Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
Это была активная политика , ориентированная на гегемонию России как в Европе, так и на Востоке. Эффективность внешней политики была высокой в 20-40-е гг., но к концу 40-х она стала постепенно падать, т.к. между поставленными целями и возможностями их реализации появился разрыв, вызванный нараставшим социально-экономическим отставанием России от стран Запада.
Введение
1.Восточное направление внешней политики Николая I
-Русско-иранская (персидская) война 1826-1828гг.
-Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
-Турецко-египетский кризис и политика России
2. Западное направление внешней политики Николая I
- Восстание в Польше 1830-1831 гг.
- Россия и революции в Европе 1848-1849 гг.
3. Крымская война
-Обострение восточного вопроса
-Этапы военных действий
- Парижский договор 1856 г.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Одним из главных достижений Туркманчайского договора для России стали завершение присоединения Восточной Армении, значительное укрепление стратегических позиций России в Закавказье, усиление ее влияния на Среднем Востоке.
Окончание войны с Персией позволило российской дипломатии активизировать дипломатическую подготовку к войне с Турцией.
-Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
В 1828-1829 гг. произошло сближение России с Францией. Одновременно Николай I вошел в контакт со статс-секретарем Англии по иностранным делам Каннингом. Николай I хотел осуществить идею его брата Александра о сговоре Англии и России относительно турецких дел. Александр имел в виду прежде всего греческое восстание, но также подразумевались и Черноморские проливы. Каннинг ответил взаимностью на стремление царя сблизиться с Англией. В Петербург был отправлен специальный человек из Лондона – Веллингтон. Каннинг сказал ему, что нужно по возможности достигнуть совместного решительного давления на Турцию и заставить ее отказаться от мысли вырезать греческое население на полуострове Морее. Каннинг хотел, чтобы царь воевал с Турцией и этим освободил Грецию, но чтобы Россия не разрушила Турецкой империи и не захватила бы проливов. Значит, нужно было одновременно и толкать царя на войну с Турцией, и иметь потом возможность доказать, что никто его на войну не толкал, а совсем напротив. Но уже первые беседы Веллингтона с Николаем I обнаружили, что планы Каннинга не могут быть выполнены в точности. У Николая I же созрела мысль втянуть в войну с Турцией и Англию.
4 апреля 1826г. Веллингтон подписал Петербургский протокол, который предоставлял собой соглашение Англии и России по греческому вопросу. Греция образует особое государство; султан считается его главой; однако Греция должна иметь свое собственное правительство, свои законы и т.д. Чисто внешний вассалитет должен был свестись к ежегодным платежам известной суммы. Россия и Англия обязуются «поддерживать» друг друга при проведении этого плана, в случае если со стороны Турции встретятся препятствия. Итак, получилось, что не Англия втравила в войну Россию, а наоборот, Россия Англию.
С французской стороны последовали жалобы на то, что ее не привлекают к войне с Турцией. Каннинг заявил, что не против Франции, но Николай не желает третьего участника. Тогда посол Франция обратился к Николаю, а царь ответил ему, что приветствовал бы участие Франции, но препятствует Каннинг. Участия французов Николай желал еще меньше, чем Каннинг, но когда Каннинг уступил, то сразу же уступил и царь. Против Турции образовалась могучая коалиция трех держав: России, Англии и Франции.
14 апреля 1828г. Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией. Турции и главным союзникам России была направлена Декларация о войне. В ней объявлялись причины объявления войны и сформулированы основные условия, на которых Россия пойдет на заключение мира с турецкой стороной. В состав требований России входили урегулирование пограничных вопросов на Дунае, ликвидация там турецких крепостей, подтверждение всех привилегий Дунайских княжеств и Сербии, восстановление прав торгового судоходства России на Черном море и в Проливах, «умиротворение Греции», а также присоединение к российским владениям на Черноморском побережье Кавказа Анапы и Поти.
Начиная войну с Турцией, царское правительство рассчитывало на быструю победу. К началу войны российская армия не имела продовольствия, обмундирования, оружия, достаточных для ведения длительной кампании. Вооружение армии требовало серьезного усовершенствования и обновления. И тем не менее Россия была сильна численностью своей армии, военным искусством ее многих боевых офицеров.
Спустя 11 дней после подписания Манифеста о начале войны 100-тысячная армия под командованием П.Х.Вигтенштейна перешла пограничную реку Прут и вторглась на территорию княжества Молдавия. Это удовлетворяло условиям Аккерманской конвенции. Стремление заставить Порту выполнить свои обязательства по отношению к Дунайским княжествам и Сербии усиливало позицию России на Балканах. Вступление русских войск в Дунайские княжества местное население встретило доброжелательно. Княжества представляли собой важный плацдарм для дальнейших действий на правобережье Дуная. Власть в них теперь оказалась в руках главы русского оккупационного управления. Началась подготовка социально-экономической и административной реформ, жизненно важных для княжеств. Хатти-шерифом (султанским рескриптом) 1827 года господарям Молдавии и Валахии совместно с диванами предписывалось составить «регламенты» - свод основных законов для каждого княжества. После занятия русскими войсками Ясс и Бухареста началась подготовка «проекта работы над будущей конституцией княжеств Молдавии и Валахии».
Возвращаясь к началу русско-турецкой войны, отметим, что военные действия велись на двух фронтах – Балканском (Дунайском) и Кавказском. Дунайская армия предпочитала тактику осадной войны. Упорное сопротивление османских войск на Балканах стало неожиданностью для русского верховного командования и для самого царя.
Балканские народы стремились оказать помощь русским войскам. Но царь и верховное командование армией опасались подъема национально-освободительных движений на Балканах. И, тем не менее в Дунайских княжествах, Болгарии, Сербии создавались отряды из добровольцев. В весенней военной кампании 1829 года, когда предстояло завершить осаду крепостей Шумлы и Силистрии и овладеть ими, а затем перейти за Балканы, русские войска прибегали к помощи болгарских добровольческих отрядов. В результате были взяты Силистрия, Бургас. 8 (20) августа Турки без боя сдали Адрианополь, что означало приближение конца войны и завершение острой фазы восточного кризиса.
Этому значительно способствовали и успехи русской армии на Кавказском фронте. В 1826-1828 годах армия пополнилась многими боевыми офицерами – членами тайных антиправительственных обществ, которых по приговору царского суда после восстания декабристов отправили в действующую армию на Кавказ.
В военных планах командующего кавказскими войсками И.Ф.Паскевича важное место занимало овладение Анапой. Сорок дней продолжалась осада Анапы с моря и суши. 24 июля 1828г. Анапа была взята.
Летом развернулось наступление на Карском направлении. Взятие 5 июля крепости Карса стало большим событием военной кампании 1828 года. В течение трех месяцев войны Кавказская армия заняла Карский, Ахалцихский и Баязетский пашалыки. К сентябрю появилась возможность русских войск к центру Западной Армении – Эрзеруму. Но нерешительный Паскевич отвел войска на зимовку в Грузию.
Но к лету 1829 года русская армия добилась значительных успехов как на Балканском, так и на Кавказском фронтах. На кавказском направлении были одержаны новые победы: летом были взяты Эрзерум, затем Бейбурт, готовилось наступление на Трапезунд и Батум. Стратегические планы Турции рушились. Не лучше складывалась обстановка Турции и на дунайском направлении. После взятия Адрианополя русские войска приблизились к Константинополю. Порта была вынуждена признать, что война проиграна.
Пытаясь предотвратить русскими войсками взятие столицы Османской империи, султан Махмуд II санкционировал начало переговоров о мире. К заключению мира стремилась и Россия. Русские войска были крайне утомлены.
20 августа 1829 года в Адрианополь для участия в ведении переговоров о мире прибыли представители царя – генерал-адъютант А.Ф.Орлов и второй уполномоченный, тайный советник Ф.П.Пален. Делегацию на переговорах о мире с турецкой стороны возглавил политик Мехмед Садык-Эфенди.
Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией был подписан 2 (14) сентября 1829 г. Если на Балканском фронте военные действия были прекращены ранее, то на Кавказском они еще продолжались. Известие о подписании мира и ратификации 28 сентября мирного договора султаном И.Ф.Паскевич получил только в середине октября. Осман-паша получил предписание султана нанести поражение войскам Паскевича с целью оказать давление на ход переговоров в Адрианополе. Но это им не удалось.
Адрианопольский мирный трактат состоял из 16 статей, Дополнительного акта о Молдавии и Валахии и Объяснительного акта о порядке выплаты России контрибуции. Согласно договору, Турция потеряла черноморский берег от устьев Кубани до бухты св. Николая и почти весь Ахалыцкий пашалык. На Дунае к России отходили острова в дельте Дуная, южный рукав устья реки становился русской границей. Русские получили право прохода их торговых судов через Дарданеллы и через Босфор. Дунайские княжества и Силистрия оставались в русских руках впредь до выполнения всех условий Адрианопольского договора. В статье II говорилось: «Е.в. император и падишах всероссийский, желая удостоверить е.в. императора и падишаха оттоманского в искренности своего дружественного расположения, возвращает Блистательной Порте княжество Молдавию в тех границах, какие оно имело до начатия войны, настоящим мирным договором прекращенной. Е.и.в. так же возвращает княжество Валахию и Краповский Банат без всякого изъятия, Булгарию и землю Добрудже от Дуная до моря и купно с тем Силистрию, Гирсово, Мачин, Исакчу, Тульчу, Бабадаг, Базарджик, Варну, Праводы и другие города, местечки и селения, в той земле состоящие, все пространство хребта Балканского от Емине-Бурну до Казана, и все земли от Балкана до моря, а также Селимно, Ямболи, Айдос, Карнабат, Мисимврию, Анхиали, Бургас, Сизополь, Кирклисси, город Адрианополь, Люле-Бургас, наконец все города, местечки и селения и вообще все места, занятые в Румелии российскими войсками». Турки потеряли право селиться на определенном расстоянии к югу от Дуная. Что касается Греции, то она объявлялась самостоятельной державой, связанной с султаном лишь платежом 1, 5 млн пиастров в год причем эти платежи начинаются лишь на пятый год после принятия Турцией условий), а населению Греции предоставлялось избрать государем какого-либо принца из царствующих в Европе христианских династий, но не англичанина, не русского и не француза.
Таков был Адрианопольский трактат, который дал России большие выгоды и победоносно закончил опасную войну. Николай I знал, что при его дворе не все довольны умеренностью победителя и прежде всего тем, что не был занят Константинополь. Но царь считал, что и без Константинополя сделан большой шаг по намеченному на Востоке пути.
Историческое значение Адрианопольского мира заключалось не во временном усилении влияния России на Балканах, а в образовании самостоятельного Греческого государства, в упрочении автономии Дунайских княжеств и Сербии, в международном признании их автономного статуса. После окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов Россия стремилась к поддержанию с Турцией добрососедских отношений.
Можно с уверенностью сказать, что в основе политики Николая I в начале его правления лежала заветная мечта Екатерины II – изгнание турок из Европы и установление российского контроля над черноморскими проливами. Однако война 1828-1829 годов показала, как трудно воплотить эту задачу в жизнь.
- Турецко-египетский кризис и политика России
После Адрианопольского мира влияние России во всех делах, касавшихся Ближнего Востока, заметно возросло. Это с полной очевидностью обнаружилось три года спустя, после того как борьба за независимость Египта под руководством Мухаммеда-Али вызвала новое обострение Восточного вопроса.
Могущественный вассал Турции, паша Египта Мухаммед-Али, восстал против султана и пошел на него войной. Когда египетские войска летом 1832 г. заняли Сирию и, преодолев скалистый гребень Тавра, вторглись в Анатолию, султан обратился за помощью к европейским державам. Однако правительства Англии и Австрии ограничились пустыми обещаниями, а правительство Франции явно симпатизировало Мухаммеду-Али. Только Николай I попытался воздействовать на мятежного египетского пашу, отозвав из Александрии русского консула. Царь тем более внимательно следил за развитием нового восточного кризиса, что рассматривал Мухаммеда-Али как ставленника ненавистного ему «короля баррикад! Луи-Филиппа и не желал перехода черноморских проливов под контроль Франции в случае захвата Константинополя египетскими войсками.
В ноябре 1832 г. Николай I решил выступить в качестве посредника между султаном и его вассалом. Для этого он направил в Константинополь и Александрию генерала Н.Н.Муравьева, уже не раз выполнявшего ответственные дипломатические поручения на Востоке. Одновременно командующему Черноморским флотом адмиралу А.С.Грейгу было дано указание подготовить для дальнего похода к берегам Турции эскадру из пяти линейных кораблей и четырех фрегатов.
Н.Н.Муравьев побывал в Константинополе и Александрии, но примирить враждующие стороны не смог. Тогда Мухаммед-Али приказал остановить наступление на Константинополь, но было уже поздно. К тому же командующий египетской армией, сын Мухаммеда-Али Ибрагим, не собирался прекращать военных действий, зная, что отец не будет на этом слишком настаивать.
Встревоженный султан вынужден был официально просить у царя срочную военную помощь. 20 февраля 1833 г. девять русских боевых кораблей прошли Босфор и бросили якорь недалеко от султанского дворца. Турецкие министры сразу же стали просить об отводе прибывшей эскадры в Сизополь, ближайший к Босфору порт болгарского побережья.
Через несколько дней было получено известие о восстании, поднятом сторонниками Мухаммеда-Али в Смирне, а затем и другое – о приближении египетского флота к Дарданеллам. После этого испуганный султан сам стал простить русского адмирала Лазарева не покидать со своей эскадрой Босфора. Вскоре эскадре Лазарева присоединилось еще два отряда русских кораблей, а на азиатский берег Босфора высадились части 14-тысячного русского десантного корпуса.
После этого представители западных держав начали требовать от Мухаммеда-Али примириться с султаном, чтобы затем принудить последнего потребовать вывода русских войск из Константинополя. Прежде всего пребывание русских войск на восточной окраине турецкой столицы заставило Мухаммеда-Али согласиться на примирение с султаном. Султан Махмуд был в восторге от оказанной ему помощи со стороны России и еще больше от того, что спасители Турецкой империи 11 июля намереваются отчалить от дружественных турецких берегов и возвратиться в Севастополь.
За два дня до полной эвакуации русских войск с Босфора, 26 июня (8 июля) 1833г., договор был подписан. По месту, где велись секретные переговоры, он получил название Ункиар-Искелесийского.
Итак, в Ункиар-Искелесси Николай I одержал новую дипломатическую победу, - более замечательную, чем Адрианопольский мир, ибо победа эта была достигнута без войны. Это служило доказательством силы и влияния России на Ближнем Востоке. По Ункиар-Искелесийскому договору Россия и Турция отныне обязывались помогать друг другу в случае войны с третьей державой как флотом, так и армиями. Они обязывались также помогать друг другу в случае внутренних волнений в одной из двух стран. Турция обязывалась в случае войны России с какой-либо державой не допускать военных судов в Дарданеллы. Босфор же оставался при всех условиях открытым для входа русских судов.
2. Западное направление внешней политики Николая I