвестиций
Реферат на тему:
«Жены
декабристов»
Реферат выполнил:
Тюнина И.А.
Студент ОЗО
По специальности:
«Финансы
и кредит»
Санкт-Петербург
2008
Введение 3
Жены декабристов. 5
Путь Е.И. Трубецкой в Сибирь. 6
Мария Николаевна Волконская 11
Заключение 18
Список литературы 19
14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма». Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи - в Петербурге, на одной из её центральных площадей.
Всего шесть часов длилось восстание. Против восставших были двинуты вчетверо их превосходящие воинские силы царя. В распоряжении царя была артиллерия. Залпы пушек положили конец восстанию. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.
Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, которые в конечном счёте могли привести её к «гибели». Поэтому ликвидация самодержавия и крепостничества рассматривалась ими в первую очередь как глубоко патриотическая задача «спасения» России. Все декабристы были горячими патриотами. Они называли себя «истинными и верными сынами отечества».
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчёркивая тем самым, что 1812 год стал исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьёзно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма.
После разгрома восстания самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадной жестокостью. По всей стране начались массовые аресты участников тайных обществ декабристов. Сотни их были брошены в казематы Петропавловской крепости. Полгода работал «Высочайше учреждённый Следственный комитет по изысканию соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года».
Следственные комиссии вели расследования по делу декабристов и причастных к ним солдат в Могилеве, Белой церкви, Белостоке, Варшаве, при полках. Сам Николай 1 выступал в роли следователя и тюремщика декабристов, лично производил допросы, определял режим заключения каждому декабристу. В списке привлечённых к следствию значится 579 имён. Это был невиданный для России широкий политический процесс. 121 декабрист был передан Верховному уголовному суду. Из них пятеро (П.И Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский) были поставлены «вне разрядов» и приговорены «к смертной казни четвертованием», 31 подсудимый - «к смертной казни отсечением головы», остальные - к различным срокам каторжных работ и ссылке, к разжалованию в солдаты. Царь «милостиво» заменил четвертование повешением, а «отсечение головы» - пожизненной каторгой. К различным срокам каторги и ссылки приговорены 45 декабристов военными судами в Могилёве и Белостоке. Более 120 декабристов понесли наказания без суда, в административном порядке, по личному указанию царя: заключены в крепости на разные сроки, разжалованы в солдаты, высланы, отданы под надзор полиции. Расправа над декабристами поразила своей жестокостью современников.
Хотя
декабристы потерпели поражение, но
их дело не пропало. В.И. Ленин отмечал
большое историческое значение и
тех революционных выступлений,
которые терпели поражения. Говоря
о «величайшем
Декабристам много помогали на каторге и в ссылке выехавшие в Сибирь за мужьями жены.
24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта выросшая в роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем-декабристом С.П. Трубецким.
Вслед за нею из дома Волконских на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу С.Г. Волконскому в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н.Н. Раевского.
Через день после нее выехала к мужу в Сибирь Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа Г.И. Чернышева. А.С. Пушкин направил с нею в Сибирь два послания: одно - декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое - лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И. Пущину.
И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е.П. Нарышкина, Н.Д. Фонвизина, А.И.Давыдова, А.В. Ентальцева, М.К. Юшневская и А.В. Розен. Среди этих замечательных женщин, к примеру, были еще две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И.А. Анненкова, Камилла Ле-Дантю - за В.П. Ивашева.
В далекой Сибири эти хрупкие на вид женщины начали строить свою новую жизнь и вместе с декабристами-каторжниками и ссыльнопоселенцами самоотверженно несли свой крест. Лишенные, по существу, всех прав, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями против произвола чиновников, за право на человеческое достоинство в условиях ссылки, помогая тем, кто нуждался в их помощи. Жены декабристов - дочери из известных дворянских родов - держали себя гордо, свободно и подчеркнуто независимо в отношении сибирского начальства, большого и малого, которое не только вынуждено было считаться, но и боялось их.
В этих женщинах, в их моральном авторитете и силе воле декабристы находили особую поэзию жизни.
На поселении умерли три жены декабристов (Муравьева, Ивашева и Трубецкая). Три овдовели в Сибири; им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Две жены последовали за мужьями из Сибири на Кавказ (Розен и Нарышкина) и три вернулись с мужьями поите амнистии 1856 года (Фонвизина, Волконская и Анненкова).
Они
вернулись политически
Екатерина Ивановна Трубецкая первая из жен декабристов обратилась к Николаю I с просьбой разрешить ей последовать за мужем.
Ее отца, французского эмигранта графа И.С. Лаваля, знал весь аристократический Петербург. В его сохранившемся до наших дней роскошном особняке на Английской набережной собиралось избранное петербургское общество.
Полы большого зала особняка были устланы мраморными плитами, вывезенными из римского дворца императора Нерона. Здесь давались балы, и в этом зале незадолго до 14 декабря 1825 года великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля, юной Екатериной Ивановной.
14 декабря 1825 года великий князь Николай Павлович стал Николаем I, а муж Екатерины Ивановны, декабрист князь Сергей Петрович Трубецкой, оказался в Петропавловской крепости и приговорен был к вечной каторге…
Получив разрешение на поездку, Трубецкая выехала в Сибирь 24 июля 1826 года, на другой день после отправки на каторгу мужа.
Она даже отдаленно не представляла себе, что ждет ее в этом крае отверженных, в этой стране изгнания, и не знала, уезжая, что она навсегда расстается со всеми друзьями своего короткого, так быстро промелькнувшего счастья.
В этот далекий сибирский путь ее со слезами на глазах провожал отец, граф Лаваль. Дочь не плакала. И отца убеждала не плакать. Она говорила, что детей у нее нет и ее долг – быть с мужем в тяжелые для него дни. Она просила отца простить ее…
Начался долгий и томительный путь. На тысячи верст потянулись перед глазами Трубецкой безбрежные сибирские просторы, часто безлесные и безрадостные. Нужно было проехать десятки верст, чтобы, добраться от одного селения до другого.
По этому бескрайному тракту длинной цепью, звеня кандалами, холодные и голодные, шли в Сибирь партии арестантов и каторжников. Чтобы скрасить свою горькую долю и облегчить тяжкий путь, они пели. Это были печальные, трогательные и надрывные песни, которые русский народ сложил про «Владимирку», про Сибирь, про каторгу.
Далекий Сибирский тракт был полон опасностей. Часто сбивались с пути. Время от времени встречались голодные стаи волков.
В Красноярске заболел провожатый Трубецкой, секретарь ее отца, француз Воше, и она поехала дальше одна. В пути сломалась карета, она продолжала путь на перекладных почтовых лошадях. В Иркутске ей неожиданно посчастливилось встретиться с мужем.
Свидание длилось недолго. Декабристов увезли, а Трубецкая осталась в Иркутске, но выехать отсюда скоро ей не пришлось: здесь ее ожидали бесконечные и мучительные объяснения с иркутским губернатором Цейдлером.
Приехав в Иркутск, Трубецкая обратилась к Цейдлеру за разрешением следовать дальше. Выполняя полученную из Петербурга инструкцию, губернатор уже при первом свидании стал убеждать Трубецкую вернуться обратно.
Трубецкая отказалась. Тогда Цейдлер дал ей подписать документ, выработанный петербургским секретным комитетом на основании представленных Лавинским соображений. В нем было четыре пункта:
1. Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ними участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.
2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в коренные заводские крестьяне.
3. Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления.
4. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших.
Трубецкая подписала эти суровые условия и просила Цейдлера не задерживать ее.
Цеидлер ознакомил ее с рядом новых ограничений, установленных по указанию Николая I для жен декабристов. В них говорилось, что:
необходимые женам декабристов средства на жизнь они могли получать до смерти своих мужей лишь через посредство начальства, но и эти деньги имели право расходовать согласно особым строгим правилам;
после смерти мужей женам декабристов возвращались все их прежние права, как и право распоряжаться своими доходами, но все это лишь в пределах Сибири; возвращение же их в Россию могло иметь место лишь после смерти мужей, с высочайшего на то каждый раз разрешения, и с определенными, установленными для жен декабристов ограничениями.